Проблема детского травматизма на дорогах — нужны общие усилия

  • 26.02.2015
  • 0

С 24 по 27 февраля в гостинице «Достук»  в Бишкеке состоялся Национальный семинар  по планированию действий по дорожной безопасности. Организаторы семинара проект ТРАСЕКА в Кыргызстане, ОО «Дорожная безопасность». В мероприятии приняли участие представители Министерства чрезвычайных ситуаций КР, Министерства внутренних дел КР, Министерства транспорта и коммуникаций КР, автоперевозчики и др. На семинаре речь шла о региональном проекте ТРАСЕКА по безопасности дорожного движения, международном опыте по вопросу дорожной безопасности. В числе прочих вопросов обсуждалась проблема профилактики детского травматизма на дорогах.

Дейан ЙОВАНОВ: «СПИД, туберкулез и малярия гораздо меньше убивают людей, чем автоаварии»

Представитель проекта ТРАСЕКА Дейан Йованов заявил, что проблема дорожной безопасности представляет собой мировую угрозу для здоровья. Так, по данным ВОЗ, ежегодно гибнут 1,3 миллиона людей  в результате ДТП и около 30-50 миллионов человек  получают травмы. Если не предпринять никаких мер ожидается повышение этого показателя до 80% к 2020 году.

— Сегодня это вторая самая распространенная  причина смертности среди 6-14 летних подростков и самая распространенная среди людей в возрасте 15-44 лет.

— 90% человеческих потерь происходят в странах с низким и средним уровнем дохода, в которых находятся лишь 48% автомобилей мира.

— В данный момент проблема дорожной безопасности является более смертоносной, чем малярия, и к 2030 году будет в 2 раза опаснее СПИДа и в 4 раза опаснее туберкулеза. То есть СПИД, туберкулез и малярия гораздо меньше убивают людей, чем ДТП.

По словам Д.Йованова, проблема усугубляется еще и тем, что картина о жертвах ДТП неполная, мы имеем представление лишь о верхушке айсберга. По его мнению, для кардинального решения проблемы дорожной безопасности необходимо создание Национального совета по дорожной безопасности и соответствующего секретариата. В него должны входить представители Минобразования КР, МЧС КР, МВД КР, Минтранса КР, Минздрава КР, автоперевозчики страховые компании и др. Необходимо также разработать Национальный план действий с целевыми задачами и показателями и организацией, которая должна отвечать за исполнение этого плана действий.

Для справки: ТРАСЕКА – транспортный коридор Европа –Кавказ-Азия. Межправительственная комиссия ТРАСЕКА открыта для инициатив, направленных на развитие регионального транспортного диалога и обеспечение эффективности и надежности Евро-Азиатских транспортных сообщений.

Чинара КАСМАМБЕТОВА: «Нужен усиленный контроль на государственном уровне по дорожной безопасности»

Национальный координатор ТРАСЕКА в Кыргызстане, Директор ОО «Дорожная безопасность» Чинара Касмамбетова сообщила:

— Наша организация ведет большую работу по безопасности дорожного движения. В 2014 году нами был снят клип для молодежи «Адам бол», в апреле прошлого года во всех областях Кыргызстана мы провели  «Неделю добра» в рамках, которой  были проведены интерактивные игры, разъяснительные беседы по профилактике дорожно-транспортных происшествий. В проведении этого мероприятия нам помогали волонтеры, АКСЕЛС, ЮСАИД, ОФ «Инстрим».

Совместно с мэрией города Бишкек уже не первый год мы проводим мероприятие «Пешеходный рай». Особенно хотелось бы отметить одну проблему – совместно с ОФ «Инклюзивное образование» мы провели встречу со слабовидящими учащимися города Бишкек. Во время встречи было отмечено что таким школьникам трудно передвигаться по городу в общественном транспорте, трудно увидеть номер маршрутного автобуса, для этого нужна дополнительная помощь прохожих, поэтому такие школьники вынуждены пользоваться такси. Это большая проблема, которую нужно решать.

В прошлом году мы также провели  мониторинг пешеходных переходов, на это мероприятие был выделен Японский грант в размере 240 тысяч долларов США. Мониторинг, проведенный в сентябре-ноябре 2014 года по городу Бишкек показал, что пешеходные переходы в столице оставляют желать лучшего. В соответствии с нашими климатическими условиями, на пешеходный переход нельзя наносить светоотражающую краску, но даже обычная белая краска наносится на пешпереходы крайне слабо, и в большинстве случаев пешеходные переходы просто-напросто не видны, то есть очень плохого качества. Также мы провели ряд семинаров по дорожной безопасности, посвященных 14 ноября – Дню памяти жертв ДТП.

1 декабря мы провели Пилотную видео-презентацию по дорожной безопасности для школы-гимназии №26 города Бишкек. Приятно, что учащиеся показали хорошие знания правил дорожной безопасности. 4 декабря мы презентовали исследования «Масштабы ДТП в Кыргызстане и меры для их предотвращения». По итогам данного исследования были выработаны более 90 рекомендаций, которые направлены в Правительство КР и соответствующие ведомства для их реализации.

В целом, я считаю, что нужен обязательный усиленный контроль на государственном уровне по дорожной безопасности, другая проблема – недостаточна координационная работа в этом вопросе.

Назгуль МУСАЕВА: «Проблему детской безопасности нужно решать общими усилиями»

Главный специалист Управления внешкольного, дошкольного, школьного образования Минобразования КР  Назгуль Мусаева считает, что проблема детской безопасности на дорогах очень актуальна, которую необходимо решать общими усилиями. По ее словам, Министерство образования и науки КР ведет большую работу по профилактике детского травматизма на дорогах.

Согласно базисному плану Министерства образования и науки КР в школах введен обязательный предмет «Организация безопасности жизнедеятельности». Этот предмет преподается в каждом классе раз в неделю. ОБЖ учит школьников основам безопасности, оказанию помощи при несчастных критических случаях и т.д. Кроме этого с 1 по 7 класс ведется урок по правилам дорожного движения. Во всех школах Кыргызстана  организовано Движение юных инспекторов дорожного движения. Для усиления эффективности деятельности данного движения совместно с МВД КР проводится ежегодный конкурс Юных инспекторов дорожного движения.

Как отметила Н.Мусаева, у учеников начальных классов составлены маршрутные листы «Дом-школа-дом». В детских садах и школах оформлены уголки по правилам дорожного движения, совместно с инспекторами ДПС, родителями в школах проводятся классные уроки по безопасности дорожного движения. Также проводятся месячники и рейды под девизом: «Внимание, дети!», «Соблюдение правил дорожного движения», «Дорожные знаки», «Светофор» и др.

В Центре детского творчества «Балажан» при Минобразования КР проводится республиканский конкурс «Дорожная безопасность глазами детей».

Адиль ЧЫРГЫНОВ: «В каждой школе есть специально назначенный преподаватель, который ведет предмет ОБЖ»

Начальник Службы спасения МЧС КР Адиль Чыргынов отметил: — За 2014 год Службой спасения МЧС КР была оказана помощь 78 гражданам, в том числе, 20 детям. Поэтому, мы проводим большую работу по профилактике детского травматизма. Ежемесячно в детских садах и школах проводятся Дни гражданской защиты, где детям объясняются правила безопасности при различных экстремальных случаях. С 3 по 7 класс учащимся преподается предмет Организация безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Данный предмет утвержден Министерством образования и науки КР и введен  в школах в качестве обязательного предмета с 2010 года. В каждой школе есть специально назначенный преподаватель, который ведет предмет ОБЖ и проходит соответствующую подготовку в Центре подготовки и переподготовки специальной гражданской защиты МЧС КР.

Совместно с Фондом Агахана нами была выпущена серия по безопасности детей мультфильмов «Керемет кеч», где разъясняются  правила дорожного движения, разъясняется как вести себя в опасных ситуациях, при лавинах, землетрясении, сильном снегопаде, сильном ветре и т.д. Также нами разработаны и изданы информационные брошюры для школьников с вышеназванным содержанием. В целом, мы стараемся, чтобы в школах и детских садах обязательно были уголки гражданской защиты, где объясняется как вести себя при ожогах, травмах и т.д.

Ыманалы САРКУЛОВ: «Масштабы детского ДТП по-прежнему велики»

Заместитель начальника Дорожно-постовой службы МВД КР Ыманалы Саркулов сообщил, что за  12 месяцев 2014 года в Кыргызстане было зарегистрировано 7119 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 1022 человека и пострадало 10510 человек. Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем нашего общества. Безопасность детей на дорогах – приоритет в деятельности МВД КР. В рамках работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди несовершеннолетних МВД КР провел ряд мероприятий.  Как показывают статистические данные, детский дорожно-транспортный травматизм за 12 месяцев прошлого года уменьшился лишь на 90 случаев. Другими словами, количество зарегистрированных ДТП с участием детей снизилось на -5,8% (с 1545 до 1455), при этом количество погибших детей уменьшилось на 21,1%(142 до 112), а  количество раненных детей на 2,9% ( с 1665 до 1616).

Однако, несмотря на то, что за 2014 год количество ДТП с участием детей снизилось, (с 1545 до 1455) масштабы детского ДТП по-прежнему остаются велики. Согласно статистике ДТП на территории Чуйской области детский дорожно-транспортный травматизм увеличился на +6,4% (с 327 до 348), а число раненных детей возросло на +3,9%. Оставляет желать лучшего состояние детского травматизма на территории Иссык-Атинского, Жаилского, Кеминского, Московского районов и города Токмок. В Ошской области допущен рост ДТП с участием детей +18,9%, на территории Иссык-Кульской области детский дорожно-транспортный травматизм возрос на +4%. Эти цифры говорят о недостаточной работе по профилактике детского травматизма. Интересно, что половина пострадавших в ДТП детей являлись пассажирами автомобилей. Данный факт говорит  о том, что водители при перевозке школьников не применяют  детские удерживающие устройства. Получается, что дети, находясь в салоне автомобиля, становятся как бы заложниками недобросовестных водителей и родителей.

Для изучения с детьми Правил дорожного движения, необходимо открывать в школах автоклассы, развивать картинговое движение, готовить детей к правильному поведению на дорогах. Но если взрослые не пойдут нам навстречу в этом вопросе, эффект от работы с детьми будет равен нулю.

Айнура КАНИМЕТОВА

Поделиться

Комментарии