ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

  • 02.08.2013
  • 0

Роль  интегрированного курса «Естествознание» обусловлена необходимостью формирования у учащихся целостного представления о природе и человеке как важном компоненте природы и как разумном существе, воздействующем на природу. Именно на этой основе должно строиться дальнейшее дифференцирование знаний в отдельных учебных предметах. Курс «Естествознание» даст возможность осуществить системный подход, поскольку учащиеся знакомятся с неорганическими (от атома до планеты) и органическими (от организма до экосистемы) системами.

В этом учебном году на предмет «Естествознание» отведен 1 час в 5 классах. «Естествознание» – это интегрированный предмет. Интегральный подход отражает объективную целостность системных связей различных уровней (природа — общество — человек). Роль интеграции, таким образом, заключается не только в построении целостной системы знаний, но и в формировании научного мировоззрения.

Базовый курс интегрированного предмета «Естествознание» обеспечит обязательный минимум подготовки учащихся определяемый Государственным образовательным стандартом. Следует учитывать, что «Естествознание» – это пропедевтический курс и готовит к изучению систематических курсов физики, химии, биологии, географии, что позволит преодолеть фрагментарность дисциплинарных системных связей, избежать расчлененности уровней природных явлений (физический, химический, биологический, географический) и обеспечить более глубокие естественнонаучные знания у учащихся, сформировать научную картину мира.

Основная цель курса «Естествознание» – показать многообразие и целостность природы, обозначить единство научного подхода к исследованию окружающего мира. Поэтому для успешного преподавания предмета необходимы учителя, владеющие основами всех естественных наук. Учителя «Естествознания», наряду с изложением учебного материала, должны применять современные формы и методы работы, позволяющие наиболее эффективно решать образовательные задачи.

С целью обеспечения должного качества знаний обучающихся по естествознанию в 2013-2014 учебном году рекомендовано использовать учебник «Естествознание», 5 класс, Мамбетакунов Э., Рязанцева В.А., 1998 г.

Содержание учебника соответствует действующему стандарту по предмету «Естествознание».

Таким образом, перед учителями естествознания, в этом учебном году стоит задача перейти к образованию, ориентированному на успешный результат.

Для обновления образования с 2015 года планируется в 1-4 классах вместо «Родиноведения» ввести курс «Естествознание. В связи с этим предлагаем обсудить правильность этого изменения на августовском совещании.

Также для обсуждения на секциях августовских совещаний учителям естествознания предлагаются следующие актуальные вопросы:

• Проектная задача как средство определения уровня сформированности учебных умений.

• Новые коллективные формы работы с одаренными детьми.

• Использование новейших информационных технологий как средство повышения эффективности образовательного процесса.

• Практика здоровьесбережения в применении современных технологий обучения.

• Организация деятельности педагогов по формированию ключевых компетентностей на уроках естествознания.

• Создание условий для развития творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

• Метапредметное содержание учебного предмета «Естествознание».

 

В.Савочкина

Поделиться

Комментарии