О ЦИФРОВИЗАЦИИ ШКОЛ
- 22.08.2025
- 0

Освобождение учителей от бумажной нагрузки
Цифровизация направлена прежде всего на снижение бюрократических процессов.
Раньше каждый учитель был вынужден вести один и тот же учёт успеваемости в нескольких формах: бумажный журнал, личные дела учащихся, сводные таблицы для разных ведомств. Сегодня оценки и вся информация относительно социального, демографического статуса, успеваемости и посещаемости учащихся фиксируются однократно в системе, и далее автоматически формируются в нужные отчёты.
Если раньше школы сдавали до 46 различных отчётов, то теперь через цирфовизацию образовательного процесса и интеграцию с другими государственными ведомствами 75% отчетов полностью аннулируется. Это говорит о том, что время учителей значительно высвобождается. Администрация школ больше не отвлекает учителей и родителей на сбор справок и анкет.
Отменена обязанность учителей готовить планы уроков и учебные планы вручную. В системе «Күндөлүк» уже содержатся все темы на новый 2025-2026 учебный год по всем предметам: учитель выбирает нужную тему, ставит оценки, отметки о посещаемости. Эта информация сразу загружается в соотвествующие административные отчеты, так что больше не нужно переписывать одну и то же информацию по несколько раз. Это экономит значительное количество времени, делают необходимую информацию доступной для всех: администрации, родителям, детям.
Прозрачность и борьба с коррупцией
Цифровизация устраняет возможность «мертвых душ» среди учащихся и педагогов.
Снижается коррупционный фактор при приёме детей в школы и наборе учителей: все данные фиксируются и проверяются через электронные системы.
Доступность оборудования и инфраструктуры
Впервые в истории системы образования Кыргызской Республики проводится масштабное оснащение педагогов современной техникой. Уже 27 тысяч учителей по всей стране получили новые ноутбуки, и до ноября текущего года будет выдано ещё 27 тысяч ноутбуков. Перед закупкой техника прошла трёхмесячное тестирование у 220 педагогов в разных регионах, включая городские и сельские школы. Учителя оценивали ноутбуки по ключевым параметрам: скорость работы процессора, качество батареи и её длительность без подзарядки, удобство клавиатуры и экрана, стабильность работы в системах «Күндөлүк» и «Мугалим», а также возможность использования онлайн-уроков и мультимедийных материалов на портале «Санарип кампа». По итогам опросов ноутбуки получили самые высокие оценки по всем категориям.
Такого масштаба обеспечения педагогов современной техникой в истории отечественного образования ещё не было никогда.
Реакция на обеспокоенность педагогов
Мы слышим тревоги учителей и понимаем, что переходный период сопровождается дополнительной нагрузкой. Но важно подчеркнуть:
- текущая нагрузка связана с разовым внесением данных, в дальнейшем системы будут только облегчать труд, а не утяжелять его;
- проводится обучение педагогов, включая учителей старшего поколения, цифровым инструментам.
Учителя и кадровый вопрос
Несмотря на отдельные случаи увольнений, статистика говорит об обратном: в 2025 году увеличилось поступление в педагогические вузы, а интерес молодёжи к профессии растёт.
Мы рассматриваем цифровизацию как инструмент, который делает профессию учителя более современной и привлекательной для нового поколения.
Комментарии