КАКИЕ НАМ НУЖНЫ ДОКТОРА PhD?
- 15.01.2016
- 0
Подготовка элитных научных кадров в аспирантуре ведущих университетов и научных центров всегда признавалась одной из наиболее сильных сторон советской системы послевузовского профессионального образования. Институт аспирантуры на протяжении длительного периода обеспечивал высококвалифицированными специалистами высшую школу и научные учреждения страны. Радикальные изменения социально- экономических условий в республике, повлекшие исход из науки и высшей школы молодежи и работников наиболее продуктивного «среднего» возраста, выдвинули на первый план задачу восполнения демографического провала в кадровом корпусе научно-исследовательских и образовательных учреждений.
Из научной сферы практически выпало поколение, которому сейчас исполнилось 30-45 лет. Проблема преемственности поколений в научном сообществе обострится в самое ближайшее время, когда из активной науки по возрасту уйдет «советское» поколение.
Особенно актуальной сегодня стала проблема кадрового обеспечения приоритетных для государства направлений развития науки, технологий и техники.
Однозначно, в ближайшем будущем в Кыргызстане структура высшего и послевузовского образования трансформируется в многоуровневую систему подготовки кадров через образовательные программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Тем самым, в республике, существующие виды подготовки научных кадров – аспирантура, адъюнктура, соискательство, традиционная докторантура – переходит в докторантуру PhD. В связи с этим одной из насущных задач является внедрение и закрепление их на научном и образовательном пространстве нашей страны, имеющих адекватное хождение во всем мировом сообществе.
В республике научные кадры будут готовить элитные высшие учебные заведения, восприимчивые к мировому опыту, новым направлениям научных исследований и инновационных методов обучения. В них должны быть созданы условия для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований.
Докторские программы будут отличаться друг от друга в зависимости от выбранного университета и области исследования. Они будут ориентированы на требования рынка труда, к академической и прикладной специализации, позволяющих вносить весомый вклад в создание новых знаний, отличающихся концептуальностью, системностью, методологической обоснованностью, перспективностью карьерного роста докторанта. Срок обучения по докторским программам будет составлять минимум три года, хотя нередко по некоторым специальностям требуется корректировка по времени подготовки кадров.
В свою очередь, диссертационная работа претендентов PhD будет оцениваться узким кругом специалистов с привлечением международных экспертов, при положительном решении которых, докторанту диссертационный совет будет присваивать степень доктора философии (PhD).
Так, сотрудниками Кыргызской академии образования при содействии Министерства образования и науки в 2014 году было предпринято анкетирование, насколько реально готовы высшие учебные заведения республики к подготовке элитных научных кадров по докторским программам PhD. Для нас представляется важным изучение мнений научно-педагогического сообщества, особенно той части, которая непосредственно связана с процессами подготовки доктора PhD. Мы опросили представителей всех региональных и ведущих вузов республики. Мы намеренно не включали вопросы финансирования, руководства соискателями PhD, публикации необходимые при подготовке доктора PhD. Мы считаем, что в современных реалиях оплата за учебу соискателей докторских программ всё-таки должна решаться на самом высоком уровне.
Результаты проведенного анкетирования нас обрадовали, но и удивили. Приятно было то, что согласно приказа министра образования и науки республики пилотные программы по внедрению программ PhD начаты в 2013 году в вузах: КГУСТА им. Н.Исанова, КНАУ им. К. Скрябина, МУК, БФЭА, КНУ им. Ж. Баласагына (ИИМОП), КГТУ им. И. Раззакова и в Академии государственного управления при Президенте КР здесь же необходимо отметить, что в структурных подразделениях Кыргызско-Турецкого университета «Манас» еще до приказа Министерства образования и науки велась подготовка соискателей по докторским программам.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки № 733/1 от 12.12.12. «Об организации эксперимента по разработке и реализации докторских программ PhD» рабочей группой разработаны временные Государственные требования для вузов, а также разработан временный регламент для реализации пилотных докторских программ PhD.
Так, в КТУ «Манас» ведется подготовка докторов PhD по шести направлениям института гуманитарных наук и двум направлениям института естественных наук в количестве 47 соискателей:
Затем следует международный университет Кыргызстана, где по трем направлениям (общественное здравоохранение, экономика, управление бизнесом) числятся 28 человек, из них 25 иностранцев. Необходимо отметить, что имеется лицензия (первая среди вузов республики) у диссертационного Совета МУК на право защиты соискателей докторов PhD.
В Кыргызском национальном университете по направлениям «Экономика/Агроэкономика», «Управление бизнесом» по докторским программам PhD обучаются 18 соискателей.
Два соискателя доктора PhD проходят обучение по научно-образовательной программе «Возобновляемые источники энергии и экологичные технологии» в КГУСТА.
Немногим больше (4 соискателя доктора PhD, трое из Казахстана) по направлениям «Машиностроение и электроэнергетика» обучаются в КГТУ им. И. Раззакова.
Семь соискателей доктора PhD по направлению «Менеджмент, аграрный менеджмент» в Кыргызском национальном аграрном университете.
Диплом доктора PhD по направлению «Государственное и муниципальное право» хотят получить два соискателя в Академии Государственного управления при Президенте КР.
Таким образом, на сегодняшний день в пилотных вузах и в КТУ «Манас» соискателями докторских программ по различным направлениям являются 108 человек.
Оплата за обучение соискателей доктора PhD по различным научно-образовательным программам колеблется от 25000 сомов в КГУСТА до 100.000 сомов в МУК и до 140.000 сомов для иностранцев в КГТУ им. И.Раззакова.
Было проведено анкетирование, результаты которой, свидетельствуют о том, что многие вузы за исключением Бишкекского гуманитарного университета (БГУ), Баткенского государственного университета (БатГУ), медицинской академии готовы начать подготовку докторов PhD. Основанием для обучения по докторским программам считают, имеющуюся материально-техническую базу, определенное количество докторов наук по соответствующим направлениям и разработанные научно-образовательные программы.
Ряд представителей вузов (БатГУ, КГТУ, КГАФК и ИГУ) считают, что защита диссертации РhD — прерогатива вуза, а присуждение ученых степеней — ВАКа. А прежнюю систему подготовки кадров высшей квалификации (кандидат и доктор наук) желают оставить в Жалал-Абадском государственном университете, Ошском гуманитарно-педагогическом институте, а многие вузы до определенного времени (КГУ, ОшТУ, КНАУ, КРСУ и др.) предлагают пока оставить прежнюю систему, а затем перейти на подготовку докторов РhD.
Большинство вузов (АУП,БФЭА, ИГУ, КГУСТА, КГУ, ОшТУ, МУК, КНУ и другие) на вопрос, кто должен учиться по программе докторов РhD отдают предпочтение магистрам и специалистам, в АУЦА — разрешить кандидату наук, но при этом дать возможность переквалифицироваться, а в Кыргызском государственном техническом университете достаточно лишь желания кандидата наук.
Приравнять степень доктора РhD к ученой степени кандидата наук желают в КГУСТА, БФЭА, АУЦА, ИГУ, ОшТУ, МУК, БГУ, КГАФКиС, ОшГУ, условно при соблюдении определенных требований в КНУ, АУП, КГЮА, нельзя считают в КГУ, а в Жалал-Абадском государственном университете считают, что степень РhD находится между кандидатом наук и доктором философии (РhD).
К сожалению, результаты анкетирования по подготовке РhD в Нарынском государственном университете мы не могли привести в связи с тем, что ответы на вопросы прислали различные структурные подразделения, где на каждый вопрос были ответы да и нет, что свидетельствовало об отсутствии единой позиции.
Вызывает удивление стоимость обучения соискателей докторов PhD от 25.000с. в КГУСТА до 100.000 с. в МУК, тогда как в предлагаемой смете расходов разработанной рабочей группой- 15.000 дол, что является также недостаточной. Возникает вопрос каких докторов PhD и для кого готовим?
Результаты анкетирования вузов по подготовке докторов PhD дало нам основание констатировать:
1. Научно-педагогическая общественность высших учебных заведений (за исключением пилотных вузов) малознакомы с основными требованиями при подготовке доктора PhD и слишком упрощенно считают, что достаточно иметь всего лишь определенное количество докторов наук по соответствующим направлениям, материальную базу и разработанные научно-образовательные программы.
2. Отсутствует единая позиция по вопросам прерогативы вузов при защите диссертации и присуждению ученых степеней. (По Болонскому соглашению защита и присуждения степеней отдается вузу).
3.Нет единства по вопросу подготовки научных кадров. Часть вузов выступают за прежнюю подготовку (кандидат, доктор), тогда как многие вузы до определенного времени предлагают оставить прежнюю систему, а затем перейти на подготовку PhD. На Западе предусмотрена трехуровневая модель-бакалавр, магистр, доктор PhD.
4. Многие вузы не могли определиться кто же должен учиться по программе докторов PhD, ради справедливости необходимо отметить, что большинство высших учебных заведений отдают предпочтение магистрам и специалистам (классически на программу докторов PhD принимаются после программы магистратуры).
5. В ответах на вопросы приравнивания степени доктора PhD к ученой степени кандидата наук отсутствует единая позиция.
6. Для ряда технических, естественных и сельскохозяйственных специальностей в силу специфики необходимо время для сбора первичных экспериментальных данных во время полевых, промышленных, полупромышленных испытаний. Поэтому, необходимо найти механизмы, которые позволили бы продлить сроки обучения или зарубежных стажировок.
7. Надо использовать научный потенциал тех ученых, которые пройдя отечественную аспирантуру, защитились в другой стране, имея при этом солидный научный багаж и стаж научной работы
8. Ответы на вопросы анкетирования, присланные ректорами, проректорами, зав.учебными частями, деканами свидетельствовали об отсутствии единой позиции по отношению к основным требованиям при подготовке доктора PhD, что тогда говорить о позиции преподавательского состава, можно лишь догадываться.
9. Поэтому, для ознакомления преподавательского состава вузов и других заинтересованных лиц, необходимо в кратчайшие сроки разработать и издать серию научно-аналитических и информационных материалов, содержащие основные требования при подготовке доктора PhD.
Возвращаясь к названию настоящей публикации «Какие нам нужны доктора PhD?» хотелось обозначить своё видение.
Так, наша система образования в вопросе подготовки докторов PhD встала перед выбором. Первое, это полностью, в течение ближайших нескольких лет после окончания эксперимента с пилотными вузами, готовящих докторов PhD, полностью перейти на западную модель подготовки научных кадров, как в Казахстане (бакалавр, магистр, доктор PhD).
Второй путь предлагает профессор А. С. Мавлянов, сохранив «советскую» научную траекторию воспитания научных кадров (специалист – кандидат наук – доктор наук), необходимо в экстренном порядке реализовать в качестве самостоятельной и «болонскую» траекторию (бакалавр – магистр – доктор PhD).
Можно согласиться о необходимости реализации “болонской” траектории, тем более для высшего образования нашей республики бакалавр и магистр не являются для нас что-то новым и неожиданным. Вот ученая степень доктора PhD, представляет определенные проблемы в плане их подготовки (адекватное финансовое обеспечение). Необходимо определенное время, связанное с окончанием проекта в пилотных вузах и затем постепенно внедрять докторские программы PhD.
Главное, какой бы путь мы не избрали, основное – какой будет наш кыргызстанский доктор PhD и за рубежом будут ли признавать его диплом.
Так, 4 ноября 2014 года в Международном университете Кыргызстана состоялся круглый стол «Подготовка докторов философии в КР» с участием представителей Правительства, Жогорку Кеңеш, ВАК, Национальной академии, руководителей вузов. Это был самый представительный и значимый по содержанию форум. В ходе обсуждения, существующих требований и положений по подготовке доктора PhD, были обсуждены проблемы по внедрению PhD, внесены дополнения к временным требованиям и регламенту, дополнений в Закон «Об образовании», в том числе был предложен проект сметы расходов по подготовке докторов PhD.
Все выступавшие, присутствующие соглашались с тем, что подготовка доктора PhD требует значительных финансовых вложений. В предложенном рабочей группой проекте сметы, расходы на обучение одного доктора PhD составили 15 тыс. долларов, а общественный экспертный совет путем сокращения некоторых статей довел до 7 тысяч долларов и все эти расходы без участия государственных структур. Для примера в Казахстане подготовка одного докторанта обходится бюджету в 30-40 тыс. долларов и к 2020 году число грантов на их подготовку будет увеличено до 2500.
Предлагаемые рабочей группой источники финансирования подготовки докторов PhD посредством партнерских проектов, соглашений между партнерами – вузами других стран, международных фондов являются непостоянными, недостаточными и не стабильными да и не факт, что это сумма будет найдена.
Глядя на проект сметы расходов возникает вопрос, где найти стабильный, достаточный источник финансирования для подготовки докторов PhD. Ведь в приложении к диплому доктора PhD (получившего в Кыргызстане) обязательно должен быть приведен зарубежный руководитель, неоднократно приезжающий в республику (для работы с соискателем PhD), полугодовая стажировка докторанта в Европейском университете, оплата за научные публикации, как минимум за две работы в научном специализированном журнале с высоким импакт-фактором или по другому можно назвать индексом цитируемости, а чтобы попасть на страницы журнала необходима настоящая новизна исследования.
Можно пойти по примеру Таджикистана, где в экстренном порядке без предварительной апробации докторских программ PhD, с января 2014 года республика выходит из ВАК Российской Федерации и переходит на западную систему подготовки PhD. Таджикистан отличается тотальной коррупцией на всех уровнях власти и социальной жизни и защититься в ВАК РФ и получить степень со времен СССР было сродни пройти все круги Ада (мы цитируем автора сообщения из Таджикистана).
Итак, мы пришли к следующему:
1. В первую очередь необходимо внести изменения в нормативно-правовую базу. Прежде чем начинать изменения в системе образования, в частности в подготовке кадров высшей квалификации надо обновить и привести в соответствие законодательную базу (внедрение третьего уровня PhD, приравнять ученую степень PhD с кандитатской степенью, защита и выдача диплома PhD передать вузам.
2. Должны быть государственные научные программы в которых должны быть задействованы исследователи, претендующие на звание доктора PhD, результатом деятельности которых должны быть либо фундаментальные знания, либо реальные разработки, которые могут внести вклад в развитие экономики и общества.
3. Участие исследователей (доктор PhD) профильных вузов, институтов НАН в разработке, освоении и эксплуатации в приоритетных сферах нашей экономики, горнорудной промышленности, строительство гидроэлектростанций, железной дороги Китай с выходом в Европу, проекты в туризме, в сельском хозяйстве.
4. На сегодняшний день в пилотных вузах и в КТУ «Манас» обучаются 108 докторов PhD, это много. «Полноценный» доктор PhD – это «штучный» товар. Исходя из количества населения республики на первоначальном этапе достаточно готовить 25-30 докторов PhD, но в соответствии с требованиями Болонского процесса ( особенно в плане достаточного финансирования).
5. Необходимо Совету по науке при Правительстве, Министерству образования и науки, руководителям вуза (особенно профильных), заинтересовать и убедить спонсоров крупных научных проектов, учредителей недавно образованного Кыргызско-Российского фонда развития о небходимости привлечения исследователей в лице соискателей PhD в разработке приоритетных сфер экономики.
Мы должны оставаться реалистами, так при существующей системе финансирования нашей системы образования, в том числе и науки по остаточному принципу никакая реформа не даст результатов.
Одним словом, настало время повернуться лицом к науке, задающей вектор его экономического, социального и культурного развития.
Э.Р. Сакимбаев, к.м.н., доцент, в.н.с. ЛППО КАО
Комментарии