ОБРАЗОВАНИЕ НА ПУТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ДОСТИЖЕНИЯ И ФАКТЫ

  • 17.09.2020
  • 0

13-сентября исполнится ровно год как Каныбек Исаков пришёл в министерство образования как руководитель. Мы публикуем отчет о проделанной работе в сфере образования, подготовленный пресс-службой министерства.

ОБРАЗОВАНИЕ НА ПУТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ДОСТИЖЕНИЯ И ФАКТЫ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Разработана, обсуждена и направлена в Правительство КР Стратегия развития образования на 2020-2024 гг. В настоящее время документ ожидает утверждения

РАБОТА ПО ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ОБРАЗОВАНИЕ НА ПУТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ДОСТИЖЕНИЯ И ФАКТЫ

В рамках цифровизации системы образования, повышения скорости сбора данных была создана единая база данных, охватывающая все уровни – Информационная система управления образованием (ИСУО) www.emis.edu.gov.kg.

База состоит из трех частей и содержит всю необходимую информацию в сфере образования, например:

  1. Единая база данных учащихся всех уровней;
  2. База данных педагогов образовательных организаций всех уровней;
  3. Полная база данных по инфраструктуре, материально-техническому оснащению учебных заведений всех уровней независимо от формы собственности.

В настоящее время в базу введены данные 1,5 млн. человек, планируется, что к декабрю текущего года единая база данных будет готова. Обеспечивается точность и правильность введения данных в систему. Электронные подписи выданы руководителям 390 образовательных организаций. Основная цель – интеграция с межведомственной системой обмена данными “Tүндүк”, что позволит удобно и легко получать информацию.

АВТОМАТИЗИРОВАНА ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Еще одна инициатива прошлого года — автоматизация выплаты заработной платы педагогам. Основными целями этого процесса являются обеспечение прозрачности расчета заработной платы, устранение неточностей в выплатах Социальному фонду и налоговых отчислениях, устранение бюрократических барьеров, а также облегчение работы персонала централизованной бухгалтерии.

Для реализации данного процесса бухгалтеры районных и городских управлений и отделов образования прошли специальную подготовку, был закуплен 131 компьютер и принято решение предоставить еще 98 компьютеров.

“ЭЛЕКТРОННАЯ ОЧЕРЕДЬ” И “ЭЛЕКТРОННОЕ ЗАЧИСЛЕНИЕ”

ОБРАЗОВАНИЕ НА ПУТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ДОСТИЖЕНИЯ И ФАКТЫ

Успешно работают системы “Электронная очередь” и “Электронное зачисление”, обеспечивающие прозрачность приема в дошкольные и школьные образовательные организации. Система “Электронная очередь” в детские сады (http://balabakcha.edu.gov.kg) была успешно запущена в гг.Бишкеке и Ош, Иссык-Атинском районе Чуйской области. За время функционирования принято 116 770 заявок, через систему зачислены в детские сады 49 598 детей.

С 2020 года успешно продолжается данная инициатива в гг. Токмок, Кызыл-Кия, Балыкчи, Жалал-Абад, Сулюкта и в Иссык-Кульском районе Иссык-Кульской области. На сегодняшний день поступило более 117 тысяч электронных заявок, 50 109 детей распределены в детские сады.

Также в 2019 году была запущена автоматизированная информационная система “Электронный прием детей в государственные и муниципальные образовательные учреждения” (https://mektep.edu.gov.kg/) , по состоянию на сентябрь 2020 года в систему поступило 17 737 заявок.

С 2020 года электронный прием доступен, кроме г. Бишкек, в гг. Ош, Жалал-Абад, Кызыл-Кыя, Токмок и Кара-Балта. По статданным, для приема в 1-й класс поступило заявок: г.Бишкек — 18 013, г.Ош – 8 255, г.Кара-Балта – 846, г.Токмок – 1734, г.Жалал-Абад – 2624, г.Кызыл-Кыя – 1442. Всего поступило 32 914 заявок, принято в 1-й класс — 28 743 ребенка.

ПРИЕМ АБИТУРИЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ОБРАЗОВАНИЕ НА ПУТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ДОСТИЖЕНИЯ И ФАКТЫ

Прием в высшие и средние профессиональные образовательные организации в текущем году проходил полностью онлайн. Для этого Министерство образования и науки КР запустило специально разработанную автоматизированную информационную систему “Абитуриент Online”.

С созданием информационной системы были созданы равные условия для всех категорий абитуриентов, а также появилась возможность участвовать в конкурсе для поступления в учебное заведение в электронном формате. Документы абитуриентов, участвующих в конкурсе, предоставлялись в электронном виде, расчет талонов Общереспубликанского тестирования, сертификатов тестирования, формирование и распространение рейтингового списка абитуриентов были полностью автоматизированы. Система позволила обеспечить

прозрачность, правильность и точность приема, а также улучшить качество зачисления.

Еще одно практическое преимущество онлайн-приема – обеспечение безопасности граждан во время пандемии коронавируса, предотвращение массовой концентрации поступающих в вузы.

Всего было получено 21 200 заявок на грантовые места и 32 260 – для обучения на контрактной основе. По предварительным результатам, 4 469 студентов зачислены на грантовые места, 36 364 студента – на контрактной основе, из них 17 641 студент – на очную форму обучения, 5 995 студентов – на заочное обучение, 142 студента – на вечернее обучение, 10 860 студентов имеют дипломы о среднем и высшем образовании, 1 726 студентов – поступили в магистратуру.

ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ МЕТОДАМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАНИЕ НА ПУТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ДОСТИЖЕНИЯ И ФАКТЫ

В процессе образования главная фигура, конечно, учитель. Все мы знаем, что современный педагог должен быть профессионалом, отвечающим современным педагогическим и технологическим требованиям. Министерство образования и науки Кыргызской Республики с учетом обеспечения безопасности учащихся и учителей в условиях эпидемиологической ситуации в стране в рамках подготовки реализации программ дошкольного и школьного образования к новому учебному 2020-21 году организовало во всех образовательных организациях страны с 5 по 25 августа месячник “Цифровой учитель”. В этот период проводились тематические вебинары и оказывалась методическая помощь педагогам.

ОНЛАЙН ОЛИМПИАДЫ

Были проведены специальные альтернативные онлайн олимпиады для проверки качества обучения школьников и развития их навыков тестирования. Олимпиада проводилась с 19 ноября 2019 года по математике, физике, биологии, химии и информатике. Школьники могли принять участие, зарегистрировавшись на сайтах http://unite.kg и http://www.olymp.krsu.edu.kg, результаты были размещены на этих же ресурсах.

МОДЕЛЬ “ШКОЛА БУДУЩЕГО – УМНАЯ ШКОЛА” ЗАРАБОТАЛА В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

В рамках Концепции цифровой траснформации Кыргызской Республики Министерство образования и науки Кыргызской Республики разработало модель “Школа будущего – Умная школа”.

Был разработан план действий по реализации модели, на основе конкретных критериев определены 10 школ в столице и регионах для пилотирования проекта. Министерство образования и науки обратилось в Азиатский банк развития с просьбой создать технические условия и открыть лаборатории для реализации проекта. Также подписаны меморандумы с ОАО “Альфа-Телеком” и Парком высоких технологий о разработке электронного контента для учащихся.

ПРОЕКТ “ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО”

В рамках внедрения инновационных идей в образование в соответствии с соглашением между Кыргызстаном и Международной ассоциацией развития страртовал проект “Образование для будущего”.

В рамках проекта до 2025 года для 40 тысяч детей будут открыты 500 детских садов кратковременного пребывания в регионах республики, в 1200 школах будут оборудованы компьютерные классы и электронные библиотеки. Также будет оказана методическая помощь учителям, 38 000 педагогов пройдут обучение базовым цифровым навыкам.

Кроме того, 15 000 учителей обучат методике преподавания дисциплин естественно-научного цикла и коррекционной методике в начальных классах.

Одна из основных целей проекта – разработка онлайн тестов для оценки компетенций и функциональной грамотности учащихся по предметам естественно-научного спектра.

ВНЕДРЯЕТСЯ СИСТЕМА УЧЕТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ

Для того чтобы обеспечить школы учебниками, необходимо пересмотреть существующую базу данных. Для этого создается специальная система. С запуском системы планируется автоматизировать работу школьных библиотек и создать базу данных, включающую полные сведения по обеспеченности учебно-

методическими комплексами. Библиотеки 2 138 школ получат по 1 компьютеру, принтеру и сканеру со штрих-кодом.

На сегодняшний день в систему введены данные о 6 млн. учебниках и о 2 млн., которые сданы в аренду. Поступления от аренды будут использованы для перепечатки книг.

 

АДАПТАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ПАНДЕМИИ

Пандемия коронавируса ускорила процесс цифровизации образования и выявила необходимость совершенствования нормативно-правовой базы. В связи с этим в рамках перехода на дистанционное обучение были внесены изменения в нормативные документы и разработаны специальные инструкции по обучению основам дистанционного образования.

 

 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В марте 2020 года был утвержден специальный Антикризисный план, по которому велась систематическая работа. С учетом реалий Министерство предложило различные форматы дистанционного обучения.

Уроки транслировались на телеканалах “Баластан” (КТРК) – дошкольное образование и начальные классы и “Илим жана Билим” (ЭлТР) – 5-11-е классы, ретрансляция была организована на телеканалах: Пятый канал, Пирамида, Санат ТВ, Ынтымак ТВ.

Кроме того, эти уроки доступны на YouTube-канале и специально разработанном портале МОН КР (https://oku.edu.gov.kg/ru/). Сложная эпидемиологическая ситуация, вызванная COVID-19, привела к ускорению процессов цифровизации в образовании, переходу учебного процесса в цифровой формат. Кыргызстан завершил учебный год в дистанционном формате.

В IV четверти были отсняты 1700 видеоуроков, разработаны методические рекомендации по повышению их качества. Для нового 2020-2021 учебного года Министерством образования и науки были подготовлены 7 022 видеоурока.

Внимание уделялось не только онлайн обучению, но и следующим факторам: а) уровень компьютерной грамотности учителей не достигает требуемого уровня, поэтому было организовано онлайн обучение по всей стране; б) для качественного онлайн обучения учащимся не было предоставлено требуемое оборудование (смартфоны, ноутбуки, стационарные компьютеры); в) непостоянный Интернет-трафик по стране.

В целях оказания методической помощи учителям Республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических работников при МОН КР были разработаны и распространены специальные инструкции и видеоролики для учителей, а также проведена серия вебинаров по основам дистанционного обучения для учителей и методистов республики.

Отечественные операторы мобильной связи – компании ОАО “Альфа-Телеком”, ОсОО “Нур Телеком”, ООО “Скай Мобайл” (Билайн) по инициативе Министерства образования поддержали учителей и учащихся и предоставили бесплатный доступ ко всем образовательным ресурсам и сайтам по собственным тарифам.

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАНИЕ НА ПУТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ДОСТИЖЕНИЯ И ФАКТЫ

Для дистанционного обучения требовались учебники в специальном формате, для чего было необходимо разработать стандарты. Для решения данного вопроса на сайте https://www.kitep.edu.gov.kg/ru было размещено 537 учебников и более 300 произведений художественной литературы. Дополнительно учебники доступны на сайте https://lib.kg/ru/.

В качестве дополнительного электронного ресурса был предложен электронный учебно-методический комплекс iBilim по семи предметам начальной школы (https://www.ibilim.kg/rus/). Для 5-9-х классов предложен мультимедийный комплекс Билим Булагы (https://www.bb.edu.gov.kg), который содержит учебные материалы по математике, физике, химии, биологии, географии, истории, мировой и кыргызской литературе, английскому языку.

Министерством образования и науки разработан образовательный портал – “Образовательные ресурсы Кыргыстана” (https://oku.edu.gov.kg/ru/). На портале представлены учебники для 1-11-х классов, электронные книги, дополнительная литература, задания, видеоуроки, развивающие игры и т.д. Кроме того, был запущен канал на YouTube — “Образовательные ресурсы Кыргыстана”.

ПОДГОТОВКА К ОБЩЕРЕСПУБЛИКАНСКОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ

ОБРАЗОВАНИЕ НА ПУТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ДОСТИЖЕНИЯ И ФАКТЫ

Одна из главных целей обучения – обеспечить прием выпускников школ в учебные заведения профессионального образования. Для этого важно подготовить учащихся в Общереспубликанскому тестированию. Для этого Министерство образования и науки разработало ряд ресурсов. Тестирование проводилось в режиме реального времени со строгим соблюдением санитарно-эпидемиологических требований. Для проведения тестирования по всей стране было открыто 117 центров, в ОРТ приняли участие порядка 44 тысяч школьников, 53 из них получили “Золотые сертификаты”.

 

ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Было принято решение о дистанционном обучении в организациях среднего и высшего профессионального образования, также с учетом рекомендаций учебных заведений был разработан механизм дистанционного приема текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестаций. Каждое учебное заведение самостоятельно выбрало модель проведения аттестации. Во время усиления карантина итоговая аттестация выпускников проводилась в формате компьютерного тестирования с помощью информационно-образовательной системы AVN.

Учебный процесс был организован с использованием ресурсов информационной системы AVN, платформ ZOOM, Google classroom, MOODLE, Whatsapp, Skype и электронной почты, информационной системы Academic Affairs и ресурсов электронной библиотеки Кирлибнет. Цифровой контент, необходимый для организации учебного процесса, был размещен на портале информационной системы AVN. Портал электронного обучения http://distant.kesip.kg был запущен для уровня начального профессионального образования.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯМ

В процессе обучения ключевой фигурой является учитель, поэтому были разработаны соответствующие методические рекомендации. Например, рекомендации учителям по организации дистанционного обучения, “Использованию видеоплатформы ZOOM при работе с учащимися”, технике безопасности по время каникул и т.д. Также на платформе дистанционного образования https://ec.ripk.kg были размещены электронные курсы – “Информационно-коммуникативные компетенции в школах Кыргызстана”, “Теория оценивания”,

“Планирование на основе компетенций”, “Ученическая активность и интерактивные методы”, “Непрерывное профессиональное развитие учителей”. Кроме того, проводятся вебинары с подробным описанием ресурсов дистанционного обучения, их правильного использования и вариантами решения возникающих проблем.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И СРЕДСТВ

(ТВ, СМАРТФОНЫ)

ОБРАЗОВАНИЕ НА ПУТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ДОСТИЖЕНИЯ И ФАКТЫ

Для выяснения потребности учащихся в соответствующих технических средствах по всей стране проводился специальный систематический мониторинг, в сотрудничестве с местными властями и территориальными отделами образования велась работа по обеспечению учащихся гаджетами.

По данным на март 2020 года, 4 782 семьи нуждались в телевизорах, на сегодняшний день их количество уменьшилось до 1 036 семей, то есть в 4,6 раза. Из 65 тысяч школьников, неимеющих телефонов, 47 тысяч детей получили смартфоны для использования в процессе обучения.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ И РОДИТЕЛЯМ

Во время пандемии в каждом районном и городском отделах образования были открыты “горячие линии” для оказания психологической помощи родителям и учащимся, граждане также получали консультации. Функционирует единая “горячая линия” по номеру 8569 для ответов на запросы граждан относительно дистанционного обучения.

 

ЭКСПЕРТНО-КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СОВЕТЫ

В Министерстве был создан Экспертно-консультативный совет, состоящий из практикующих учителей, экспертов, руководителей системы образования. Цель Совета – изучение и анализ опыта зарубежных стран и Кыргызстана, разработка предложений и решений с учетом возрастных особенностей детей, обеспечения безопасности учащихся и учителей. Для достижения этой цели Совет работал по различным направлениям, оказывал методическую и психологическую помощь родителям в рамках организации дистанционного обучения, разработал алгоритм обучения оффлайн в начальной школе и различные инструкции и т.д.

Аналогичный совет был создан для оказания содействия высшим учебным заведениям.

                                                                               

 

Поделиться

Комментарии