НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

  • 05.12.2017
  • 0

НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Министерства образования и науки Кыргызской Республики впервые за годы независимости с 16 по 27 октября 2017 года проведены курсы повышения квалификации работников внешкольных организаций дополнительного образования Кыргызстана.

Проводимые в республике сложные реформы в области образования из-за недофинансирования привели к ослаблению воспитательной функции школы. На этом фоне усиливается роль и значение дополнительного образования детей, которое становится средством развития личности. Исходя из сложившейся практики и анализа исследований в области педагогики дополнительного образования детей, можно констатировать, что вовлечение ребенка в изучение основ знаний из разных
областей деятельности общества способствует его социальной ориентации и адаптации, формированию осознанного выбора будущей профессии, удовлетворению широких познавательных потребностей. Мы сегодня в Кыргызстане имеем социальный заказ на формирование конкурентоспособной личности, которая
может противостоять вызовам современности. В то же время, предоставляя каждому ребенку свободу выбора области и специализации деятельности, учебного заведения и педагога, дополнительное образование создает условия для становления и развития творческой личности, имеющей сформированную систему социально-значимых ценностей, способной к постоянному самосовершенствованию. Для выполнения заказа нужны подготовленные педагоги с высокой квалификацией и  профессиональной компетентностью, которая основана на его творческой активности. Именно она, за счет личностного саморазвития, способствует эффективному достижению практических результатов. Очевидно, что в условиях быстрого изменения содержания профессиональной деятельности происходит столь же быстрое обновление имеющихся знаний и для реализации требований общества к личности и профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, педагогу сегодня необходимы знания той предметной области, в которой он работает и создание специальных педагогических условий. Наши многолетние исследования выявили ряд проблем в формировании педагогической компетентности педагогов внешкольного дополнительного образования: педагогов внешкольного дополнительного образования с учетом специфики работы с детьми из разных
социальных слоев, возрастов и национальностей в Кыргызстане специально не готовят; повышение квалификации, имеющееся в системе дополнительного образования сотрудников, не поставлено на систематическую основу; педагоги дополнительного образования порой не имеют базового педагогического
образования, так как принимаются на работу представители из других сфер деятельности.
Несмотря на то, что они часто являются высококвалифицированными специалистами своей отрасли — музыканты, художники, танцоры, педагоги в значительной части испытывают серьезные затруднения в работе с детьми, так как не владеют на достаточном уровне методикой обучения и воспитания детей. Очевидно, что это ведет к снижению качества как воспитательной, так и образовательной деятельности.
Впервые за годы независимости в план-график повышения квалификации педагогов
страны включены курсы повышения квалификации работников внешкольных организаций
дополнительного образования Кыргызстана. Курсы организованы Республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Министерства образования и науки Кыргызской Республики. Стажировочной площадкой практико-ориентированных курсов является Республиканский
учебно-методической центр эстетического воспитания “Балажан”.
Сегодня формирование профессиональной компетентности невозможно без готовности самих педагогов осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Успешному осуществлению повышения квалификации способствовала целенаправленная диагностика педагогического опыта слушателей, уровня профессиональной компетентности работника, педагогического потенциала, возможностей слушателя в реализации выдвинутых целей, развития организации. Основной принцип программы — адресный подход к работникам с учетом их образования, опыта,
стажа работы, профессиональной принадлежности. Задачи, в соответствии с программой,
состояли в обучении работников дополнительного образования способам самопознания,
формирования осмысленной педагогической позиции; рефлексии; позитивных осознанных действий; преодолении проблемных ситуаций путем диалога, уважения к правам и обязанностям педагога; формировании нравственных качеств через нравственную экспертизу; мотивации педагогов к участию в повышении своей квалификации; воспитании толерантности; в активном участии и включенности педагогов
в события социально-культурной жизни общества.
Курс «Внедрение современных механизмов управления внешкольной организацией дополнительного образования в Кыргызстане», основная цель которого развитие и укрепление потенциала внешкольных организаций дополнительного образования, изучение нормативно-правовой базы как фундаментальной
составляющей образования, законодательной и правовой основы функционирования и развития системы образования Кыргызской Республики, организационных основ и структуры управления образованием, механизмов и процедур управления качеством образования, формирование у сотрудников знания и умения
для работы в правовом образовательном пространстве, появление новых видов деятельности, роста профессиональной квалификации сотрудников, внедрение новых технологий и механизмов в организацию образовательной деятельности, позволяет целенаправленно формировать профессиональные компетентности сотрудников по обучению, воспитанию и развитию детей и молодежи. Слушателям предоставлены систематизированные теоретические и практические положения, изучение и освоение которых обеспечивает формирование системы компетенций. В программу обучения включены такие темы, как «Внедрение современных механизмов управления внешкольной организацией дополнительного образования в Кыргызстане, «Национальная нормативно-правовая база образования в КР», «Влияние педагогической компетентности на качество учебно-воспитательного процесса организаций дополнительного образования», «Особенности социализации детей во внешкольной организации дополнительного образования»,
«Развитие лидерских качеств педагога», «Организация контроля за учебно-воспитательным
процессом» и другие.
Изучение тем позволяет сотрудникам упорядочить процесс обучения, воспитания и развития в организации, обеспечить ее воспитательный эффект, создать среду оптимальную для проявления и развития личности, самореализации в качестве организаторов собственной образовательной деятельности. Курс носил
выраженный практический характер. Изучение каждой темы помогает сотруднику организации дополнительного образования к выполнению своих профессиональных обязанностей и предполагает не только формирование теоретической основы для его реализации, но и ориентацию на развитие практических умений в сфере организации отдельных этапов педагогического процесса. Обучение было направлено на улучшение освоения и более детальное понимание полученных знаний и умение применить их в своей деятельности для достижения результата. Радует то, что курсы будут проходить регулярно и следующий курс повышения квалификации пройдет уже с 27 ноября по 8 декабря 2017 года, в котором примут участие 25 работников внешкольных организаций дополнительного образования. Практика показала, что педагогическая компетентность работника дополнительного образования содействует воспитанию чело-
века с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, гражданина и патриота страны.

Дария МУСИНА, кандидат педагогических
наук, директор РУМЦЭВ “Балажан”,
председатель Ассоциаций клубов ЮНЕСКО в
КР, Заслуженный работник образования КР.

Поделиться

Комментарии