НЕЗАВИСИМЫЙ РЕЙТИНГ ВУЗОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ − 2018
- 19.06.2018
- 0
Национальное агентство аккредитации и рейтинга (НААР, Казахстан) впервые составило независимый рейтинг высших учебных заведений Кыргызской Республики.
- Шункеев К.Ш., эксперт первой категории НААР, д.ф-м.наук, профессор
- Ниязова Г.Б., руководитель проекта по проведению аккредитации вузов и рейтинговых исследований НААР
В системе показателей качества деятельности и успешности организации образования в реализации стратегических задач, рейтинг становится одним из признанных инструментов локального и мирового уровней. Как отмечается в мировой литературе, признанность образовательной системы государства является одним из ключевых индикаторов конкурентоспособности страны. В определении качества образования на национальном и глобальном уровнях, значительную роль играют международные программы оценки учебных достижений обучающихся и результативности образовательных услуг, начиная с дошкольного обучения и воспитания, заканчивая послевузовским образованием. К числу этих программ следует относить и академические рейтинги. Сегодня в мире начитывается более 40 глобальных и около 17 локальных рейтингов. С 2018 года в число локальных рейтингов входит и «Независимый рейтинг вузов Кыргызской Республики».
Рейтинг, согласно определению Обсерватории IREG по академической подготовке и совершенствованию, это количественная оценка эффективности программы, деятельности учреждения или системы высшего образования на основе согласованной методологии.
За технологией ранжирования, определяющей позиции вузов, стоит адекватная, обеспечивающая прозрачность, количественная теория оценки качества образовательных программ. Ранжирование вузов становится неотъемлемым инструментом системы образования и вызывает большой интерес у общественности. Следует отметить, что рейтинг выполняет определенную функцию в зависимости от уровня признанности. Так, рейтинг на международном уровне определен в качестве индикатора конкурентоспособности системы образования страны, готовности вуза к интеграции и экспорту образования, когда на локальном уровне рассматривается как вспомогательный инструмент оценки результативности деятельности вуза, его готовности к обеспечению государственного заказа. Ранжирование образовательных программ на институциональном уровне понимается в виде средства менеджмента качества, механизма мониторинга образовательных услуг, признанности программ, уровня профессорско-преподавательского состава.
Рейтинг позволяет кыргызским вузам оценить конкурентоспособность образовательных услуг, расширить привлекательность для работодателей, повысить имидж и эффективность деятельности вуза, привлечь большее количество обучающихся, а главное − содействовать качественной работе национальной системы образования.
Рейтинг вузов Кыргызской Республики определен на основе, разработанной методологии, соответствующей принципам объективности, прозрачности, достоверности и доступности, согласованной с академической общественностью Кыргызской Республики. Объективность методологии определяется суммированием показателей по пяти критериям, идентичным по исследуемым уровням, с учетом сведений, вносимых самостоятельно вузом с применением отдельных аспектов вебометрики (таблица 1).
Таблица 1. Методология ранжирования вузов НААР
Критерии | Объект оценки |
Высокая концентрация талантливых студентов, преподавателей и исследователей
| Показатели, отражающие степень привлекательности вуза наличием обладателей «Золотого сертификата», образовательных грантов, в том числе президентской стипендии и качественного состава преподавателей, подтверждающегося количеством ученых, лауреатов государственных и именных премий, функционированием диссертационного совета. |
Академическая мобильность | Показатели эффективности образовательных услуг, результативности исследований, успешности выполнения обязательств по обучению, учет фактора интернационализации (привлекательность вуза на международном уровне, наличие профессоров и студентов из дальнего зарубежья). |
Конкурентоспособность выпускников | Показатели признанности вуза работодателями, соответствия качества образовательных услуг требованиям рынка. |
Конкурентоспособность научных публикаций преподавателей, магистрантов, аспирантов специальности | Показатели результативности исследований, признанности преподавателей, подтверждающиеся наличием публикаций ППС, магистрантов и аспирантов в соответствии с индексом (h-index на основе базы данных Thomson Reuters и библиометрической базы данных Scopus, ISI Web of Knowledge) |
Заявки на участие в Независимом рейтинге вузов Кыргызской Республики – 2018 представили 21 организация образования, однако 4 вуза были исключены из-за некорректного заполнения данных. В связи с этим, в рейтинге НААР принимали участие 17 вузов республики, что составляет 31% от общего количества организаций высшего и послевузовского образования страны. Вузами для ранжирования представлены 51 программ подготовки специалистов по 21 направлению образования уровня бакалавриата, однако объектами оценки стали образовательные программы по 31 специальностям 11 направлений, так как по 20 специальностям 10 направлений поступило к оцениванию только по одной программе. Статистика по объектам оценки рейтинга представлена на рисунке 1.
Статистика по рейтингу 2018 года (Бакалавриат)
В ранжировании приняли участие от 2 до 9 программ по одной специальности. Наибольшее количество программ представлено по направлению «Педагогическое образование» (6 из 8 специальностей). Последующие позиции по количеству образовательных программ занимают направления «Культура и искусство» (4 из 9 специальностей), «Физико-математические науки и фундаментальная информатика» (2 из 4 специальностей) и др.
Следует отметить, что направление «Гуманитарные науки» включает самое большое количество специальностей (23), несмотря на это было возможным оценить качество программ специальности «531000 — Филология», «531100 — Лингвистика» и «532000 — Физическая культура».
В связи с отсутствием объектов оценки не определен рейтинг образовательных программ направлений «Химическая технология и биотехнология», «Геология, разведка и разработка месторождений полезных ископаемых», «Материаловедение, металлургия и машиностроение», «Сельское хозяйство», «Информационная безопасность» и «Приборостроение». Анализ данных в разрезе образовательных программ позволили определить рейтинг вузов Кыргызской Республики в соответствии c уровнями и направлениями подготовки специалистов и рейтинг профессорско-преподавательского состава вузов.
Результаты первого опыта ранжирования образовательных программ рассмотрены на заседании членов Национального аккредитационного совета при Министерстве образования и науки Кыргызской Республики 8 июня 2018 года. Участниками заседания было отмечено, что независимый рейтинг учитывает все многообразие вузов республики и ориентирован на повышение культуры обеспечения качества, способствующей росту конкурентоспособности образовательных услуг. Рейтинг, обеспечивающий информированность общественности о степени соответствия качества образования требованиям рынка, признанности преподавателей и результативности научно-исследовательской деятельности вуза может быть рекомендован к проведению и в последующие годы.
Независимый рейтинг вузов Кыргызской Республики − 2018 является эффективным инструментом ранжирования и оценки, который призван способствовать росту потенциала образовательных услуг и экспорта образования.
Мир международных рейтингов находится на стадии быстрой трансформации, и географический охват рейтинга кыргызских вузов не ограничится локальным уровнем. Ежегодное участие вузов Кыргызской Республики в рейтинге позволит привлечь внимание организаций образования ближнего и дальнего зарубежья, откроет новые пути и возможности гармонизации образовательных программ, развития двухдипломного образования.
Таким образом, важность проведения рейтинга подтверждается тем, что ежегодное участие содействует вузу:
- совершенствовать стратегию развития и определять новые приоритеты;
- стимулировать участие образовательных программ в рейтинговых исследованиях на национальном и международном уровнях;
- создать условия взаимодействия вузов и работодателей с целью улучшения качества подготовки;
- увеличить долю иностранных студентов и профессорско-преподавательского состава в образовательном процессе, ориентированном на рост экспортного потенциала образования Кыргызской Республики;
- демонстрировать динамику роста качества образовательных программ;
- сформировать механизм повышения конкурентоспособности публикаций (роста индекса Хирша) преподавателей, аспирантов и магистрантов.
РЕЙТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ И УРОВНЯМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Бакалавриат (Специалист))
№ | Название образовательных программ и вузов | Баллы |
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ||
550100 — Естественнонаучное образование | ||
1 | Ошский государственный университет | 2127 |
2 | Кыргызский Государственный Университет имени И. Арабаева | 1044 |
3 | Ошский гуманитарно-педагогический институт | 501 |
4 | Жалал-Абадский государственный университет | 272 |
5 | Таласский государственный университет | 227 |
6 | Иссык-Кульский государственный университет имени К. Тыныстанова | 211 |
550200 — Физико-математическое образование | ||
1 | Ошский государственный университет | 2404 |
2 | Жалал-Абадский государственный университет | 593 |
3 | Таласский государственный университет | 387 |
4 | Кыргызско-Узбекский университет | 368 |
5 | Ошский гуманитарно-педагогический институт | 274 |
550300 — Филологическое образование | ||
1 | Ошский государственный университет | 2289 |
2 | Бишкекский гуманитарный университет имени академика Кусеина Карасаева | 1190 |
3 | Кыргызско-Узбекский университет | 825 |
4 | Иссык-Кульский государственный университет имени К. Тыныстанова | 703 |
5 | Ошский гуманитарно-педагогический институт | 388 |
6 | Таласский государственный университет | 322 |
7 | Жалал-Абадский государственный университет | 279 |
550400 — Социально-экономическое образование | ||
1 | Кыргызский Государственный Университет имени И. Арабаева | 729 |
2 | Ошский гуманитарно-педагогический институт | 519 |
3 | Ошский государственный университет | 464 |
4 | Таласский государственный университет | 94 |
550600 — Художественное образование | ||
1 | Ошский государственный университет | 1384 |
2 | Иссык-Кульский государственный университет имени К. Тыныстанова | 24 |
550700 — Педагогика | ||
1 | Ошский государственный университет | 662 |
2 | Кыргызский национальный университет имени Ж.Баласагына | 424 |
3 | Ошский гуманитарно-педагогический институт | 396 |
4 | Таласский государственный университет | 327 |
5 | Кыргызско-Узбекский университет | 295 |
6 | Жалал-Абадский государственный университет | 257 |
7 | Бишкекский гуманитарный университет имени академика Кусеина Карасаева | 219 |
8 | Иссык-Кульский государственный университет имени К. Тыныстанова | 122 |
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ | ||
580100 — Экономика | ||
1 | Ошский государственный университет | 1768 |
2 | Кыргызский экономический университет имени М.Рыскулбекова | 1710 |
3 | Университет Адам/Бишкекская финансово-экономическая академия | 1223 |
4 | Бишкекский гуманитарный университет имени академика Кусеина Карасаева | 691 |
5 | Ошский технологический университет | 653 |
6 | Кыргызско-Узбекский университет | 529 |
7 | Кыргызско-Турецкий университет Манас | 404 |
8 | Восточный Университет имени Махмуда Кашгари-Барскани | 128 |
9 | Иссык-Кульский государственный университет имени К. Тыныстанова | 100 |
580200 — Менеджмент | ||
1 | Кыргызский экономический университет имени М.Рыскулбекова | 594 |
2 | Ошский государственный университет | 572 |
3 | Кыргызско-Турецкий университет Манас | 272 |
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ И ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА | ||
510100 — Математика | ||
1 | Кыргызский национальный университет имени Ж.Баласагына | 1093 |
2 | Иссык-Кульский государственный университет имени К. Тыныстанова | 176 |
510200 — Прикладная математика и информатика | ||
1 | Ошский государственный университет | 839 |
2 | Ошский технологический университет | 19 |
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ | ||
531000 — Филология | ||
1 | Кыргызский национальный университет имени Ж.Баласагына | 771 |
2 | Восточный Университет имени Махмуда Кашгари-Барскани | 244 |
531100 — Лингвистика | ||
1 | Ошский государственный университет | 1889 |
2 | Бишкекский гуманитарный университет имени академика Кусеина Карасаева | 879 |
532000 — Физическая культура | ||
1 | Ошский государственный университет | 792 |
2 | Иссык-Кульский государственный университет имени К. Тыныстанова | 202 |
СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ | ||
540200 — Социальная работа | ||
1 | Ошский государственный университет | 424 |
2 | Бишкекский гуманитарный университет имени академика Кусеина Карасаева | 203 |
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО | ||
570700 — Искусство костюма и текстиля | ||
1 | Кыргызско-Узбекский университет | 581 |
2 | Ошский технологический университет | 114 |
СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ | ||
600200 — Туризм | ||
1 | Кыргызский экономический университет им.М.Рыскулбекова | 757 |
2 | Кыргызско-Турецкий университет Манас | 329 |
3 | Иссык-Кульский государственный университет имени К. Тыныстанова | 253 |
ЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА | ||
640200 — Электроэнергетика и электротехника | ||
1 | Ошский государственный университет | 1030 |
2 | Кыргызский Государственный Технический Университет имени И.Раззакова | 931 |
3 | Иссык-Кульский государственный университет имени К. Тыныстанова | 130 |
ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ | ||
670300 — Технология транспортных процессов | ||
1 | Ошский технологический университет | 450 |
2 | Таласский государственный университет | 320 |
МАГИСТРАТУРА
№ | Название образовательных программ и вузов | Баллы |
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ||
550300 — Филологическое образование | ||
1 | Ошский государственный университет | 113 |
2 | Бишкекский гуманитарный университет имени академика Кусеина Карасаева | 38 |
550700 — Педагогика | ||
1 | Ошский государственный университет | 50 |
2 | Бишкекский гуманитарный университет имени академика Кусеина Карасаева | 45 |
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ | ||
531100 — Лингвистика | ||
1 | Ошский государственный университет | 94 |
2 | Бишкекский гуманитарный университет имени академика Кусеина Карасаева | 60 |
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ | ||
580100 — Экономика | ||
1 | Ошский государственный университет | 119 |
2 | Бишкекский гуманитарный университет имени академика Кусеина Карасаева | 111 |
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Комментарии