РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
- 02.08.2013
- 1
На что следует обращать внимание?
Согласно Закону Кыргызской Республики «Об образовании», изучение русского языка, также и кыргызского и одного из иностранных языков, «является обязательным и регламентируется образовательными стандартами» (статья 5-я).
Учебное освоение русского языка наряду с курсом родного языка и во взаимодействии с ним предполагает формирование у учащихся реального двуязычия, которое понимается как знание двух языков в основных формах их существования (разговорная и литературная), а также общение и использование источников информации на изучаемом языке.
Цель курса русского языка – научить учащихся пользоваться русским языком в жизненно необходимых ситуациях общения.
Ведущим принципом обучения является принцип коммуникативной направленности: «Учиться общаться – общаясь!».
Какими программами предстоит руководствоваться в новом учебном году?
Это обновленные программы, изданные в 2011-2012 (и возможно, в 2013) гг.:
1) по русскому языку и чтению для I–IV классов одиннадцатилетней кыргызской школы;
2) по русскому языку, объяснительному и литературному чтению на русском языке для V–IХ классов школ с кыргызским языком обучения;
3) по русскому языку для Х–ХI классов и по русской литературе для IХ–ХI классов школ с кыргызским языком обучения.
Какими нормами оценки образовательной подготовки учащихся предстоит руководствоваться в новом учебном году?
В силе остаются «Примерные нормы оценки образовательной подготовки учащихся киргизской школы по русскому языку и русской литературе» (см.: // РЯЛШК, 2006, № 2, с. 8–27).
По каким учебникам будут работать учащиеся в новом учебном году?
Прежде всего, это те учебники, которые были разработаны в соответствии с современными требованиями или были обновлены, переработаны в соответствии с ними. В случаях, когда новые учебники по русскому языку и русской литературе пока не изданы, ориентиром является приведенное в программах «Распределение учебного материала…».
Учителю-русисту, преподающему предмет в начальных и средних классах, в частности, предстоит работать в новом учебном году по следующим учебникам:
М.С.Абайдулова «Первый шаг» (учебник русского языка для 1 класса школ с кыргызским языком обучения) или Кульбаева Г.Б., Кульбаева А.Б. «Русский язык» 1 класс для школ с кыргызским языком обучения (Учебно-методическое пособие к учебнику «Русский язык» 1 класс; Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса школ с кыргызским языком обучения).
М.С.Абайдулова, Х.Б.Бугазов. Русский язык. Для 2 класса. (как пробный рекомендуется учебник русского языка (авторы: Омурбаева Д. К. и др.))
В.В.Красикова, Н.Л.Хмельницкая. Русская речь. Для 3 класса.
К.Д.Илеева, А.А.Гузик. Русская речь. Для 4 класса.
В.Г.Каменецкая, Н.Г.Каменецкая. Русское слово. Ч. 1 и Ч. 2. Для 5 класса.
М.Дж.Тагаев, О.Г.Симонова. Русский язык. Для 6 класса.
М.Дж.Тагаев, О.Г.Симонова. Русский язык. Для 7 класса.
А.Е.Супрун, В.Д.Скирдов, Т.К.Акматов. Русский язык. Для 8–9 классов.
В старших классах занятия по русскому языку следует проводить по учебникам:
С.А.Кундузакова. Русский язык для Х класса.
Н.П.Задорожная, Дж. Н. Идрисова. Русский язык. Синтаксис. Для ХI класса.
По русскоязычному литературному курсу кыргызской школы следует использовать учебники:
Н.М.Мурадымов, Н.А.Ешенова. Русская литература (ХХ век) для 11 класса.
Л.А.Шейман, Г.У.Соронкулов. Русская литература (2-я половина ХIХ века) для 10-го класса кыргызской школы
З.С.Смелкова, К.Х.Джидеева. Русская литература для 9 класса.
Г.У.Соронкулов, Н.А.Ешенова. Русская литература для 8 класса.
Т.Мейманалиев. Русская литература для 7 класса.
О.Г.Симонова. Книга для чтения для 6 класса.
Также рекомендуются следующие адаптированные учебники, утвержденные на Ученом совете КАО, если они будут изданы в этом году:
– Учебник (адаптированный) «Русский язык» 5-7 классы для школ с русским языком обучения (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Троснецова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба; ред. совет по внесению регионального компонента: проф. М.А.Рудов, проф. М.Дж.Тагаев);
– Учебник (адаптированный) «Русский язык» 1-4 классы для школ с русским языком обучения (авторы: Зеленина, Хохлова; ред. совет по внесению регионального компонента: проф. З.К.Дербишева).
В этом учебном году прошли апробацию учебники русского языка и чтения для 3 класса общеобразовательных школ КР с кыргызским, русским и узбекским языками обучения:
– учебно-методический комплекс по русскому языку и чтению («Русский язык» 3 класс (сост.: О.В.Даувальдер, Л.А.Никишкова) для школ с русским языком обучения, Методическое пособие для учителя «Русский язык» 3 класс (сост.: Л.А.Никишкова, О.В.Даувальдер).
– «Книга для чтения» 3 класс (сост.: И.В.Власова, Е.Е.Озмитель);
– Методическое пособие для учителя «Книга для чтения» 3 класс (авторы: И.В.Власова, Е.Е.Озмитель).
– «Русский язык» 3 класс для школ с кыргызским и узбекским языками обучения (сост.: В.А.Булатова, Ч.Мусаева, А.Ш.Шеримбекова); – Методическое пособие для учителя «Русский язык» 3 класс для школ с кыргызским и узбекским языками обучения (сост.: В.А.Булатова, А.Ш.Шеримбекова).
Из учебных пособий, изданных в последние годы, целесообразно использовать в старших классах «Сборник текстов для изложений на русском языке» О.Г.Симоновой и А.В.Трускавец для Х — ХI классов (Бишкек: Педагогика, 2001), «Сборник упражнений по русскому языку» В. Г. Каменецкой и Н.Г.Каменецкой для ХI класса (изд. 4-е, перераб. и доп. Бишкек: Кыргызстан, 1998 или: Бишкек: Педагогика, 2001), «Сборник диктантов по русскому языку для 2-4 классов школ с кыргызским языком обучения» Г.С.Тагаевой (Бишкек, 2009); «Сборник диктантов и изложений по русскому языку для 9-11 классов» (Сост.: Борчиева Б.Т., Тагаева Г.С., Бишкек, 2010).
Выборочно можно применять хрестоматию «Рукописи не горят: Из истории русской литературы ХХ века», под ред. А.С.Кацева (составители А.С.Кацев, А.П.Долгов, В.И.Хазин; Комментарии А.С.Кацева и Г.Ш.Кадыровой; кн. 1 и 2. Бишкек: Фонд «Сорос – Кыргызстан», 1999). Продолжением этой антологии является пособие «Возвращенные книги», ч. 1 и 2 (под. ред. А.С.Кацева, Бишкек, 2002). Рекомендуется также использовать при необходимости «Хрестоматию по методике преподавания русского языка в киргизской школе» М.Х.Манликовой (журнал РЯЛШК, 2011, № 3,4; 2012 № 1,2,3, 4,)
Поскольку основной целью обучения русскому языку является практическое овладение им как средством общения, то учителям-предметникам в ходе работы следует рассматривать и использовать все виды и приемы устных и письменных заданий и работ в качестве средства для достижения данной цели.
Рекомендуется проводить дни, недели, декады русского языка, классные и внеклассные мероприятия, посвященные юбилейным датам. К примеру, в 2013 году предстоит празднование 85-летия Ч. Айтматова, 195-летия И.С.Тургенева, 95-летия А.И.Солженицына. В школах республики, в виду порогового минимума, отведенного на русскоязычный курс в школах с кыргызским, а также с узбекским и таджикским языками обучения, рекомендуется активнее использовать дополнительные резервы, в том числе проведение дней, недель, декад русского языка, мероприятий, посвященных юбилейным датам, выпуск стенгазет, использование интернет-ресурсов.
Кроме того, следует учесть, что в 2013 году исполняется 180 лет со дня выхода в свет первого полного издания романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», 100-лет повести А.М.Горького «Детство», 40 лет со дня издания «Архипелаг Гулаг» А.И.Солженицына. Полные сведения обо всех знаменательных событиях и датах опубликованы в журнале РЯЛШК за 2012, № 4, с. 81-85.
На августовских совещаниях педагогов-русистов предлагается рассмотреть следующие примерные темы (по выбору):
1. Творческие задания и их роль на уроках русского языка и литературы в средних (старших) классах.
2. Тестирование как форма контроля на современном уроке русского языка и литературы.
3. Использование аудиовизуальных средств обучения, ИКТ на уроках русского языка и литературы.
4. Работа со словарями на уроках русского языка и литературы в киргизских школах.
6. Инновационные технологии обучения на уроках русского языка и литературы.
7. Развитие мотивации к усвоению русского языка в современных социокультурных условиях.
8. Декада русского языка и литературы в школе.
9. Компетентностный подход в обучении русскому языку в общеобразовательных школах Кыргызстана.
10. Новые подходы к оцениванию достижений учащихся по русскому языку.
11. Внеклассные формы работы по русскому языку и литературе.
12. Ваше мнение, коллега. (Предложения и замечания по действующим программам, учебникам, отзывы и предложения присылать: www.kao.kg, лаборатория гос. языка и лингводидактики, с указанием своих данных и адреса).
Г.Тагаева, А.Нурматов,
М.Корчубекова, Б.Торогельдиева
Комментарии