НЕЗАВИСИМЫЙ РЕЙТИНГ ВУЗОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ − 2018

  • 19.06.2018
  • 0

Национальное агентство аккредитации и рейтинга (НААР, Казахстан) впервые составило независимый рейтинг высших учебных заведений Кыргызской Республики. 

НЕЗАВИСИМЫЙ РЕЙТИНГ ВУЗОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ − 2018

  • Шункеев К.Ш., эксперт первой категории НААР, д.ф-м.наук, профессор
  • Ниязова Г.Б., руководитель проекта по проведению аккредитации вузов и рейтинговых исследований НААР

 

В системе показателей качества деятельности и успешности организации образования в реализации стратегических задач, рейтинг становится одним из признанных инструментов локального и мирового уровней. Как отмечается в мировой литературе, признанность образовательной системы государства является одним из ключевых индикаторов конкурентоспособности страны. В определении качества образования на национальном и глобальном уровнях, значительную роль играют международные программы оценки учебных достижений обучающихся и результативности образовательных услуг, начиная с дошкольного обучения и воспитания, заканчивая послевузовским образованием. К числу этих программ следует относить и академические рейтинги. Сегодня в мире начитывается более 40 глобальных и около 17 локальных рейтингов. С 2018 года в число локальных рейтингов входит и «Независимый рейтинг вузов Кыргызской Республики».

Рейтинг, согласно определению Обсерватории IREG по академической подготовке и совершенствованию, это количественная оценка эффективности программы, деятельности учреждения или системы высшего образования на основе согласованной методологии.

За технологией ранжирования, определяющей позиции вузов, стоит адекватная, обеспечивающая прозрачность, количественная теория оценки качества образовательных программ. Ранжирование вузов становится неотъемлемым инструментом системы образования и вызывает большой интерес у общественности. Следует отметить, что рейтинг выполняет определенную функцию в зависимости от уровня признанности. Так, рейтинг на международном уровне определен в качестве индикатора конкурентоспособности системы образования страны, готовности вуза к интеграции и экспорту образования, когда на локальном уровне рассматривается как вспомогательный инструмент оценки результативности деятельности вуза, его готовности к обеспечению государственного заказа. Ранжирование образовательных программ на институциональном уровне понимается в виде средства менеджмента качества, механизма мониторинга образовательных услуг, признанности программ, уровня профессорско-преподавательского состава.

Рейтинг позволяет кыргызским вузам оценить конкурентоспособность образовательных услуг, расширить привлекательность для работодателей, повысить имидж и эффективность деятельности вуза, привлечь большее количество обучающихся, а главное − содействовать качественной работе национальной системы образования.

Рейтинг вузов Кыргызской Республики определен на основе, разработанной методологии, соответствующей принципам объективности, прозрачности, достоверности и доступности, согласованной с академической общественностью Кыргызской Республики. Объективность методологии определяется суммированием показателей по пяти критериям, идентичным по исследуемым уровням, с учетом сведений, вносимых самостоятельно вузом с применением отдельных аспектов вебометрики (таблица 1).

 

Таблица 1. Методология ранжирования вузов НААР

КритерииОбъект оценки
Высокая концентрация талантливых студентов, преподавателей и исследователей

 

Показатели, отражающие степень привлекательности вуза наличием обладателей «Золотого сертификата», образовательных грантов, в том числе президентской стипендии и качественного состава преподавателей, подтверждающегося количеством ученых, лауреатов государственных и именных премий, функционированием диссертационного совета.
Академическая мобильностьПоказатели эффективности образовательных услуг, результативности исследований, успешности выполнения обязательств по обучению, учет фактора интернационализации (привлекательность вуза на международном уровне, наличие профессоров и студентов из дальнего зарубежья).
Конкурентоспособность выпускниковПоказатели признанности вуза работодателями, соответствия качества образовательных услуг требованиям  рынка.
Конкурентоспособность научных публикаций преподавателей, магистрантов, аспирантов специальностиПоказатели результативности исследований, признанности преподавателей, подтверждающиеся наличием публикаций ППС, магистрантов и аспирантов в соответствии с индексом (h-index на основе базы данных Thomson Reuters и библиометрической базы данных Scopus, ISI Web of Knowledge)

 

Заявки на участие в Независимом рейтинге вузов Кыргызской Республики – 2018 представили 21 организация образования, однако 4 вуза были исключены из-за некорректного заполнения данных. В связи с этим, в рейтинге НААР принимали участие 17 вузов республики, что составляет 31% от общего количества организаций высшего и послевузовского образования страны. Вузами для ранжирования представлены 51 программ подготовки специалистов по 21 направлению образования уровня бакалавриата, однако объектами оценки стали образовательные программы по 31 специальностям 11 направлений, так как по 20 специальностям 10 направлений поступило к оцениванию  только по одной программе. Статистика по объектам оценки рейтинга представлена на рисунке 1.

 

Статистика по рейтингу 2018 года (Бакалавриат)

 

В ранжировании приняли участие от 2 до 9 программ по одной специальности. Наибольшее количество программ представлено по направлению «Педагогическое образование» (6 из 8 специальностей). Последующие позиции по количеству образовательных программ занимают направления «Культура и искусство» (4 из 9 специальностей), «Физико-математические науки и фундаментальная информатика» (2 из 4 специальностей) и др.

Следует отметить, что направление «Гуманитарные науки» включает самое большое количество специальностей (23), несмотря на это было возможным оценить качество программ специальности «531000 — Филология», «531100 — Лингвистика» и «532000 — Физическая культура».

В связи с отсутствием объектов оценки не определен рейтинг образовательных программ направлений «Химическая технология и биотехнология», «Геология, разведка и разработка месторождений полезных ископаемых», «Материаловедение, металлургия и машиностроение», «Сельское хозяйство», «Информационная безопасность» и «Приборостроение». Анализ данных в разрезе образовательных программ позволили определить рейтинг вузов Кыргызской Республики в соответствии c уровнями и направлениями подготовки специалистов и рейтинг профессорско-преподавательского состава вузов.

Результаты первого опыта ранжирования образовательных программ рассмотрены на заседании членов Национального аккредитационного совета при Министерстве образования и науки Кыргызской Республики 8 июня 2018 года. Участниками заседания было отмечено, что независимый рейтинг учитывает все многообразие вузов республики и ориентирован на повышение культуры обеспечения качества, способствующей росту конкурентоспособности образовательных услуг. Рейтинг, обеспечивающий информированность общественности о степени соответствия качества образования требованиям рынка, признанности преподавателей и результативности научно-исследовательской деятельности вуза может быть рекомендован к проведению и в последующие годы.

Независимый рейтинг вузов Кыргызской Республики − 2018 является эффективным инструментом ранжирования и оценки, который призван способствовать росту потенциала образовательных услуг и экспорта образования.

Мир международных рейтингов находится на стадии быстрой трансформации, и географический охват рейтинга кыргызских вузов не ограничится локальным уровнем. Ежегодное участие вузов Кыргызской Республики в рейтинге позволит привлечь внимание организаций образования ближнего и дальнего зарубежья, откроет новые пути и возможности гармонизации образовательных программ, развития двухдипломного образования.

Таким образом, важность проведения рейтинга подтверждается тем, что ежегодное участие содействует вузу:

  • совершенствовать стратегию развития и определять новые приоритеты;
  • стимулировать участие образовательных программ в рейтинговых исследованиях на национальном и международном уровнях;
  • создать условия взаимодействия вузов и работодателей с целью улучшения качества подготовки;
  • увеличить долю иностранных студентов и профессорско-преподавательского состава в образовательном процессе, ориентированном на рост экспортного потенциала образования Кыргызской Республики;
  • демонстрировать динамику роста качества образовательных программ;
  • сформировать механизм повышения конкурентоспособности публикаций (роста индекса Хирша) преподавателей, аспирантов и магистрантов.

 

 

 

РЕЙТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ И УРОВНЯМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Бакалавриат (Специалист))

 

    №    Название образовательных программ и вузовБаллы
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
550100 — Естественнонаучное образование
1Ошский государственный университет2127
2Кыргызский Государственный Университет

имени И. Арабаева

1044
3Ошский гуманитарно-педагогический институт501
4Жалал-Абадский государственный университет272
5Таласский государственный университет227
6Иссык-Кульский государственный университет

имени К. Тыныстанова

211
550200 — Физико-математическое образование
1Ошский государственный университет2404
2Жалал-Абадский государственный университет593
3Таласский государственный университет387
4Кыргызско-Узбекский университет368
5Ошский гуманитарно-педагогический институт274
550300 — Филологическое образование
1Ошский государственный университет2289
2Бишкекский гуманитарный университет

имени академика Кусеина Карасаева

1190
3Кыргызско-Узбекский университет825
4Иссык-Кульский государственный университет

имени К. Тыныстанова

703
5Ошский гуманитарно-педагогический институт388
6Таласский государственный университет322
7Жалал-Абадский государственный университет279
550400 — Социально-экономическое образование
1Кыргызский Государственный Университет

имени И. Арабаева

729
2Ошский гуманитарно-педагогический институт519
3Ошский государственный университет464
4Таласский государственный университет94
550600 — Художественное образование
1Ошский государственный университет1384
2Иссык-Кульский государственный университет

имени К. Тыныстанова

24
550700 — Педагогика
1Ошский государственный университет662
2Кыргызский национальный университет имени Ж.Баласагына424
3Ошский гуманитарно-педагогический институт396
4Таласский государственный университет327
5Кыргызско-Узбекский университет295
6Жалал-Абадский государственный университет257
7Бишкекский гуманитарный университет

имени академика Кусеина Карасаева

219
8Иссык-Кульский государственный университет

имени К. Тыныстанова

122
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
580100 — Экономика
1Ошский государственный университет1768
2Кыргызский экономический университет

имени М.Рыскулбекова

1710
3Университет Адам/Бишкекская финансово-экономическая академия1223
4Бишкекский гуманитарный университет

имени академика Кусеина Карасаева

691
5Ошский технологический университет653
6Кыргызско-Узбекский университет529
7Кыргызско-Турецкий университет Манас404
8Восточный Университет имени Махмуда Кашгари-Барскани128
9Иссык-Кульский государственный университет                          имени К. Тыныстанова100
580200 — Менеджмент
1Кыргызский экономический университет

имени М.Рыскулбекова

594
2Ошский государственный университет572
3Кыргызско-Турецкий университет Манас272
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

И ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

510100 — Математика
1Кыргызский национальный университет имени Ж.Баласагына1093
2Иссык-Кульский государственный университет

имени К. Тыныстанова

176
510200 — Прикладная математика и информатика
1Ошский государственный университет839
2Ошский технологический университет19
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
531000 — Филология
1Кыргызский национальный университет имени Ж.Баласагына771
2Восточный Университет имени Махмуда Кашгари-Барскани244
531100 — Лингвистика
1Ошский государственный университет1889
2Бишкекский гуманитарный университет

имени академика Кусеина Карасаева

879
532000 — Физическая культура
1Ошский государственный университет792
2Иссык-Кульский государственный университет

имени К. Тыныстанова

202
СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ
540200 — Социальная работа
1Ошский государственный университет424
2Бишкекский гуманитарный университет

имени академика Кусеина Карасаева

203
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
570700 — Искусство костюма и текстиля
1Кыргызско-Узбекский университет581
2Ошский технологический университет114
СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ
600200 — Туризм
1Кыргызский экономический университет им.М.Рыскулбекова757
2Кыргызско-Турецкий университет Манас329
3Иссык-Кульский государственный университет

имени К. Тыныстанова

253
ЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА
640200 — Электроэнергетика и электротехника
1Ошский государственный университет1030
2Кыргызский Государственный Технический Университет имени И.Раззакова931
3Иссык-Кульский государственный университет

имени К. Тыныстанова

130
ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ
670300 — Технология транспортных процессов
1Ошский технологический университет450
2Таласский государственный университет320

 

МАГИСТРАТУРА

 

    №    Название образовательных программ и вузовБаллы
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
550300 — Филологическое образование
1Ошский государственный университет113
2Бишкекский гуманитарный университет

имени академика Кусеина Карасаева

38
550700 — Педагогика
1Ошский государственный университет50
2Бишкекский гуманитарный университет

имени академика Кусеина Карасаева

45
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
531100 — Лингвистика
1Ошский государственный университет94
2Бишкекский гуманитарный университет

имени академика Кусеина Карасаева

60
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
580100 — Экономика
1Ошский государственный университет119
2Бишкекский гуманитарный университет

имени академика Кусеина Карасаева

111

 

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ТОП_26_ППС_(1)

Поделиться

Комментарии