КУРУЛТАЙ – ОСНОВА КЫРГЫЗСКОЙ МОДЕЛИ ДЕМОКРАТИИ
- 25.11.2022
- 0
Историческое значение курултая
В 1992 году Всемирный Курултай кыргызов торжественно информировал соотечественников, проживающих за рубежом, об обретении Кыргызстаном собственного суверенитета.
Возрождение же курултая в Кыргызстане в XXI веке произошло стихийно после Аксыйского расстрела, как ответ на запрет акаевской власти на проведение пешего хода из Аксы в Бишкек. Несанкционированные курултаи 2002-2004 гг. дали оппозиции возможность закалиться, получить поддержку масс и подготовили почву для свержения режима Акаева в 2005 году.
Второму президенту политтехнологи посоветовали использовать курултай для того, чтобы подготовить народ к передаче власти своему сыну. 24 марта 2010 года он провел «Курултай Согласия» с участием делегатов из регионов. Но он опоздал. Народный Курултай оппозиционных сил неделей раньше, 17 марта, решил поднять народ против правления Бакиевых, и для организации данной акции избрал исполком во главе с депутатом ЖК Розой Отунбаевой. Эта цель была достигнута в результате народного восстания 7 апреля 2010 года.
С тех пор в обществе не стихает спор, нужен ли курултай в нашем государстве? Проектов внедрения курултая несколько, они различаются друг от друга. Что общего в этих других проектах, давайте сначала в этом разберемся.
Первое. В них «общество» и «государство» рассматриваются как обособленные друг от друга понятия, они есть продукт западного типа государства, его вековой практики; первая требует «отчет» от второй. Оценка деятельности высших чиновников при их отчете решает их судьбу. Т.е. курултай, выступает как четвертая ветвь власти, как пятое колесо телеги. Представители власти на таком курултае участвуют, как «наблюдатели».
Второй тип курултая не требует отчета от Президента и других представителей власти, а только дает рекомендации. Такой статус у курултая в действующей Конституции.
В обоих типах ветви государственной власти остаются сами по себе, на них не повлияет Курултай.
Мы в своем проекте предлагаем отказаться от западной идеологии манипулирования, когда «гражданское общество» и «государство» разделены и противодействуют друг с другом.
Необходимо прийти к национальной философии, где «Общество-Государство» – понятие ЕДИНОЕ.
25 ноября в Бишкеке состоится Народный Курултай, первый после принятия новой редакции Конституции страны, во всех регионах проходят выборы делегатов Курултая. В этой связи хотел бы поделиться своими мыслями о курултае, о своем видении этого института, а также дать ответ на два мифа, которые бытуют сегодня в обществе.
В свете новых событий
Мир вновь возрождается, мир обновляется! Кто настоящий друг, кто враждебный – постижимо уже, лишь чуть приоткрыв глаза. Я думаю, что кыргызов на этом долгом пути спасет только тюрко-славянский паритет, который может содержательно обогащать его.
Это пока лишь мысли вслух, возникшие в связи с геополитическими изменениями из-за тяжелого сдвига тектоники земли.
Российско-украинское столкновение ясно показало, что в тектонике земной планеты начались новые геополитические сдвиги. Агрессия соседнего Таджикистана на нашу родину – это лишь оперативное продолжение международной геополитики, перешедшей на территорию Центральной Азии; а режим убийцы Рахмона – это беспринципная кукла-исполнитель.
Как бы то ни было, когда интересы друзей-врагов ожесточаются, когда снова происходит процесс переустройства мира и на повестку дня вновь поднимается вечный гамлетовский вопрос «быть или не быть?», начинает поэтапно работать своеобразное всемогущество, затаенное в глубине души кыргызского народа:
— его пробуждение;
— направление пробудившейся силы в едином направлении;
— достижение необходимого уровня духовной и физической силы самоорганизация нации!
Время стихии, заставлявшей людей разлагаться изнутри, а народ распадаться на группы по навязанной системе под названием «демократия», закончилась.
«Демократия – это не власть народа, толпящегося сейчас, это власть философии народа, охраняющей его всегда!»
Обязанности важнее прав
Для этого прежде всего необходимо уяснить для себя следующее:
А. Понятие «Кыргызский народ» состоит из трех составляющих:
1) «мы», поколение, живущее сегодня;
2) «вчерашнее поколения», оно оставило нам землю и государство, в котором мы живем;
3) «будущее поколение», которому мы должны сохранить и передать в целости землю и государство. Это должно быть вписано в Конституцию золотыми буквами.
Б. Исходя из этой незыблемой истины в Конституции должны быть определены не только «Права народа», но и «Обязанности его». Это философия «ПУТИ» народа. По ней наша (здравствующего поколения) «Обязанность» первична, а «Право» — вторично, и это положение должно быть заложено в сердцевине правовой философии государства.
В. «Права и свободы человека» (нет «обязанности»!), манипулируя которыми, через тысячи НПО, интернет, СМИ, религиозные организации проводится изощренная обработка населения. «Права и обязанности гражданина» следует заменить «Правами и обязанностями народа».
В Конституции должен быть раздел «Народ – Человек» («Эл – Киши», понятие «киши» включает в себя понятия «человек» и «гражданин» одновременно), и он не противоречит «Всемирной декларации прав человека» и другим нормам общечеловеческих ценностей, это не голословие, а факт, который действительно реализован в нашем «проекте».
В Кыргызской Народной Республике по нашему проекту установлена единственная фундаментальная истина о том, что государственная власть основывается исключительно на верховенстве Народного Курултая, избираемого всем народом.
Только тогда обеспечивается реализация положений, прописанных в Конституции:
«Народ КР является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти» (гл. 1.4 п.);
«Народная власть в КР основывается на принципах полной принадлежности власти народу» (гл. 2.2 п.) – эти нормы должны быть насыщены реальным содержанием. Народная власть должна пронизывать всю государственную власть.
Наша концепция «проекта конституции» такова:
на всех трех уровнях государственного управления (село, аймак, республика):
а) выстраивается строго вертикальная связь внутри каждой ветви власти снизу до верха;
б) обеспечивается горизонтальные связи взаимодействия между ветвями власти на каждом уровне (село, аймак, республика).
При совместном взаимодействии трех ветвей власти, система начинает контролировать саму себя изнутри, а не извне; это есть реальная централизация государственной власти.
в) кроме того, совместно работают делегаты Курултая (членами которой являются также государственные деятели и служащие), на трех уровнях (айыл, аймак, республика) главы всех ветвей власти постоянно, совместно ведут свою работу; вот так государственная власть на всех уровнях наполняется курултайским содержанием, происходит непрерывная народная централизация власти.
Вот, только в такой настоящей народной стране на народном курултае от всех ветвей власти запрашивается отчет о их деятельности за отчетный период.
Решение народного курултая, единственного представителя верховенства власти в стране, носит императивный характер; обязательно исполняется. На историко-судьбоносном пути, где будущее народа находится на лезвии ножа только неразрывное единство народа и власти спасет государство.
Это основная функция Народного Курултая подлинно народно-демократической страны.
Идеальное устройство государства для кыргызов
В этой связи приведу выдержку из предисловия моего единомышленника Э.САРЫБАЕВА, написанного им к моей монографии «ӨЗГӨРҮШ (ПЕРЕМЕНА)» (Б., 2021), раскрывающую философию предлагаемой нами системы «государственное устройство и его управление» в контексте межгосударственных отношений.
«Опираясь на сформулированную им самим «Единую Всеобщую Картину Мира, вкупе с Духовной концепцией Мироздания» или «Тенгрианскую сущность бытия», Чоюн ОМУРАЛИЕВ разработал и выносит на суд читателей данной монографии всесторонне обоснованную, с точки зрения философии государственного устройства, Тэнгрианскую модель идеального государства, которую он впервые публично представил участникам VII-й Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность» 21.09.2019 года в Бишкеке.
Указанная модель государственного устройства, по утверждению самого автора, универсальная, она предназначена не только для азиатских стран алтайского ареала с тенгрианским менталитетом, она может успешно применяться во всех странах на всех континентах, т.к. исходит от незыблемого по своей простоте условия в деятельности государства – от обязательного претворения в жизнь принципа единства власти и народа, единства гражданского общества и государства, единства природы и человека, единства духовного и материального, а не от противопоставления друг другу данных основополагающих понятий жизнедеятельности человека на планете Земля.
Вопрос только в том, когда достигнут в обозримом будущем народ и власть, в том или ином государстве, такого уровня развития, чтобы взаимодействовать в единстве, ведь сегодня во всем мире превалирует западная модель демократии (в т.ч. в Кыргызстане), когда власть и народ, гражданское общество и государство не взаимодействуют в единстве, а принципиально разделены и существуют в антагонизме друг к другу, что очень выгодно всем власть имущим, всем ведущим западным державам, метрополиям бывших колониальных империй, они навязывают силой, всячески поощряют такое разделение, т.к. не могут отказаться от привычки навязывать другим государствам свой миропорядок, чтобы разделять и властвовать, чтобы самим обогащаться за счет
других.
Универсальность предлагаемой модели государственного устройства достигнута автором в результате применения уникальной методологии философии жизнедеятельности единого механизма общества-государства кочевой цивилизации, которая предполагала сакральность власти, зиждущейся на едином, всеобщем законе Бытия (иначе говоря – дух Шамбалы), власти не для самой власти, а для выполнения единственной своей функциональной обязанности, которой является сохранение народа, как высшего дара духа природы, и обеспечение его благополучия.
…Не представляется ли исторический шанс кыргызскому народу, чей дух пропитан манасовостью, пропитан духом Шамбалы, впервые в мире построить государство, функционирующее по принципу единства власти и народа, государства и гражданского общества, единства природы и человека, духовного и материального, открыв тем самым новую эру в практике государственного строительства для всего человечества?
Это вопрос не риторический, это вопрос судьбоносный».
Чоюн ӨМҮРАЛИЕВ, 15 ноября 2022 г.
Комментарии