Росток души

  • 13.12.2024
  • 0

Детство – это особый период в жизни каждого человека. Что заложено природой, что воспитали мы с самого раннего детства – от этого зависит  судьба, самоопределение и мироощущение человека. Согласно мыслям философа и педагога Шалвы Амонашвили, чувства чистоты, нравственности, морали и веры у ребёнка врождённые. Они находятся в его сердце и в мозговых структурах в виде маленьких почек, и от родителей и воспитателей зависит: распустятся ли эти почки пышным благодатным цветом, определяющим всю последующую жизнь ребёнка, либо высохнут без развития и упадут? А главное в человеке, как говорил Ч.Айтматов, быть человеком. Можно быть интеллектуальным гением и морально-нравственным ничтожеством, способным нажать на ядерную кнопку  и уничтожить весь цивилизованный мир на планете Земля. Развитие духовных и нравственно-моральных качеств нужно начинать с самого нежного возраста, так как «детская совесть в человеке,  как зародыш в земле, без зародыша зерно не прорастает» (Ч.Айтматов «Белый пароход»).

Росток души

е великие писатели, был провидцем, он видел будущее и силой своего слова хотел предупредить об угрозах завтрашнего дня (это ярко показано в «Тавро Кассандры»); он постоянно высказывал свои мысли о родном языке («Бессмертие народа – в его языке»), подчёркивая необходимость многоязычности и поликультурности («…человечество не может обходиться без опорных языков, на которых покоятся мосты культур и цивилизаций, языков, суммирующих мировую мысль»). Ч.Айтматов с чувством благодарности говорил о русском языке, о его значении в своём становлении как человека и как писателя: «Русский язык для меня – это дар судьбы». Самые проникновенные, самые тёплые слова он посвятил Родине, прекрасной жемчужине Иссык-Кулю и простому скромному человеку – труженику. Он высказывал слова опасения за сохранность природы, сетовал на её беззащитность перед человеком («Белый пароход» и «Когда падают горы»). Помимо воспитания необходимых чувств патриотизма, Айтматов поднимал вопрос об осознании человеком своего единства со всем человечеством, несмотря на различия культур, языков, менталитета и вероисповедания. В «Плахе» из уст Авдия Каллистратова мы слышим слова Ч.Айтматова о том, что не важно, кто ты по вере: мусульманин, христианин, иудей или буддист – главное, в своём сознании носить и претворять в жизнь общечеловеческие правила нравственности и морали («Моя церковь всегда будет со мной. Моя церковь – это я сам»). О единстве всех людей на планете следующие слова Чынгыза
Айтматова, Гражданина Земного шара: «Мне непонятно, о чём они поют, мне важно, что я пою вместе с ними» («Плаха»).

Принципы, о которых говорил Чынгыз Торокулович – гражданственность, патриотизм, поликультурность, многоязычность, необходимость направленности государственной политики в области культуры, образования на осознание кыргызстанцами своей гражданской идентичности – все эти принципы положены в основу Концепции «Кыргыз жараны», которую наше общество должно реализовать в период с 2021 до 2026 года. На Концепции «Кыргыз жараны», а также на Законе «Об образовании», на «Концепции развития образования в Кыргызской Республике на 2021–2030 гг.» и в соответствии с другими документами основывается образовательная деятельность всех дошкольных и школьных образовательных учреждений Республики.

Коллектив дошкольной образовательной организации №61 г. Бишкек под руководством директора Измайловой Нины Владимировны прилагает все усилия, чтобы реализовать на высоком уровне поставленные задачи по воспитанию детей. И помогают в этом коллективу произведения Чынгыза
Торокуловича Айтматова. Каждый год составляется план «Духовно-нравственное воспитание детей на основе творческого наследия Народного писателя Кыргызской Республики Ч.Т.Айтматова». Так в юбилейном 2023 году был проведен целый цикл мероприятий по знакомству детей с жизнью и книгами Ч.Айтматова. В группах воспитатели читали сказки Ч.Айтматова: «О Рогатой матери-оленихе», «Чыпалак бала», адаптированное для детского восприятия Сказание о манкурте, рассказали историю о маленьком мальчике-нивхи Кириске из повести Ч.Айтматова «Пегий пёс, бегущий краем моря». Всё это очень впечатлило детей. Потом воспитатели обсуждали прочитанное и услышанное, на детском уровне поднимая серьёзные вопросы духовности, нравственности и морали. В целях актуальной проблемы развития связной монологической речи старались поощрить детей давать полные и развёрнутые ответы. Большой интерес вызвали у детей такие совместные с родителями мероприятия как «Поделки из природного материала», конкурс рисунков по сказаниям Ч.Айтматова. Юбилейную программу завершило Праздничное мероприятие, посвящённое 95-летнему юбилею
Чынгыза Торокуловича Айтматова «Аалам алпы – Чынгыз Айтматов», которое подготовили методист ДОО №61 Ж.Кудайбергенова и воспитатель старшей группы Г.Жакупова. На этом мероприятии хор детей подготовительной группы очень трогательно спел песню о Чынгызе Айтматове. Соло исполняла девочка из подготовительной группы с абсолютным музыкальным слухом и сильным голосом – Данилова Айлин. Была показана сценка, исполненная детьми 6 (!) лет: «Спасённые мальчик и девочка из кыргызского племени пришли на берега Иссык-Куля». Прекрасно прочитала монолог из «Белого парохода» Мадина Медетбекова! Мальчики и девочки станцевали вдохновенный кыргызский танец, поставленный молодым педагогом – музыкальным работником М.А.Плугатырёвой. Это праздничное мероприятие в канун празднования Дня рождения Ч.Айтматова было показано на канале Центрального телевидения.

Росток души

Именно в юбилейный год Ч.Айтматова в детском саду №61 родилась добрая традиция – познавательная экскурсия в городскую библиотеку Айтматовской книги, знакомство с библиотечным книжным фондом, организацией работы библиотек и просмотром короткого фильма «Солдатёнок». Администрация библиотеки в лице заведующей Асел Акматовой, завотделом – Л.С.Маймендеевой и библиотекаря Н.Т.Макекадыровой очень тепло и отзывчиво встречают детей-дошкольников, удивляясь организованности и воспитанности детей ДОО №61! В начале экскурсии дети смотрят слайдовую презентацию «Малышам о Чынгызе Айтматове». Больше всего радуют вопросы, которые задают дети после презентации! Например, «Если Чынгыз Айтматов так много работал, много писал, а когда же он спал??»(Элина)…Мероприятия, основанные не только на слове, но и на зрительном и эмоциональном восприятии, опирающиеся на кинестетику и тактильные ощущения, оставляют более живой и действенный отклик в сознании растущего человека.

В текущем 2024 году мы так же традиционно посетили библиотеку Айтматовской книги, дети с таким же интересом слушали экскурсовода и во время просмотра «Солдатёнка» на глазах у некоторых детей были слёзы…Слёзы сочувствия, сострадания – признак доброй души… В конце экскурсии работников библиотеки очень тронуло искреннее детское «Спасибо», сказанное хором…Организованность, воспитанность при посещении публичного места, внимательность при восприятии материала, умение вести себя и слушать – эти качества наших воспитанников есть показатель работы педагогов детского сада, а также показатель семейного воспитания.

В 2024 году при подготовке к декабрьскому педагогическому совету по многоязычному образованию было проведено плановое мероприятие «Птицы». Легко связать эту тему из общей программы «Наристе» с творчеством Ч.Айтматова и билингвальным образованием. Птицы Чынгыза Айтматова – это и морская сова агугук, которая помогла мальчику Кириску доплыть до родного берега, очертания которого напоминают бегущую собаку. Это и ранние журавли – предвестники весны и скорой победы в Великой Отечественной войне; победы, которая снимет с детских плеч подростков взрослые заботы и тяготы. Это и грустная белая птица, в которую превратился платок матери манкурта… Обо всём этом, на уровне детского восприятия, не сложно, доходчиво можно рассказать детям. Главное – заронить зерно, заинтересовать, а дети потом сами будут искать встречи с творчеством любимого писателя. Это мероприятие «Птицы Чынгыза Айтматова» велось на государственном и русском языках. Подготовили его методист Ж.С.Кудайбергенова, учитель кыргызского языка А.Кыдырова, воспитатель Г.Жакупова и руководитель STEAM образования Е.С.Шестакова. Детям подготовительной группы учителем госязыка было рассказано о приближающемся дне рождения Ч.Айтматова, о его книгах и птицах. Воспитателем было рассказано и показано при помощи ТСО строение птиц. Затем дети развивали мелкую моторику руки путём лепки птиц из пластилина (одна группа). Другая группа конструировала птиц японским методом оригами. Завершила это мероприятие логопедическая пятиминутка «Птичьи разговоры»…Приятно было видеть радостное возбуждение на лицах детей…

Дух любого образовательного учреждения зависит от личности руководителя. Если он искренне, с душой относится к своим обязанностям и считает свою работу делом всей своей жизни – тогда и весь коллектив заражается его энтузиазмом и его идеями. Нина Владимировна Измайлова, отличник образования Кыргызской Республики, лучший директор дошкольных образовательных организаций – 2023, ведёт за собой педагогический коллектив, сея в душах своих воспитанников ростки «разумного, доброго, вечного», опираясь на великое наследие писателя-гуманиста Чынгыза Торокуловича Айтматова.

Росток души

Аида Давлетова, лауреат Международной премии Ч.Айтматова, логопед-педагог ДОО №61

Поделиться

Комментарии