НА НОСУ ЭКЗАМЕНЫ

  • 26.05.2023
  • 0

Школьники с трепетом ждут “Последний звонок”, вслед за которым настанет не менее волнующая пора, как переводных экзаменов из класса в класс, так и итоговой государственной аттестации (ИГА). За плечами многих выпускников 11-х классов уже и “Алтын Тамга”, и ОРТ. Тем не менее, впереди их ждет самая ответственная аттестация.

НА НОСУ ЭКЗАМЕНЫ

Как и зачем пришла ИГА в Кыргызстан?

Ещё в 2005 году МОиН КР проводил ряд работ по текущему, итоговому оцениваниям и самооцениванию, участвовал в различных проектах, программах, в том числе и “Сельское образование” 2006-2009 годах, программах обучения учителей новым методам оценивания. В 2012 году в целях улучшения итогового оценивания в целом и аттестации в частности, силами международных и национальных экспертов, была проведена апробация новой модели экзаменационной системы в школах. Как это было? Были разработаны и прошли экспертизу модели экзаменационных заданий нового типа – 353 из 525.

В рамках пилотного проекта было запланировано поэтапное внедрение Итоговой аттестации по всей республике и впервые она проводилась, и отслеживалась успеваемость учащихся, в городах и областных центрах Кыргызстана. Целью введения ИГА было объективное получение данных для анализа и составления целостной картины успеваемости наших выпускников. Основным отличием от традиционной формы сдачи экзаменов являлся объективный и субъективый факторы: предвзятые или снисходительные взаимоотношения учителя и ученика.

Изначально решено обязательное участие в данной аттестации всех без исключения выпускников. Выпускники, прошедшие тестирование “Алтын Тамга”, автоматически получают освобождение от ИГА.

Такое разнообразие тестирований очень беспокоило родителей, которые не могли понять, зачем столько экзаменов.

Только потом стало понятно, что следует различать цель сдачи теста на ОРТ, так как оно является добровольным тестированием гарантирующим поступление в тот или иной вуз.

Что такое КИМы?

 В 2018-2019 учебном году Министерство образования и науки Кыргызской Республики изменило требование к принципам формирования экзаменационных материалов при проведении итоговой государственной аттестации. Начиная с 2019 года ИГА проводится в обновленном формате, с новыми критериями оценки и контрольно-измерительными материалами (КИМ).

Целями ИГА являются:

— осуществление контроля над выполнением Законов Кыргызской Республики «Об образовании» и «О государственном языке Кыргызской Республики»;

— определение соответствия результатов освоения учащимися образовательных программ;

— осуществление внутришкольного мониторинга и анализа для внесения изменений в систему управления образованием.

ИГА проводится для выпускников, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях Кыргызстана. Она, как основной государственный экзамен, проводится в форме письменного и устного экзаменов.

Контрольно-измерительные материалы направлены на выявление соответствия реальных результатов образовательного процесса прогнозируемым результатам образовательных программ. Они содержат четыре формата заданий в зависимости от предмета:

— тестовые задания закрытой формы (с выбором одного правильного ответа);

— тестовые задания на установление соответствия – состоят из двух групп элементов и четкой формулировки критерия выбора соответствия между ними. Соответствие устанавливается по принципу 1:1 (одному элементу первой группы соответствует только один элемент второй группы);

— тестовые задания на установление правильной последовательности, когда ученику предлагается ряд понятий, дат, слов, которые ему предстоит установить в правильной последовательности;

— тестовые задания открытой формы – в них требуется сформулированное самим тестируемым краткий ответ (заключение, решение и др.). Задания открытой формы могут иметь вид неполного утверждения, в котором отсутствует один или несколько ключевых элементов (число, буква, слово или словосочетание).

Количество и форма тестовых заданий, материалы для тестирования определяются спецификацией теста в разрезе каждого предмета, профиля и языка обучения.

КИМы и инструкции по критериям оценивания для каждого предмета для проведения ИГА будут предоставлены по четырем обязательным предметам:

для XI классов:

— по родному языку и литературе (кыргызский, русский, узбекский и таджикский), по математике (алгебре), по истории, по кыргызскому языку для школ с русским, узбекским и таджикским языками обучения и русскому языку для школ с кыргызским языком обучения;

для IX классов:

— по родному языку в (кыргызский, русский, узбекский и таджикский), по математике (алгебре), по истории, по кыргызскому языку для школ с русским, узбекским и таджикским языками обучения и русскому языку для школ с кыргызским языком обучения.

Баллы переведутся в оценки

По словам директора НЦОКОИТ Б.Шамшидиновой, изменение системы экзаменов и педагогических измерений отвечает задаче повышения доверия к школе и учителю, переноса фокуса измерений на педагогические задачи для улучшения процесса преподавания и обучения, ориентации на результаты обучения.

В 2022–2023 учебном году Национальный центр оценки качества образования и информационных технологий МОН КР ответственен за подготовку контрольно-измерительных материаловов (КИМ). В тесном сотрудничестве с Кыргызской академией образования при участии квалифицированных педагогов-практиков, работающих в соответствующих областях подготовлены КИМы для проведения письменных и устных экзаменов. Все разработанные материалы прошли апробацию для определения качества, каждое открытое задание имеет четкие критерии оценивания. Рабочая предметная группа разработала рекомендации по определению минимального количества баллов и переводу суммы первичных баллов в пятибалльную систему оценивания. НЦОКОИТ разработал методическое сопровождение ИГА.

Все материалы на четырех языках (кыргызском, русском, узбекском, таджикском) по подготовке к ИГА доступны на сайте НЦОКОИТ МОН КР с 10 апреля 2023 года на странице «Итоговая государственная аттестация».

“Комплексные контрольно-измерительные материалы по предметам прошли техническую процедуру (набор текста, форматирование, компиляция буклетов): элементы расположены и спроектированы таким образом, чтобы ни один внешний фактор не отвлекал учащихся от выполнения задания. Будут представлены также понятные и легко читаемые инструкции о том, как работать с экзаменационными материалами.

Оценивание письменных работ будет проводиться в школе приемной комиссией на основании предоставленных кодов правильных ответов и критериев оценивания. Экзаменационная работа оценивается путем сложения баллов по указанным критериям и их перевода в отметки”, — сказала Бактыгүл Сабыржановна.

Айнура Асаналиева,
“Кут Билим»

Поделиться

Комментарии