МУХАММЕДКАЛЫЙ АБЫЛГАЗИЕВ: «ОШИБКОЙ БЫЛО ТО, ЧТО МЫ РАССМАТРИВАЛИ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ УВЯЗКИ С ЭКОНОМИКОЙ
- 12.12.2019
- 0
Стратегия развития образования 2021-2040 — готовить выпускников, активных участников развития нового мира
СРО 2021-2040 с учетом проведенного анализа исполнения СРО-2020, необходимости продолжения начатых реформ, важности реагирования на новые проблемы и вызовы, стоящие перед Кыргызстаном и зафиксированные в Национальной стратегии развития КР до 2040 года и других документах.
Если Стратегия 2012-2020 была сфокусирована больше на решении вопросов охвата образованием, то Стратегия 2021-2040, сфокусирована на качестве обучения.
Стратегия развития образования-2040 нацелена на то, чтобы система образования обеспечивала выпускников всех уровней теми знаниями и компетенциями, которые позволили бы не просто жить в новом мире, но и активно участвовать в его развитии. Так, общими для всех уровней образования содержательными линиями Стратегии являются:
— Содержание образования, ориентированное на развитие компетенций каждого обучающегося.
— Воспитание учащихся и студентов, направленное на создание условий для формирования у них духовно-нравственных ценностей, гражданских компетентностей и патриотизма.
— Цифровизация образования (понимаемая как обучение ИКТ-навыкам всех участников образовательного процесса, создание электронной среды обучения, использование дистанционных и других технологий и формирование цифрового управления).
— Непрерывное профессиональное развитие педагогов, инклюзивное образование.
— Мониторинг образования и оценивание результатов обучения (сочетание самооценки организаций образования всех уровней и внешней оценки, в том числе – в рамках аккредитации);
— Создание эффективной и безопасной среды обучения, управление и финансирование образования.
Данные содержательные линии группируются в три стратегические области: справедливого доступа, качества, управления и финансирования, ориентированных на результат.
Система образования к 2040 году будет:
— Создавать условия для качественного обучения на протяжении всей жизни с учетом приоритетов, необходимых для развития региональных кластеров Кыргызстана.
— Обеспечивать сохранение и укрепление здоровья всех обучающихся, в том числе – за счет использования здоровьесберегающих технологий обучения.
— Создавать больше возможностей для ориентации обучения на потребности учащихся и студентов.
— Обеспечивать воспитывающее обучение, направленное на формирование у учащихся и студентов высоких моральных качеств на основе общечеловеческих и базовых национальных ценностей, патриотизма;
— Использовать государственный язык в процессе обучения на всех уровнях, в том числе – за счет развития программ многоязычного образования, при сохранении роли официального языка и конституционных прав национальных меньшинств;
— Уделять приоритетное внимание раннему развитию детей для формирования когнитивных, социально-эмоциональных и других компетентностей ребенка как условия его дальнейшей успешности;
— Обеспечивать гарантированный доступ и полный охват населения дошкольным и школьным образованием в течение срока, закрепленного в нормативных правовых документах Кыргызской Республики;
— Обеспечивать инклюзивность образовательной системы на всех уровнях образования (при сохранении специализированных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья);
— Совершенствовать содержание образования на всех уровнях для продвижения ценностей прав и свобод человека, культурного, этнического и политического разнообразия;
— Использовать различные формы оценивания на всех уровнях образования и системы в целом для выработки политики в области образования и принятия информированных решений с учетом потребностей регионов (региональных кластеров) и страны в целом;
— Использовать систему сертификации, основанной на Национальной рамке квалификаций и профессиональных стандартах для регулярной корректировки образовательных стандартов для обеспечения соответствия результатов обучения потребностям регионального, странового и мирового рынков труда;
— Обеспечивать развитие дополнительного образования детей и взрослых для формирования востребованных личностью и обществом компетенций;
— Ориентироваться на цифровизацию обучения, включая создание условий для формирования электронного обучения на всех уровнях образования;
— Обеспечивать финансирование, ориентированное на результат, на всех уровнях системы образования;
— Использовать информационную систему управления образованием (ИСУО) как на центральном, так и на региональном уровне и уровне образовательных организаций для обеспечения управления, ориентированного на результат;
— Поддерживать дифференциацию ответственности учебных заведений всех уровней и органов управления образованием за результаты своей деятельности («Свобода в обмен на результаты»).
Таким образом, результатом реализации Стратегии развития образования на 2021-2040 годы будет создание системы образования, которая станет ресурсом культурного, социального и экономического развития Кыргызстана. СРО 2021-2040 выносится на широкое обсуждение.
Каныбек ИСАКОВ: «Главный враг коррупции – прозрачность и автоматизация всех процессов в сфере образования»
Еще один важный вопрос, рассмотренный на коллегии – борьба с коррупцией в сфере образования.
На коллегии было отмечено, что Минобразования КР работает согласно утвержденному Плану по противодействию и демонтажу коррупции. Соответствующий отчет о проделанной работе ежемесячно направляется в Секретариат Совета безопасности и Аппарат Правительства КР.
В частности, министерством был проведен ряд антикоррупционных мероприятий:
№ Зоны риска Мероприятия
1 Детские сады — 26
2 Школы — 22
3 Среднее профобразование — 7
4 Вузы — 103
5 Выдача лицензий — 13
6 Госзакупки и расходование бюджетных средств — 27
7 Сфера науки — 5
Всего было проведено 203 антикоррупционных мероприятия
В настоящее время, было отмечено, совместно с экспертами разрабатывается актуальный вариант Плана мероприятий по противодействию и демонтажу коррупции на 2019-2021 годы, который будет направлен на рассмотрение рабочей экспертной группе Совета безопасности. План мероприятий разрабатывается в соответствии с постановлением Правительства КР от 13 сентября 2019 года.
На коллегии было сказано, что наиболее действенно-эффективными мерами по борьбе с коррупцией, предпринятыми министерством, следует назвать:
Выдача лицензий: для поддержки частного сектора и расширения доступа детей к дошкольному образованию, упрощены требования при процедуре выдачи лицензий. Соответствующие поправки и дополнения в лицензирование некоторых видов деятельности были внесены и утверждены постановлением Правительства КР.
Один из успешных проектов министерства, внедряемого для демонтажа коррупции при приеме дошколят в детский сад — «Электронная очередь в дошкольные образовательные организации (ДОО)»
Электронная очередь – это электронная база данных, которая содержит сведения о ребенке для предоставления места в детском саду. Эта база поможет избежать коррумпированных схем в устройстве детей в детские дошкольные учреждения, поскольку эта умная система предусматривает все этапы передвижения детей в очереди. Электронная очередь является бесплатным программным продуктом для реализации государственной образовательной услуги. Целью внедрения Электронной очереди в ДОО является:
— обеспечение равных прав и возможностей каждого ребенка на дошкольное образование в ДОО, искоренение коррупционных схем при комплектовании детьми групп ДОО, социальная поддержка льготных групп граждан;
— определение прав и обязанностей физических и юридических лиц в процессе комплектования детьми групп ДОО, регулирование процесса при осуществлении приема, сохранения места и отчисления детей из детсада.
С введением “Электронной очереди в ДОО” у каждого гражданина Кыргызстана появится возможность зарегистрировать ребенка в возрасте от 6 месяцев до 7 лет в Едином электронном реестре balabakcha.edu.gov.kg для получения дошкольного образования. Проект в пилотном режиме уже успешно внедрен в Бишкеке и Оше.
Другой действенный антикоррупционый проект “Электронная запись в школу” — это информационная система, обеспечивающая автоматизацию процессов записи детей достигших школьного возраста (6-7 лет) в первый класс в государственные и муниципальные общеобразовательные организации Кыргызской Республики.
Автоматизированная информационная система “Электронная запись в школу” является бесплатным программным продуктом для реализации государственной образовательной услуги, разработанный Министерством образования и науки КР. Внедрение АИС “Электронная запись в школу” предполагает решение следующих приоритетных задач: минимизация коррупционных схем при зачислении детей в первый класс,
— доступность образования и создание комфортных условий для получения места в общеобразовательном учреждении, полный учет детей, нуждающихся в местах, удобный и доступный порядок записи ребенка в школу, сбор и обработка данных в автоматическом режиме.
Реализация системы “Электронная запись в школу” дает возможность каждому гражданину КР зарегистрировать ребенка достигшего школьного возраста 6-7 лет в едином электронном реестре mektep.edu.gov.kg для поступления в первый класс. Зачисление детей в первый класс осуществляется в два этапа:
Первый этап: по территориальному принципу, дети, проживающие на территории, закрепленной за образовательным учреждением (по микроучастку).
Второй этап: по праву выбора, для всех проживающих на территории не закрепленной за образовательным учреждением, при наличии свободных мест (не по микроучастку).
Что касается борьбы с коррупцией в сфере высшего образования, то в Бишкеке прошел круглый стол на тему «Антикоррупционное обучение в сфере высшего образования и меры по повышению его эффективности».
В работе круглого стола приняли участие министр образования и науки КР Каныбек Исаков, ректоры и студенты вузов Кыргызстана, депутаты Жогорку Кенеша, представители правоохранительных органов и международных организаций.
Министр образования и науки Каныбек Исаков рассказал о коррупционных рисках в системе образования и механизмах их предотвращения, а также представил участникам детальный план противодействия коррупции.
Глава Минобразвания КР, в первую очередь, отметил необходимость автоматизации процессов предоставления услуг и исключения человеческого фактора для предотвращения коррупционных рисков. В том числе, в рамках фунционирования системы межведомственного электронного взаимодействия “Түндүк” в рамках Концепции цифровой трансформации.
“Сегодня, стремясь уменьшить негативное общественное мнение, будут приниматься реальные решения по борьбе с коррупцией. Главный враг коррупции – прозрачность и автоматизация всех процессов. Конечно, важным механизмом является общественное мнение, гражданский контроль и содействие. Мы намерены работать с вами в тесном сотрудничестве”, — сказал он.
На коллегии также было отмечено, что ежегодно, в связи с Всемирным днем борьбы с коррупцией 9 декабря в вузах, ссузах проводятся научно-практические конференции, семинары и круглые столы. Кроме того, в Бишкеке в столичных школах проводятся конкурсы рисунков и открытые уроки по теме борьбы с коррупцией. При поддержке студентов вузов снимаются видеоролики на антикоррупционные темы, которые размещаются на сайте правительства КР по борьбе с коррупцией. (http://anticor.gov.kg).
На базе Академии управления при Президенте КР проводятся двухнедельные курсы повышения квалификации для государственных и муниципальных служащих по теме «Антикоррупционная политика в КР». Помимо этого, разработан 72 –х часовой модуль Института повышения квалификации и переподготовки кадров для работников образования, данный модуль разработан во исполнение нормативно-правовых актов в сфере антикоррупционной политики.
Все сведения о госзакупках и расходовании бюджетных средств официально и прозрачно размещаются на сайтах Минобразования КР и Агентства по госзакупкам Минфина КР.
Приемная кампания — 2019 года: Нужны дополнительные туры для заполнения грантовых мест
На коллегии также были обсуждены результаты приемной кампании – 2019 года.
Как обычно прием на все формы обучения, грантовые и контрактные места в вузах осуществлялся на основе общереспубликанского тестирования. Всего в Общереспубликанском тестировании44 тысяч 289 абитуриентов. Из них 270 тысяч 19 абитуриентов поучили свыше 110 баллов, что составило 61% от всех юношей и девушек, прошедших тестирование. Показатели, принявших участие в Общереспубликанском тестировании 2019 года составил: средний показатель – 123,3 балла (2018 год – 119,5 быллов).
При приеме на грантовые и контрактные места основной тест составил 110 баллов, предметный тест – 60 баллов. Проходной балл в Аграрный университет имени К. Скрябина составил 100 баллов.
В 2019 -2020 учебном году на бюджетные места было выделено 5705 грантов. Из 5705 грантовых мест 4473 выделено для учреждений образования, подведомственных Министерству образования и науки КР, Министерству внутренних дел КР – 130, Министерству здравоохранения – 330, министерству культуры и туризма – 232, Госкомитету национальной безопасности – 115. Министерству внутренних дел КР – 20 грантовых мест.
При распределении остальных грантовых мест были учтены прогнозы Минсоцтруда КР о потребностях в кадрах.
50 грантовых мест были распределены среди абитуриентов, получивших наибольшие баллы по результатам Общереспубликанского тестирования.
140 грантовых мест были предназначены для выполнения обязательств по межгосударственным договорам о сотрудничестве с Россией, Таджикистаном, Украиной, Турцией, Беларусью, Шанхайской Организации сотрудничества, 75 грантовых мест выделено, согласно указу Президента КР, для этнических кыргызов, проживающих в других странах.
100 грантовых мест выделено для инвалидов 1-2 группы, инвалидов с рождения, сиротам, оставшимся без попечения родителей и др.
В 2019 -2020 учебном году в вузы на грантовые места были приняты 5379 студентов. 69 абитуриентов получили льготы при поступлении, это абитуриенты, набравшие наибольшее количество баллов в общереспубликанском тестировании, сироты и оставшиеся без попечения родителей, инвалиды 1,2 групп и др.
В этом учебном году 326 грантовых места остались невостребованными (в 2018- 265 мест, в 2017 году 551 грантовое место оставалось свободным).
Из них: 199 мест и 5540 выделенных для вузов грантовых места, 42 места, выделенных для участников ОРТ, получивших наиболее высокие баллы, 85 грантовых мест, предназначенных для выполнения обязательств по межгосударственным соглашениям и др.
В целом, в 2019-2020 году в высшие учебные заведения Кыргызстана на все формы обучения (грантовые и контрактные) было зачислено 54 тысячи 929 студентов (2018 году – 45 тысяч 174 студента).
Из них: на грантовые места — 5379 студентов, другие источники финансирования (Россия, Турция) – 1641 студент, на контрактной основе 30 тысяч 929 студентов, в магистратуру — 4687.
На коллегии были подведены итоги приемной кампании в вузы 2019-2020 года.
Начиная с 2015 года, на всех формах обучения в вузах утвержден единый проходной балл. В 2014 году по результатам ОРТ в вузы поступил 12841 студент, в 2019 году – зачислены 20196 студентов, по сравнению с 2018 годом на 700 студентов больше.
Из года в год растет средний показатель баллов (2014-год-104,9 балл, 2016-год-115,4 балл, 2017- год-117,8 балл, 2018-год 119,5 балл, 2019-год 123,3 балл).
Аналогично, из года в год растет количество абитуриентов, получивших баллы выше 110. (2016 год — 25, 5 тыс. абитуриент, 2017 год — 26,1 тыс. абитуриент, 2018 год — 26,7 тыс. абитуриент, 2019 год 22,2 тыс. абитуриент). Средний показатель абитуриентов, занявших грантовые и контрактные места, остается устойчивым. Остаются невостребованными грантовые места по отдельным профессиям: это специальности сельского хозяйства, педагогические.
На коллегии было решено проработать механизмы для целевого использования и заполнения невостребованных грантовых мест для обладателей золотых сертификатов, объявлять в августе дополнительный тур на вакантные грантовые места, организовать, усилить курсы по профориентационной работе, организовать в школах обсуждения по подготовке к ОРТ и др.
После обсуждения коллегия одобрила результаты приемной кампании 2019 года.
Айнура КАНИМЕТОВА «Кут Билим»
Комментарии