Методические рекомендации для директоров и методистов дошкольных образовательных организаций Кыргызской Республики на 2025–2026 учебный год

  • 03.09.2025
  • 0

Дошкольное образование играет ключевую роль в формировании личности ребёнка и закладывает фундамент для его будущего обучения и социальной адаптации. В этот период дети осваивают базовые навыки общения, учатся работать в коллективе, развивают речь, мышление, внимание и воображение. Кроме того, качественное дошкольное образование способствует эмоциональному развитию и укреплению уверенности в себе. Исследования показывают, что дети, прошедшие хорошую подготовку в детском саду, легче адаптируются к школьной среде и демонстрируют более высокие академические результаты в дальнейшем.
Президент Кыргызской Республики Жапаров С.Н. отмечает, что ребенок и забота о нем издревле были и всегда будут главной ценностью кыргызского народа. Наш священный долг – заботиться о том, чтобы каждый ребенок в Кыргызстане вырос здоровым и умным гражданином в объятиях семьи, в любви и уважении, в счастливой жизни.
Каждый педагог дошкольного образования должен строить свою деятельность согласно Закону Кыргызской Республики «Об образовании», Государственным образовательным стандартом Кыргызской Республики «Дошкольное образование и уход за детьми», Конституционным Законом Кыргызской Республики “О государственном языке Кыргызской Республики”, Кодексом о детях. А также учитывать принципы прав ребенка, стратегические приоритеты страны и государственной программы “Алтын Казык” в области дошкольного образования.
Обозначим задачи дошкольного образования:
1) поддержка физического и психического здоровья детей с учетом возрастных особенностей, индивидуальных способностей и возможностей, исключая любые виды насилия и дискриминации;
2) развитие познавательных и коммуникативных навыков в многоязычной среде, создание равных возможностей для всех детей;
3) развитие познавательных и творческих способностей без гендерных ограничений;
4) создание условий для социальной адаптации, обеспечение интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с инвалидностью;
5) воспитание и уважение к семейным и национальным ценностям, любовь к Кыргызстану, формирование уважения к символике, культурному многообразию нашей страны;
6) формирование этнотолерантности к языкам и культуре разных народов, населяющих страну, не допуская проявлений этнической нетерпимости;
7) формирование понимания целостности мира с учетом современных экологических проблем, вопросов изменения климата, бережного отношения к природе и ответственного потребления для устойчивого развития;
8) формирование самостоятельности, элементарных навыков самообслуживания, воспитание трудолюбия, бережного и равноправного отношения к любому труду;
9) обеспечение физической, когнитивной, эмоциональной и социальной готовности ребенка к общему образованию.
Для реализации поставленных задач по развитию дошкольного образования и в целях упорядочения деятельности дошкольных образовательных организаций Кыргызской Республики и создания равных возможностей для детей дошкольных образовательных организаций, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании», конституционного Закона Кыргызской Республики «О Кабинете Министров Кыргызской Республики» Кабинет Министров Кыргызской Республики своим Постановлением №257 от 15 мая 2025 года утвердило:
Государственный образовательный стандарт Кыргызской Республики «Дошкольное образование и уход за детьми»;
Положение о дошкольных образовательных организациях Кыргызской Республики;
Типовой устав дошкольных образовательных организаций Кыргызской Республики;
Порядок организации питания детей в дошкольных образовательных организациях Кыргызской Республики.
Таким образом, работа в дошкольной образовательной организации будет вестись согласно этим официальным документам.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования и ухода за детьми играет ключевую роль в создании качественной образовательной среды для самых юных граждан нашего государства. Требования, установленные в стандарте, должны обеспечивать равные начальные возможности для всех детей, независимо от условий их проживания и места жительства. Он является основным документом, устанавливающим единые минимальные требования, предъявляемые к дошкольному образованию и уходу за детьми от 1 года до 6 лет, а также представляет совокупность требований к образовательным, медицинским, правовым, организационным услугам и мероприятиям, предоставляемым и осуществляемым государством и другими заинтересованными субъектами, обязательных для исполнения всеми дошкольными образовательными организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физическими лицами (индивидуальными предпринимателями, предоставляющими услуги дошкольного образования).
В результате реализации настоящего Госстандарта в совместной деятельности дошкольной образовательной организации и семьи по окончании дошкольного периода дети 6 лет обладают ключевыми компетенциями (эмоционально-личностной, познавательно-деятельностной, социально-коммуникативной, информационно-цифровой) и способны принять на себя роль учеников, готовых к обучению в школе. Ключевые компетенции дошкольного образования развиваются через основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
Напомним, компетентностный подход — это метод организации образования, при котором основной акцент делается не только на усвоение знаний, но и на формирование у обучающихся компетенций — то есть способности применять знания, умения, навыки и личные качества для успешного решения практических задач в разных сферах жизни.Методические рекомендации для директоров и методистов дошкольных образовательных организаций Кыргызской Республики на 2025–2026 учебный годКомпетентности опираются на области развития ребенка, обеспечивают преемственность дошкольного и общего школьного образования и направлены на формирование навыков, необходимых для обучения на протяжении всей жизни в современном мире.
В дошкольной образовательной организации предусматривается формирование у детей дошкольного возраста основ следующих ключевых компетентностей.
Эмоционально-личностная компетентность – это осознание своих чувств, эмоций и управление ими, не ограничиваясь гендерными стереотипами о допустимости выражения тех или иных чувств, распознание чувств и эмоций близких людей, развитие приемов самопознания (самосознание, самопознание, самовыражение, саморазвитие, самоконтроль, самооценка и саморефлексия). Компетентность подразумевает развитие эмпатии, понимание эмоций, умение управлять эмоциями, сохранять стрессоустойчивость и заботиться о своем психическом и физическом благополучии, приверженность здоровому образу жизни, стремление к гармонии с собой и окружающим миром, формирование навыков саморегуляции, развитие уверенности в себе и способности преодолевать жизненные трудности.
Познавательно-деятельностная компетентность — это формирующаяся способность ребёнка к активному и целенаправленному исследованию окружающего мира, осознанному применению разнообразных способов познания (наблюдение, эксперимент, сравнение) и самостоятельному использованию полученных знаний и умений в практической деятельности для решения жизненных задач. Компетентность подразумевает понимание связи человека с природной средой, способность к самостоятельному обучению и стремлению к непрерывному развитию и освоению новых знаний, открытость к обучению, готовность воспринимать новые идеи, использование знаний для решения актуальных проблем, достижения положительных результатов, навыки структурирования данных, выявления закономерностей и принятия решений на основе объективного анализа, умение критически анализировать информацию, ставить под сомнение предположения и делать обоснованные выводы, способность генерировать оригинальные идеи и креативные решения, воплощая их в жизнь.
Социально-коммуникативная компетентность – умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми в разных ситуациях и, соответственно, право и возможность это делать, способность брать на себя ответственность, регулировать конфликты, умение понимать речь других и стремление сделать понятной свою речь, право свободного общения и равные возможности для всех детей в приобретении опыта свободного высказывания своих идей и предположений. Компетентность подразумевает формирование навыков работы в команде, умение распределять роли и достигать общих целей, способность ясно и эффективно излагать свои мысли, взаимодействовать с разными аудиториями и использовать различные формы общения, умение ценить культурное разнообразие, уважать традиции и способствовать их применению и сохранению в современном обществе, приверженность принципам справедливости, уважение к обществу и готовность действовать в его интересах.
Информационно-цифровая компетентность — это совокупность элементарных знаний, умений и начальных представлений, позволяющих детям под контролем взрослых осмысленно и безопасно использовать доступные цифровые устройства (планшеты, смартфоны, компьютеры) и ресурсы (обучающие игры, мультфильмы, развивающие приложения), это и понимание базовых правил безопасного поведения в цифровой среде, а также умение отличать реальность от виртуального мира, формируемые через целенаправленное педагогическое сопровождение и родительский контроль. Компетентность подразумевает интерес к книге и чтению, использование информационно-коммуникационных технологий, проектно-исследовательская деятельность и работа с информацией
А также обязательны учет формирования мягких и жёстких навыков, основанный на формировании у детей способности эффективно взаимодействовать с окружающим миром, решать задачи, развивать творческое мышление и адаптироваться к меняющимся условиям.
Мягкие навыки (soft skills) включают в себя социальные и коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, умение работать в команде и решать конфликты, а также развивают критическое мышление и креативность. Компетентностный подход способствует формированию этих навыков через игры, взаимодействие с другими детьми, участие в совместных заданиях и ролевых играх.
Жесткие навыки (hard skills) относятся к более конкретным умениям, таким как знание букв, цифр, основ математики, умение пользоваться предметами в быту, а также освоение базовых навыков, необходимых для дальнейшего обучения. В рамках компетентностного подхода внимание уделяется развитию этих навыков через практическую деятельность, обучение правилам и технологиям, которые могут быть полезны в повседневной жизни.
Образовательный и воспитательный процессы направлены на физическое, социально-эмоциональное развитие, познание и когнитивное развитие, творчество и эстетическое развитие, грамотность и коммуникацию детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей.
Уход и присмотр предусматривают:
1) обеспечение безопасности: создание безопасной среды, предотвращение травм и несчастных случаев;
2) гигиенический уход: помощь в умывании, одевании, посещении туалета и другие гигиенические процедуры;
3) организацию питания: обеспечение полноценного и сбалансированного питания, соответствующего возрасту и потребностям ребенка;
4) соблюдение режима дня: организация сна, прогулок, игр и занятий;
5) постоянное наблюдение за детьми для обеспечения их безопасности и выявления потребностей.
Педагогический процесс, уход и присмотр осуществляются на протяжении всего времени пребывания детей в дошкольной образовательной организации и обеспечивают необходимый уровень обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе при соблюдении санитарно-гигиенических норм согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для дошкольных образовательных организаций и комплектований дошкольных групп.
План образовательных и развивающих занятий определяет продолжительность, недельную нагрузку, тематику и содержание занятий в соответствии с индивидуальными, возрастными и физиологическими особенностями развития детей и является основой для разработки дошкольных образовательных основных, вариативных, дополнительных программ, учебных планов.
На основе плана дошкольная образовательная организация и физические лица (индивидуальные предприниматели), предоставляющие услуги дошкольного образования, разрабатывают годовой план работы, перспективные календарно-тематические планы на год, расписание занятий, календарные планы работы педагогов и режим дня. Содержание и структура плана могут дополняться для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Организация воспитательно-образовательного процесса ориентированного на ребенка в детском саду — это построение образовательной среды и педагогического взаимодействия, при котором индивидуальные потребности, интересы, способности и темп развития каждого дошкольника являются центральным ориентиром. Такой подход предполагает активное участие ребёнка в собственном обучении и развитии, создание условий для его инициативности, самостоятельности и самовыражения, а также гибкое планирование и адаптацию педагогической деятельности к уникальным особенностям каждого воспитанника.
Процесс включает задачи по:
Физическому развитию: формированию базовых двигательных умений и совершенствование крупной и мелкой моторики, развитию осознанной потребности в двигательной активности и здоровом образе жизни, а также освоение навыков самообслуживания и гигиены для обеспечения самостоятельности и благополучия.
Познавательному и когнитивному развитию: стимулированию любознательности и формированию целостной картины мира через освоение элементарных представлений о себе, природе, обществе, технологиях, развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, а также исследовательских умений и навыков решения проблем, закладывая основы для STEAM образования.
Социально-эмоциональному развитию: освоению социальных норм и ценностей, формированию эмоционального интеллекта (понимание и управление эмоциями), развитию навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формированию позитивного самоотношения, инициативности, самостоятельности, нравственных качеств, а также основ гражданской идентичности и патриотизма.
Творчеству и эстетическому развитию: формированию основ эстетического восприятия мира, развитие творческих способностей через изобразительную деятельность, музыку, литературу, художественно — театрализованную деятельность, воображения, креативности и оригинальности мышления через активное участие в различных видах художественно-продуктивной деятельности (изобразительное искусство, конструирование), музыкально-ритмических занятиях, знакомстве с литературой и театрализованных играх, способствующих самовыражению и раскрытию потенциала.
Грамотности и коммуникации: развитию всех компонентов устной речи (фонетической, лексической, грамматической), обогащению активного и пассивного словаря, формированию связной речи, диалогических и монологических форм общения, развитию слухового внимания и фонематического слуха, подготовке к освоению грамоты (звуковой анализ, основы чтения и письма), а также навыков эффективного вербального и невербального общения для успешной социализации и выражения мыслей.

Для реализации целей и задач дошкольного образования в рамках компетентностного подхода, а также для формирования у детей навыков, необходимых для самостоятельного решения задач, общения, взаимодействия и саморазвития предлагаются следующие стратегии и методики обучения:

Методические рекомендации для директоров и методистов дошкольных образовательных организаций Кыргызской Республики на 2025–2026 учебный год

Обеспечение развивающей среды основано на следующий основных принципах:
Безопасность;
Доступность.
Разнообразие.
Динамичность
Эстетическая выразительность
Учет индивидуальных и возрастных особенностей
Интеграция в образовательный процесс.
Организация центров активности (Центр книги и письменной речи, Центр науки и исследования (познания) и т.д.) на усмотрение творчества воспитателей.

Мониторинг
Цель мониторинга. Создание в группе условий для естественного, непрерывного и развивающего мониторинга индивидуального прогресса ребёнка, основанного на наблюдении, анализе продуктов деятельности и вовлеченности всех участников образовательного процесса — педагога, ребёнка и семьи. При этом педагог в процессе мониторинга является сопровождающим, а не контролирующим. Мониторирг проводится по следующему алгоритму:

Методические рекомендации для директоров и методистов дошкольных образовательных организаций Кыргызской Республики на 2025–2026 учебный год

Сотрудничество с родителями/законными представителями и сообществом.
Партнерство дошкольной образовательной организации с родителями и местным сообществом является ключевым фактором качества дошкольного образования, оказывающим значительное влияние на обучение, благополучие и развитие детей.
ДОО может строить это сотрудничество по следующим направлениям:
Обеспечение регулярной коммуникации
Развитие родительских навыков
Участие родителей в деятельности ДОО на добровольной основе
Содействие домашнему обучению
Участие в принятии решений по ДОО
Укрепление партнерства с местным сообществом

Методическая работа и повышение квалификации педагога:
Как и раньше в условиях современного информационного общества использование электронных образовательных платформ, онлайн-библиотек, участие в специализированных форумах и сообществах позволяют педагогам дошкольного образования не только осваивать современные подходы к обучению и воспитанию, но и систематически совершенствовать свою профессиональную компетентность. Такие ресурсы должны и дальше активно применяться при подготовке к образовательной деятельности, в подборе наглядного материала, при изучении инновационных методик и технологий, а также для самообразования и обмена опытом.
Рекомендуется публиковать собственные методические материалы, делиться авторскими разработками, получать обратную связь от коллег, обсуждать актуальные вопросы и находить совместные решения.
Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников.

Предлагаемые темы для методических секций дошкольников:
Готовность детей к обучению в школе: психологический и познавательный аспекты
Формирование универсальных учебных действий у дошкольников
Развитие речи и мышления у детей
Формирование элементарных математических представлений
Развитие самостоятельности и саморегуляции у детей
Роль игровой деятельности в раннем развитии ребенка
Развитие эмоционального интеллекта
Проектная деятельность в детском саду
Создание условий для развития творческих способностей детей
Использование технологий критического мышления в детском саду
Работа с детьми с ОВЗ в подготовительной группе
Партнерство с родителями
Формирование традиционных ценностей среди детей дошкольного возраста
Консультационная поддержка семей
Семейные традиции как средство воспитания ответственности и трудолюбия у детей
Подготовка документации и ведение мониторинга
Анализ работы за учебный год и постановка задач на новый период
Преемственность между детским садом и начальной школой: формы и методы взаимодействия

Перспективные направления развития ДОО
Расширение сети дошкольных организаций и альтернативных форм дошкольного образования.
Внедрение практики государственно-частного партнерства.
Развитие инновационных проектов («Зеленый детсад», STEM-образование, робототехника для дошкольников)
Развитие инновационных проектов
Создание индивидуальных образовательных маршрутов для детей с особыми образовательными потребностями и взаимодействие с психологами, логопедами, дефектологами.
Использование электронных ресурсов и образовательных платформ.
Введение цифрового портфолио педагогов и воспитанников.

Заключение
Директора и методисты ДОО Кыргызской Республики должны рассматривать 2025–2026 учебный год как этап модернизации дошкольного образования, направленный на формирование качественной системы, обеспечивающей равный доступ каждого ребенка к современному и безопасному образовательному процессу. И быть активными участниками трансформации образования в рамках программы “Алтын казык”

Мамбетакунов У.Э. – д.п.н., профессор
Кутманалиева Д.О. – преподаватель ПЦК Дошкольного образования БМПИ им. Т. Эрматова

Поделиться

Комментарии