НООДУ-2017: В ШКОЛАХ СТАЛИ УДЕЛЯТЬ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ

  • 31.01.2018
  • 0
НООДУ-2017: В ШКОЛАХ СТАЛИ УДЕЛЯТЬ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ

НООДУ 2017 года показало рост достижений учащихся по трем предметным областям

Министерство образования и науки Кыргызской Республики при поддержке Европейского Союза в 2017 году провело Национальную оценку образовательных достижений учащихся (НООДУ) 8 классов.

Ее результаты были представлены на Круглом столе «Оценка достижений учащихся в Кыргызской Республике: методология, результаты, рекомендации», в котором приняли участие министр образования и науки Кыргызской Республики Гульмира Кудайбердиева, сотрудники Министерства, эксперты, партнеры по развитию.

Исследование проводилось по трем направлениям: чтение и понимание текста, математика и естественные науки.

Зейнеп ЖАМАКЕЕВА: “Для проведения исследования была собрана информация 2231 школы»

Заместитель директора Национального центра тестирования Зейнеп ЖАМАКЕЕВА рассказала газете «Кутбилим» о процессе сбора информации и администрировании НООДУ в 2017 года.

По ее словам исследование было проведено в 2017 году Национальным центром тестирования в сотрудничестве с Центром оценки в образовании и методов обучения  и Центром социальной интеграции  в рамках проекта  Европейского Союза по заказу Министерства  образования и науки КР.

В рамках исследования велась работа с городскими и районными отделами  образования по сбору данных. Были задействованы школы с кыргызским, русским, узбекским языками обучения.

Что касается категорий школ, то были охвачены столичные школы,  школы областных центров и малых городов, сельские школы из всех7 областей республики, городов Бишкек и Ош.

В целом, сбором информации были охвачены государственные и частные школы.

“После кропотливого сбора всех данных 19 апреля прошлого года вся собраннная информация была передана в ЦООМО.

Таким образом, количество школ составило – 2321, количество учащихся – 92695. Размер эффективной выборки составил 215 школ.

Выборка составлена с учетом регионального представительства школ, категорий населенных пунктов (город и село), языков обучения   (кыргызский, русский, узбекский), категории собственности (государственная и частная).

Получены списки учащихся 8-х классов, на основе которых определен объем и спецификация тиража тетрадей для проведения тестирования”, — отметила Зейнеп Жамакеева.

Далее процесс проведения исследования был таков: школа, участвовавшая в НООДУ, назначила школьного  координатора, который осуществлял связь между школой и НЦТ, предоставление Списков учащихся 8 классов своей школы для отбора учащихся для участия в тестировании, получение Списков учащихся, отобранных для тестирования, оповещение преподавателей и учащихся о тестировании в рамках исследования НООДУ;

организация проведения тестирования в школе.

Далее — получение тренировочных материалов и  подготовительная работа с учащимися 8 классов, заполнение анкеты для администрации и анкеты, оказание помощи тест-администратору в день проведения тестирования.

В рамках исследования также прошло обучение  тест-администраторов по Ошской (7 человек), Баткенской (3 человека) и Джалал-Абадской (5 человек) областям проведено в г. Ош  14 мая 2017 г. на базе южного филиала НЦТ.

С 10 по 18 июля 2017 года  командой ЦООМО проведен тренинг по кодировке результатов. Всего приняли участие 26 человек: 24 кодировщика и 2 наблюдателя от НЦТ.

19 июля 2017 года завершена кодировка и подготовка базы данных по результатам тестирования. С 20 по 26 июля ввод данных, которые были переданы в ЦООМО для обработки.

Инна ВАЛЬКОВА: “Подобные исследования нужны для  улучшения школьной системы и стратегического планирования»

Как отметила директор Центра оценки в образовании и методов обучения Инна Валькова, “Подобные исследования используются во всех странах мира в качестве инструмента для принятия решений в области образования, для приложения обоснованных, и организованных усилий по улучшению школьной образовательной системы, а также для стратегического планирования в данной области».

Учитывая, что НООДУ для 8 класса в Кыргызстане проводится уже в третий раз (2007, 2009, 2017 годы), есть возможность провести сравнение качества образования по чтению и пониманию, математике и естественнонаучным дисциплинам за последнее десятилетие.

НООДУ 2017 года показало рост достижений учащихся по всем трем предметным областям. Особенно важно отметить, что уменьшилось количество детей, которые не достигли базового уровня в каждой предметной области.

На круглом столе были презентованы результаты проведения  НООДУ в Кыргызской Республике в 2017 году, а также были обсуждены рекомендации, вытекающие из результатов оценивания – по изменениям содержания образования (стандарты, программы, учебники) и по формированию системы оценки качества образования.

Минобразования: В 2017 году выросли достижения школьников Кыргызстана по чтению, математике и естественным наукам

Во время работы круглого стола было отмечено, что исследование «Национальное оценивание образовательных достижений учащихся. 8 класс» (НООДУ) показало рост достижений учащихся по чтению и пониманию текста, математике и естественным наукам.

 

Исследование было проведено в 2017 году Центром оценки в образовании и методов обучения в сотрудничестве с Национальным центром тестирования и Центром социальной интеграции в рамках проекта Европейского Союза по заказу Министерства образования и науки КР.

НООДУ 8 класса 2017 года проведено вслед за исследованием 2009 года для определения тенденций развития образования в КР. Цель НООДУ — получить объективное и научно-обоснованное представление о том, что знают и умеют делать учащиеся в соответствии с действующим в стране стандартом образования.

«Результаты исследования призваны помочь определить сильные и слабые стороны современного школьного образования, выявить его первостепенные нужды, увидеть изменения, произошедшие со времени предыдущей фазы оценивания. Подобные исследования используются во всех странах мира в качестве инструмента для принятия решений в области образования, для приложения обоснованных, и организованных усилий по улучшению школьной образовательной системы, а также для стратегического планирования в данной области», — отметила Инна Валькова, директор Центра оценки в образовании и методов обучения.

Для оценивания были определены 3 предметные области: чтение и понимание текста, математика и естественные науки (биология, химия, физика и физическая география).

Наиболее заметная позитивная динамика результатов относительно предыдущих циклов исследования отмечается по чтению и пониманию текста. Здесь на 15.3% снизился процент отстающих и заметно, на 11.8%, вырос процент успешных учащихся. Можно предположить, что улучшение навыков чтения и понимания текста оказало положительное воздействие на освоение учащимися других предметов школьного цикла.

В естественных науках существенно уменьшился процент учащихся, не достигающих базового уровня, однако, этот процент все еще остается достаточно высоким.

Уровень ниже базового означает, что ученик не имеет знаний и умений, достаточных для самостоятельного обучения и для успешной жизни в обществе. Базовый уровень показывает, что ученик имеет основные знания и умения. Уровень выше базового – ученик активно использует приобретенные знания для решения задач реальной жизни. Высокий уровень — умеет анализировать, может выходить за рамки готовой информации, выражать свои мысли, четко аргументировать.

По математике во всех областях, кроме Иссык-Кульской, где сохраняются показатели на уровне 2009 года, отмечено снижение процента учащихся, которые не достигли базового уровня. Приятной неожиданностью стал заметный рост результатов учащихся г. Ош. В 2009 году в г. Ош были получены одни из самых низких результатов по математике, в 2017 году это второй результат после Бишкека по всем уровням достижений.

В региональном разрезе во всех трех предметных областях лидирует Бишкек, наиболее низкие результаты показали Ошская, Джалал-Абадская и Баткенская области.

Исследование показало, что существует тенденция уменьшения разрыва в достижениях между городскими и сельскими учащимися. Наиболее интенсивные достижения происходят в школах областных центров и малых городов.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в школах больше внимания стали уделять качеству образования, самостоятельной работе учащихся и заданиям, требующих размышлений.

Полученные в результате исследования результаты адресованы Министерству образования и науки, а также всем другим заинтересованным работникам образования, родителям и широкой общественности. Результаты исследования призваны помочь определить сильные и слабые точки современного школьного образования.

Подобные исследования используются во всех индустриально развитых странах мира в качестве инструмента для принятия решений в области образования, для приложения обоснованных и организованных усилий по улучшению школьной образовательной системы, а также для стратегического планирования в данной области.

Кроме того, результаты исследования необходимы учителям, родителям и общественности, заинтересованной в получении информации о состоянии дел в школьном образовании. Данное исследование предполагается проводить на регулярной основе, что даст возможность отслеживать реальные изменения и сдвиги в результатах обучения школьников. Результаты предоставляются в виде отчета. Исследование проведено на трех языках обучения (кыргызском, русском, узбекском) по всей территории Кыргызской Республики с опорой на существующие административные области.

Национальное оценивание образовательных достижений учащихся в Кыргызстане

Национальное оценивание достижений учащихся (НООДУ), основанное на репрезентативной выборке учащихся, проводится на регулярной основе и дает возможность получить объективное и научно-обоснованное представление о том, что знают и умеют делать учащиеся.

Целью такой периодически проводимой оценки является предоставление Министерству образования, а также всем другим заинтересованным работникам образования и обществу реальной картины учебных достижений учащихся в определенных классах по выбранным дисциплинам. Результаты предоставляются в виде подробного отчета, в котором приводятся все необходимые данные, а также выводы и рекомендации, способствующие определению болевых точек в состоянии образования для принятия решений о мерах, способствующих улучшению качества образования и проведению необходимых реформ. Инструментами Национального оценивания являются тесты и анкеты для учащихся, администрации и преподавателей.

В Кыргызской Республике Национальная оценка проводится в рамках проекта Сельское образование на средства гранта Всемирного банка. На период 2006-2009 годы заданием Министерства образования, науки и молодежной политики в лице проекта Сельское образование для оценивания было определено 2 уровня образовательной школы: 4 и 8 классы. Оценивание проводится по всей территории Кыргызской Республики с опорой на существующие области. Оценивание осуществляется на всех трех языках обучения (кыргызском, русском, узбекском). Для оценивания определены 3 предметные области: Математика, грамотность чтения и естественные науки ( химия, физика, биология, физическая география).

Как уже было отмечено, Национальное оценивание будет проводится на регулярной основе, что даст возможность отслеживать реальные изменения и сдвиги в результатах обучения, а также прилагать целенаправленные и обоснованные усилия на развитие образования в Кыргызстане на обследуемых ключевых уровнях.

Так как в Кыргызстане ранее не проводилось оценки достижений    учащихся  на регулярной основе, необходимо, основываясь на опыте, существующем в мире, разработать свой Framework (структуру) оценивания c тем, чтобы  она отражала особенности нашей образовательной системы и могла быть использована регулярно на протяжении длительного периода времени. С  этой целью предполагается образовать Совет, состоящий из представителей Министерства образования, науки и молодежной политики, работников Академии образования и других заинтересованных лиц, с тем, чтобы они могли участвовать в определении стандартов оценивания, в выработке и конкретизации задач исследования, разработки внутренней структуры Национального оценивания и др.

Это необходимо для того, чтобы полученные результаты были максимально востребованы обществом и реально способствовали выработке рекомендаций по развитию образования. Необходимо также определить и четко прописать, какие именно уровни достижений учащихся следует принять за основу и что именно включает в  себя каждый из уровней по каждому из оцениваемых областей знаний.

В связи с тем, что отметка в Кыргызстане понимается по разному разными  школами и отдельными учителями, и включает в себя большую долю  субъективизма, современная практика оценивания соотносит достижения  учащихся не со школьными отметками, а с выделяемыми уровнями  достижений учащихся: мы предлагаем ввести   понятия базовый уровень  владения, уровень ниже базового, уровень  хорошего владения и высокий уровень владения учащихся.

Базовый уровень показывает, что учащийся частично владеет необходимыми навыками и умениями, необходимыми для того, чтобы иметь возможность дальнейшего, более успешного овладения предметом.

Уровень хорошего владения определяется тем, что учащийся владеет предметом в такой степени, чтобы иметь возможность успешного решения проблем и задач в рамках данного предмета.

Продвинутый уровень говорит о высоких достижениях в оцениваемой области.

Мы также можем говорить об уровне ниже базового, в случаях, когда речь идет о неудовлетворительном овладении учащимися знаниями и навыками.

В связи с этим стоит задача по возможности точно и аргументировано, определить, какие именно знания и умения должен продемонстрировать учащийся на каждом из названных уровней.

Следует разработать специальные шкалы и точно прописать, что соответствует тому или иному баллу на шкале. Кроме того, в предоставляемом в результате оценивания отчете каждый читающий должен видеть и понимать, что значит тот или иной балл или принадлежность к тому или иному уровню. Только такая четко прописанная и понятная система шкал и уровней позволит сравнивать достижения, показанные учащимися в разные годы. В этом случае будет не только очевиден прогресс или регресс в общем или по каждой из предметных областей, но так же положение дел с развитием каждого из исследуемых навыков.

Айнура КАНИМЕТОВА “Кут Билим”

Поделиться

Комментарии