ИНФОРМАТИКА
- 02.08.2013
- 1
I. В этом учебном году для учителей информатики являются основными документами – Государственный образовательный стандарт и программа по предмету «Информатика и Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)».
Программа общеобразовательных школ основана на «Законе об Образовании Кыргызской Республики», а также Концепции и Государственном стандарте КР по обучению предмета Информатики и их реализации.
Программа по предмету «Информатика и Информационно-коммуникационные технологии» (Информатика и ИКТ) рассмотрена на культуролого-компетентностной основе и реализуется для всех общеобразовательных школ (2012 г.) по Кыргызской Республике (независимо от языков обучения).
Данная программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Базовый курс информатики и ИКТ обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся, по информатике определяемый государственным образовательным стандартом. Он предназначен для изучения в VII-IX классах общеобразовательных учебных заведений, оснащенных кабинетами компьютерной техники. По данному курсу на среднем уровне сложности ученик получает представление о предмете и необходимые практические навыки. При углубленном изучении предмета необходимо увеличить количество часов практических занятий для закрепления навыков.
Учителям следует творчески решить цели и задачи, поставленные Государственным стандартом информационного образования и обеспечить содержанием, которое направленно на достижение целей изучения информатики и ИКТ в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми компетенциями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
II. Надо обратить внимание на отведенные часы по Информатике к базисному учебному плану.
План для всех общеобразовательных школ (независимо от языков обучения) на 2013/2014 учебный год.
Информатика 7 кл. 8 кл. 9 кл.
1ч. 2ч. 2ч.
Для школ-гимназий и школ-лицеев сохраняется гимназический и лицейский компоненты, которые реализуются через кружковую работу, чтение лекций, циклов, спецкурсов в лицейских и гимназических классах.
Основной формой образовательного процесса является урок. Чаще всего в первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока — планируется компьютерный практикум в форме практических работ, рассчитанных на 20-25 минут. Практические работы направлены на отработку отдельных технологических приемов, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов.
Для осуществления образовательного процесса можно использовать элементы следующих педагогических технологий:
Традиционное обучение;
Развивающее обучение;
Личностно-ориентированное обучение;
Дифференцированное обучение;
Проблемное обучение.
В основу процесса обучения информатике заложены следующие формы организации учебной деятельности:
Общеклассные формы: урок-лекция, комбинированный урок, урок-игра, консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий по программированию или информационным технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.
На уроках информатики в основном используются следующие методы обучения:
словесные – лекция, рассказ, беседа;
наглядные – иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;
практические — выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Логический характер применения методов обучения: индуктивный; дедуктивный; репродуктивный; поисковый; репродуктивно-поисковый.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: формирование интереса к учению; формирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля:
устный контроль – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, компьютерное тестирование;
письменный контроль — контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; письменные отчеты по лабораторно-практическим работам; диктанты по информатике;
лабораторно-практический контроль – контрольные лабораторно-практические работы; работа с контролирующими программами;
самоконтроль – устное воспроизведение изученного материала; письменное воспроизведение изученного материала; работа с обучающими программами; компьютерные тесты.
III. В новом учебном году возникает вопрос о соответствии учебной программы с учебниками по информатике и ИКТ. В настоящее время в школах с русским языком обучения учителя пользуются российскими учебниками. В связи с этим возникает необходимость написании учебников по информатике на русском языке, в соответствии с новой учебной программой. Также, к сожалению, ежегодно наблюдается нехватка учебников по информатике и в школах с кыргызским языком обучения.
К следующему учебному году планируется написать новый учебник по информатике и ИКТ, поэтому пока рекомендуется использовать дополнительные источники информации.
IV. Рекомендуются учебники, изданные в Кыргызстане и в России:
Общеобразовательная школа
8. Информатика. Базалык курс. 7-9-класстар үчүн окуу китеби. Орускулов Т.Р., Касымалиев М.У. 2006-ж.
9. 7-9-класстар үчүн маселелер жыйнагы. Орускулов Т.Р., Касымалиев М.У. 2003-ж.
10. «Мектепте информатиканы окутуу» – Информатик мугалимдер үчүн окуу колдонмо. Ибирайым кызы А., Мамбетакунов У.Э., Осипова Н.Н. 2013-ж.
11. «Жумушчу дептер» — 7-класстын окуучулары үчүн. Ибирайым кызы А. 2013-ж.
12. «Жумушчу дептер» — 8-класстын окуучулары үчүн. Ибирайым кызы А. 2013-ж.
13. Көӊүлдүү оюндардагы информатика: Окуучулар үчүн окуу курал. Мамбетакунов У.Э., Ибирайым кызы А. 2013-ж.
14. «Электронный учебник по Информатике»/«Информатиканы окутуу боюнча Электрондук окуу колдонмо». Кыргызская академия образования. 2013 г.
А также:
• учебно-методический комплект (УМК) Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ. Базовый курс». Учебник предназначен для продолжения изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в 7-9 классах общеобразовательных школ, а также в классах предпрофильной подготовки по физико-математическому и информационно-технологическому профилям.
Содержание содействует формированию у учащихся:
• 7 класс: практических умений и навыков в области информационных технологий.
• 8 класс: практических умений и навыков в области обработки текстовой и числовой информации.
• 9 класс: алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.
Практические работы компьютерного практикума могут выполняться в различных операционных системах: Windows, Linux и Mac OS.
• УМК И.Г. Семакина: учебники для 8-9-ых классов, задачник и методическое пособие для учителя. Комплект допущен Министерством образования и науки Российской Федерации.
• Учебники предназначены для изучения базового курса информатики и ИКТ в общеобразовательных школах. Их содержание соответствует принятому стандарту по информатике и ИКТ. Учебник разделен на две части. Первая часть обеспечивает обязательный минимальный уровень изучения предмета. Материал второй части ориентирован на углубленный курс информатики.
• УМК Н.В. Макаровой: учебники, практикум-задачник по моделированию 7-9 кл., практикум по информационным технологиям 7-9 кл.
Таким образом, перед преподавателями информатики и руководителями образовательных учреждений (ОУ) на ближайшую перспективу стоят сложные задачи проведения учебно-воспитательной работы в ОУ не просто с использованием информационных технологий, но постоянное совершенствование уроков, постоянное самообразование и переподготовка на базе современных информационных технологий.
V. Для обсуждения на августовских заседаниях секций учителям информатики предлагаются следующие актуальные вопросы:
— содержание новой программы по предмету «Информатика и ИКТ»;
— деятельностный подход в обучении предмета «Информатика и ИКТ», приводящий к формированию у учащихся предметных и ключевых компетенций (по Стратегии и концепции развития системы образования в Кыргызской Республике до 2020 года).
— новые требования к образовательным результатам. Формирование ключевых компетенций и универсальных учебных действий;
— использование эффективных технологий обучения информатике:
• интерактивные формы и методы обучения,
• модульная технология,
• групповая технология и т.д.;
— проблема формирования положительной мотивации и интереса к изучению предметов школьного цикла при введении профильного обучения (согласно с Пост. Правительства КР №404 от сентября 1995 г.);
— обсуждение новых технологий оценивания образовательных процессов (Приказ МОиН КР №1114/1 от 21.12.09г.);
— применение интерактивных средств обучения (интерактивные доски, электронные учебники и т.д.) в учебном процессе;
— создание системы оценки качества образования на школьном уровне.
— использование современных технологий в управлении школой и в образовательном процессе;
— профильное обучение в старших классах как способ удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
— учебно-методические комплекты нового поколения;
— формирование компетенции учащихся в области информационно-коммуникационных и Интернет-технологий;
— информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор социализации сельских школьников.
В целях эффективности августовских педагогических конференций учителям информатики рекомендуется проводить:
• семинары,
• круглые столы,
• педагогические студии,
• презентации публичных докладов о состоянии и результатах развития обучения Информатики и ИКТ;
По возникающим вопросам просим обращаться по адресу: г. Бишкек, пр. Эркиндик, 25. Кыргызская академия образования, 1 этаж, каб. 13, 14. Тел: 622373 или по электронной почте [email protected].
Ибирайым кызы Айжан
Комментарии