КЫРГЫЗСТАН И РОССИЯ НА ПУТИ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
- 29.07.2025
- 0
На брифинге в мультимедийном центре Sputnik Кыргызстан президент Кыргызской академии образования Назира Дюшеева рассказала о перспективах создания единого образовательного пространства между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией.
По словам Н. Дюшеевой цель создания единого образовательного пространства – создать условия для безбарьерного рынка труда в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), где образование играет ключевую роль в экономическом развитии. Синхронизация образовательных систем между Кыргызстаном и Россией включает несколько важных шагов:
- Обеспечение равного доступа к качественному образованию для всех – от школ до вузов.
- Разработка единых образовательных стандартов и подходов.
- Повышение мобильности учеников и учителей.
- Признание дипломов и сертификатов между странами.
- Интеграция цифровых образовательных платформ.
Кыргызская академия образования активно работает над согласованием учебных программ и государственных стандартов. Это важно, потому что учителя используют их в своей повседневной работе. Особое внимание уделяется формированию общего «фундаментального ядра» знаний – основы предметов вроде физики, математики или биологии, которые будут одинаковыми в обеих странах. Это поможет детям свободно продолжать обучение или работать за границей.
Еще одно направление – оценка и признание результатов обучения. Например, аттестат кыргызстанского школьника должен быть признан в России. Для этого разрабатываются сопоставимые системы оценивания и признания квалификаций.
Третье направление – цифровизация. Министерство просвещения Кыргызстана активно развивает совместимые образовательные платформы, что упростит доступ к знаниям.
Важную роль играют педагоги. Уже давно проводятся курсы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы на базе школ «Газпром» и Кыргызско-Российского Славянского университета. Преподаватели также проходят обучение в Башкирском государственном педагогическом университете, что подтверждается статистическими данными.
Не менее значимы языковая и культурная координация. Двуязычное или многоязычное обучение и развитие межкультурных навыков – приоритетная задача. С 2022 года Кыргызская академия образования сотрудничает с Башкирским государственным педагогическим университетом. Совместный анализ показал, что фундаментальные основы предметов в обеих странах схожи, хотя есть национальные особенности, например, история и география Кыргызстана или кыргызский язык. Эти различия адаптируются для новых школ, строящихся в стране.
Кыргызская академия образования с 2022 года работает в партнёрстве с Министерством просвещения Российской Федерации и Башкирским государственным педагогическим университетом. Ведётся активная работа по согласованию учебных программ, особенно в условиях перехода Кыргызстана на 12-летнюю модель школьного образования.
Анализируется, как синхронизировать содержание программ в рамках двух моделей – 11-летней в России и 12-летней в Кыргызстане.
Важной частью работы стало создание рабочей группы по социокультурной адаптации учебников, которые поступают из России в рамках гуманитарной поддержки. Кыргызская сторона обеспечивает адаптацию этих материалов с учётом национального контекста.
Комментарии