НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СОБЫТИЯ 1916 ГОДА
- 16.04.2018
- 0
Культурно-исследовательский центр Айгине начал реализацию проекта по объединению академических сообществ в Центральной Азии для получения новых знаний по восстанию 1916 года и создания общих академических платформ для обмена и распространения знаний по этнически и политически чувствительным темам. На конкурсной основе отобрано 16 исследователей. По мнению ученых, тематика исследований очень важна для преподавания истории в школах, и особенно, на первых курсах ВУЗов Кыргызстана, поскольку, крайне мало внимания, уделено проблеме специфики власти в восстании 1916 года.
— У проекта три цели: первой целью является объединение академических групп и сообществ в странах Центральной Азии, чтобы способствовать критическому изучению и выработке новых знаний о восстании 1916 года в Центральной Азии; вторая цель — создание общих академических платформ, которые будут способствовать обмену знаниями и материалами по восстанию 1916 года, а так же по другим этнически и политически чувствительным вопросам (межэтнические конфликты, депортации в Центральную Азию в период второй мировой войны и т. д.). И третья цель – выработка и распространение новых знаний о восстании 1916 года в Центральной Азии. На данное время отобрано на конкурсной основе 15 исследователей, 6 – из Кыргызстана, 3 — из Казахстана, 3 — из Узбекистана, 3 — из Таджикистана.
Региональные участники работают в паре с западными учеными, специализирующимися в изучении подобных тем с целью совместной рефлексии, концептуализации и подготовки публикации.
Каждый участник имеет возможность проведения полевого, архивного и другого профильного исследования по теме в 6-8 месяцев. Участники будут иметь возможность обсудить свои темы с коллегами по проекту на подготовительном и основном семинарах, а так же на финальном симпозиуме. Также участники представят доклады, как минимум, на двух конференциях (местной и международной). По результатам исследования ожидается выпустить книгу о различных аспектах восстания 1916 года и видео о необходимости регионального сотрудничества по этой теме. Этот проект продлится 22 месяца. Кстати, 31 марта-1 апреля 2018 состоялся установочный семинар, в котором приняли участие 16 участников и 5 консультантов. Основная цель этого семинара была информировать о целях и задачах проекта, ожидаемых результатах, предлагаемых мероприятиях, сроках. Участники друг с другом познакомились, сформированы партнерские группы, обсуждены и одобрены коллективно темы каждого участника, а также согласованы сроки и их вклад в успех проекта. Выступили авторы книг о восстании 1916 года, опубликованных в Кыргызстане в 2016 году, они поделились своим опытом и выводами; результатом стала команда проекта, информированная обо всех деталях проекта, утвержденном графике работы и моделях партнерских отношений. Участники начали проводить полевые, архивные и другие исследования, — говорит директор КИЦ Гулнара Айтпаева.
Один из исследователей к.и.н., и.о. доцента университета АДАМ/БФЭА И.А.Фукалов, занимается в рамках проекта по теме: «Признание власти и элементы сакрализации у предводителей восстания 1916 г. в Семиречье».
— Моим главным научным консультантом является мадам Катрин Пужоль, профессор университета Сорбонны, доктор исторических наук во французском Институте восточных языков и цивилизаций в Париже. Благодаря ее ценным рекомендациям и советам, я более подробно изучаю специфику отношений власти и общества в период восстания 1916 г. на территории Кыргызстана. Гипотезой моего исследования является изучение вопросов, связанных с признанием власти предводителей восстания 1916 г. среди восставших, наличием в этой власти сакральных факторов или отсутствие их. Я желаю выяснить специфику избрания предводителей в среде восставших, обозначить влияние власти предводителей восстания 1916 г., определить влияние доколониальных государственных институтов на власть предводителей восстания 1916 г. Методика моей работы — это совокупность современных методологических подходов и теорий, включая современные концепции политогенеза и социогенеза, теории традиционных обществ и многолинейности эволюции, мир-системный и историко-антропологический подходы. Тематика исследования очень важна для преподавания истории в школах, и особенно, первых курсов ВУЗов Кыргызстана, поскольку, крайне мало внимания, уделено проблеме специфики власти в восстании 1916 года. У многих школьников и студентов возникают вопросы – что стало с предводителями восстания, как они говорили с народом, почему выступили или не выступили против царских властей. В учебниках и пособиях мы сталкиваемся с недосказанностью судеб главных предводителей восстания, их роли и функции в нем. История требует более широкого освещения, проникновения в самые важные из ее аспектов – главнейшим из которых была власть и ее отношения с социумом, — говорит исследователь.
Гулнара Алыбаева, «Кут Билим»
Комментарии