ПОДГОТОВКА ПОЛНЫМ ХОДОМ

  • 10.04.2023
  • 0

Страна ведёт подготовку к международному исследованию PISA-2025 по всем направлениям системы образования. Об итогах проведённых работ, задачах, дальнейших шагах к действию, проблемах и путях их решений, возможных вариантов партнерства, построения потенциала страны, мониторинга проводимых мероприятий шла речь на расширенном заседании Организационного комитета по подготовке к участию в международном исследовании.

ПОДГОТОВКА ПОЛНЫМ ХОДОМ

Как известно, в предыдущих исследованиях 2006 и 2009 годов Кыргызстан оказался не на высоком месте. Тем не менее, мы участвуем в PISA   2025, это даст объективную информацию о состоянии образования в стране. Результаты исследования помогут оценить уровень функциональной грамотности учащихся и, следовательно, эффективность системы образования Кыргызстана в отношении образовательных систем других стран, наиболее развитых экономически, а также стран, находящихся на более поздних этапах экономического развития. Кроме этого, будет возможность оценить факторы, влияющие на результаты и эффективность обучения, и выработать рекомендации и стратегии по реформированию системы образования, найти наиболее успешные подходы в образовании, используемые в мировой практике, а также проследить изменения в развитии функциональной грамотности учащихся с течением времени.

Как идет подготовка к исследованию?

Минобразования, совместно с КАО, НЦОКО ИТ, РИПКиППР, “Окуу китеби”, международных партнёров (ВБ, ЕС и ЮСАИД) проводит интенсивную работу на основании плана действий, утвержденных вплоть до 2025 года. Создан экспертный совет, 65 районных и городских координационных советов, которые отвечают за методическую поддержку и информирование населения на местах.

С сентября 2022 года начато проведение анализа потенциала готовности страны к проведению PISA 2025 в соответствии с техническими стандартами в рамках опции CBIS. Проведена оценка 500 тестов по естественно-научному направлению, девяти комплексных раздела по обучению в цифровом мире и двух вопросников (для школы и учеников)

Проект Европейского Союза “Улучшение качества образования в Кыргызстане” организовал серию вебинаров с 7 декабря 2022 года по 15 марта 2023 года под названием «Подготовка к участию в исследовании PISA 2025: Обучение и повышение грамотности в цифровом мире».

В целях повышения уровня компетенций педагогических работников в области информационных технологий, ознакомления с особенностями работы с цифровыми инструментами и информационными технологиями, особенностями и условиями обучения в цифровой среде, формирования стратегий действий по изменению образовательной среды в условиях внедрения широкого круга цифровых устройств и информационных технологий было проведено 12 тематических вебинаров в онлайн режиме, сделаны 24 записи вебинаров на кыргызском и русском языках, при участии 14 спикеров из разных стран. Вебинары прослушали специалисты по управлению образованием, включая представителей министерства образования, региональных и местных управлений, а также представители педагогических вузов и колледжей, специалисты по изучению школьных предметов, авторы учебных пособий для учащихся 5-9 классов по математике, родному языку и естественно-научным дисциплинам, а также эксперты в области оценки качества образования. Всего 2635 педагогических работников со всей республики прослушали вебинары.

 Каждый тренер на вебинарах предоставлял важную информацию, связанную с темой своего выступления. Среди освещенных тем: медиаграмотность, реальный и виртуальный я, кибербезопасность, кибербулинг, кибергрумминг, безопасность детей, поколение Z, цифровое детство, цифровой след, клиповое мышление, эмоциональный интеллект, справедливость и инклюзия, акселерационные и инкубационные программы, интеллектуальная экономика, школы будущего. Для удобства доступа к материалам вебинаров, все записи и презентации были загружены на Google Диск. Кроме того, записи вебинаров были опубликованы на страницах в социальных сетях Facebook и YouTube. Ссылка на материалы и записи была разослана через телеграм канал.

3 основных направления международного исследования PISA

  • Читательская грамотность
  • Математическая грамотность
  • Естественно-научная грамотность

Инновационные направления исследования PISA по циклам.

PISA 2025 – ОБУЧЕНИЕ В ЦИФРОВОМ МИРЕ

Оценка PISA 2025 «Обучение в цифровом мире» измеряет способность учащихся участвовать в повторяющемся процессе накопления знаний и решения проблем с использованием вычислительных инструментов.

Как обстоят дела?

В рамках заседания был представлен ряд презентаций, отражающих планомерный ход действий в направлении подготовки к исследованию, а также недочёты.

В презентации «Готовность страны, учеников и учителей по информатике к прохождению тестов PISA» преподаватель РИПК ППР Е. Клепачёва обозначила проблемы и их возможные варианты решения по предмету информатики.

— Так как участие в данном исследовании проводится с использованием технологий, учащиеся практически должны уметь использовать соответствующие исследования: они должны уметь думать о проблемах и представлять научные и практические вопросы в виде цифровых решений, чтобы в полной мере использовать потенциал цифровой среды. Для этого они должны уметь распознавать проблемы и закономерности, проводить эксперименты и анализировть данные, отслеживать прогресс и адаптироваться, самостоятельно оценивать свои знания и эффективность.

В то же время есть проблемы в общем объёме учебной нагрузки, обозначенного в базисном учебном плане, по которому часов для обучения не достаточно, методологические тесты PISA отличаются от тестов и заданий, которые проходят ученики в школах КР по информатике, содержание учебников и неявное знание, неуверенное умение пользоваться компьютером как учащихся, так и учителей.

— Тесты PISA сложны для наших учащихся в том плане, что они не готовы к PISA ориентированным вопросам и заданиям, еще не проходили такие задания и темы по программе, а также учебники не содержат таких заданий и информаций. Часто спрашивают, какое отношение имеет STEM к PISA? Можно сказать о интердисциплинарном отношении и  направлении решения актуальных проблем. Ведь методические тесты PISA отличаются от тестов, сдаваемых учащимися школ Кыргызстана актуальностью проблем, созданием и решением задач, работой с графиками, разбором, работой с вопросами 3-5 уровня таксономии Блума, — сказал преподаватель МОУ «Сапат», У.Жумалиев.

По его словам, для того, чтобы в кратчайшие сроки подготовить учителей и учащихся, нужно использовать на уроках PISA подобные вопросы, организовать для учителей курсы по PISA, проводить для учителей и учеников тестирование с применением вопросов прошлых лет, проводить PISA тестирования среди учащихся два раза в год. А в перспективе стоит внести коррективы в программы (стандарт), избрать модель спиральной программы обучения, изменение содержания учебников, в которых желательны вопросы повседневной жизни, актуальность, уровни таксономии Блума, графики и таблицы.

Перспективы

— Проведение пилотного исследования намечается на март 2024 года и будет проводиться на кыргызском и русском языках, а основное исследование в 2025 году и будет проведено на кыргызском, русском и узбекском языках. По итогам  переговоров согласования с ACER/ОЭСР/CapStAn по переводу и адаптации тестов в Кыргызской Республике было решено: сделать двойной перевод тестов на кыргызский язык внутри страны и адаптацию до сентября 2023 года, верификацию до декабря 2023 года. Русский  язык – тесты из Узбекистана, гайды и руководства из Азербайджана, адаптация внутри страны до ноября 2023 года, верификация до января 2024 года, узбекский язык – все материалы из Узбекистана, адаптация начинается в 2024 году, верификация, — сказала Национальный проектный менеджер PISA 2025 по Кыргызской Республике Онолкан Уманкулова.

Далее она остановилась на наиболее важных моментах для проведения PISA – это оснащённость и доступ к интернету в школах Кыргызстана, так как в выборку войдут около 150 школ и более 6000 учеников, обеспечение энергоресурсами школ. Нарушение или неисполнение технических стандартов ОЭСР к проведению данного международного исследования на любом этапе его проведения приведет к непризнанию его результатов.

Айнура АСАНАЛИЕВА, «Кут Билим»

Поделиться

Комментарии