ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

  • 15.08.2023
  • 0

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Актуальность

Кыргызская Республика рассматривает развитие человеческого потенциала как одно из основных направлений. В настоящее время в системе образования особое внимание уделяется дошкольному образованию. Дошкольное образование и развитие оказывают огромное влияние на способность детей быть готовыми к учебному процессу, показывать положительные результаты в школе и социализироваться в обществе.

В целях повышения содержания, качества, ожидаемых результатов дошкольного образования и развития детей дошкольного возраста, разработан государственный стандарт «Дошкольное образование и уход за детьми» и утвержден постановлением правительства Кыргызской Республики от 29 июня 2020 года №363.

Внедрение Госстандарта обеспечивает достижение следующих целей:

1) обеспечение государственных гарантий доступности и качества получения каждым ребенком дошкольного образования;

2) создание условий для обучения и развития детей дошкольного возраста с учетом их потребностей.

Основными направлениями деятельности воспитателя в современных условиях, на основе поставленных задач, остаются: самообразование, расширение собственного кругозора педагога и постоянное совершенствование профессиональной деятельности; расширение образовательного пространства воспитанников; организация проблемно-поисковой работы; формирование у детей навыков и умений за счет приобретения эффективного опыта путем применения современных информационных технологий.

В настоящее время система образование в стране направлена на развитие человеческого потенциала через образование на компетентностной основе. Для обеспечения успешности проводимой работы каждому педагогу необходимо иметь хорошую накопительную базу: сертификаты об участии на курсах повышения квалификации, тренингах, семинарах по педагогической деятельности; материалы по исследовательской, экспериментальной работе; материалы по инновационной работе, по освоению новых педагогических технологий; методические разработки из опыта работы с родителями, доклады, материалы используемые в своей работе, и сформировать сводную базу-Портфолио.

Педагогическим работникам необходимо обеспечить поддержку семьи в повышени компетентности родителей (законных представителей) по вопросам развития, воспитания и образования детей дошкольного возраста; по охране и укреплению здоровья детей; сотрудничества в воспитании детей; создание единого подхода к развитию личности в семье и детском коллективе. Необходимо обратить внимание на вопросы формирования среды развития. А также уметь адаптировать детей к социуму, определять современные требования к педагогическому процессу, осуществлять мониторинг и анализ качества работы дошкольной образовательной
организации.

Нормативные документы

  1. Конституция Кыргызской Республики (принят Законом Кыргызской Республики от 5 мая 2021 года);
  2. «Международная Конвенция о правах ребенка» (КР присоединилась постановлением Жогорку Кенеша от 12 января 1994 года №1402-XII)
  3. Закон Кыргызской Республики «Об образовании» от 30 апреля 2003 года №92;
  4. Закон Кыргызской Республики «О дошкольном образовании» от 29 июня 2009 года №198;
  5. Государственный образовательный стандарт Кыргызской Республики «Дошкольное образование и уход за детьми»;
  6. Планы мероприятий на 2021-2023 годы.
  7. «Национальной Стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы»;
  8. «Стратегии развития образования в Кыргызской Республике на 2021-2040 годы» (СРО).

В настоящее время увеличивается количество вариативных форм дошкольного образования, обеспечивающие доступность дошкольного образования, с применением различных моделей, видов дошкольного образования, утвержденных Законом Кыргызской Республики «О дошкольном образовании». Примером могут служить государственные, муниципальные, частные дошкольные образовательные организации, такие как центры развития детей, материнская школа, общинные детские сады, детские сады кратковременного пребывания.

В соответствии с национальной стратегией развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы система образования должна быть ориентирована на воспитание, формирование практических знаний и компетенций, раскрывающих потенциал личности каждого человека. Каждый гражданин имеет доступ к качественному образованию.

В соответствии с целью национальной стратегии развития образования Кыргызской Республики на 2021-2040 годы на государственном уровне принимаются конкретные меры по обеспечению доступности дошкольного образования. В 2022-2023 учебном году по программе подготовки к школе «Наристе» (480 часов) обучено 100 262 ребенка, не посещающих детский сад, что составляет почти 75% от общего числа детей в возрасте 6-7 лет.

В марте 2023 года успешно реализовалась программа «Правительственные акселераторы» с целью проведения реформ по улучшению и доступу услуг по уходу за детьми дошкольного возраста. В рамках данной программы успешно реализован проект «Снижение барьеров в предоставлении дошкольных образовательных услуг».

Программы

Воспитатели государственных, муниципальных и различных моделей ДОО имеют возможность осуществлять педагогический процесс по Программам «Балалык», «Базисная программа подготовки детей к школе 6-7 лет», «Наристе» (480 часов), парциальным программам: «Растем вместе», «Безопасность дошкольников при ЧС», «Золотой ключик», «ТРИЗ» и др.

В соответствии с государственным стандартом «Дошкольное образование и уход за детьми» программы дошкольного образования направлены на интеграцию следующих пяти областей развития детей:

1) физическое развитие;

2) когнитивное развитие;

3) развитие грамотности и коммуникации;

4) социальное и эмоциональное развитие;

5) творческое и эстетическое развитие.

Интеграция различных областей развития помогает создать всестороннюю и эффективную образовательную среду.

Например: Физическое развитие может оказать влияние на когнитивное развитие. При физической активности может развиваться мышление, коммуникация в виде сотрудничества (эстафета, групповые игры), эмоциональное развитие.

Творческое развитие может может проявляться в развитии грамотности и коммуникации. Через творческие игры и деятельность можно улучшить языковые навыки и умение выражать свои мысли.

Социальное и эмоциональное развитие тесно связана с когнитивными функциями.

Интеграция развивающих областей может быть реализована через разные методы обучения, исследование, игра, работа в группах и т.д. Для достижения цели можно использовать различные материалы, виды игр, творческие
задания.

Современный подход в дошкольном образовании

Надо понимать, что сегодня весь мир движется в направлении развития науки, технологии, искусства, математики. Новым, современным подходом не только для школьного, но и для дошкольного образования, стал STEM или STEAM подход.

Учитывая особенности развития детей дошкольного возраста и важность развития в этом возрасте мелкой моторики и координации движений через рисование, лепку, конструирование правильно будет остановиться на термине STEAM подход в дошкольном образовании. STEAM (science, technology, engineering, art, mathematics) в переводе с английского это: естественные науки, технологии, инженерное искусство, творчество, математика. Именно поэтому сегодня STEAM развивается, как один из основных трендов. STEAM образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти дисциплин в единую схему обучения. Уже в дошкольном возрасте можно формировать STEAM-компетенции – лепить из пластилина и развивать навыки моделирования, делать игрушки из соленого теста и одновременно знакомиться с длиной, шириной и высотой предметов, из картона или из других материалов создавать объемные конструкции и т.д.. STEAM подход в в дошкольном образовании представляет особую методику обучения, которая тесно связана с естественным любопытством и исследовательскими навыками. И в столь научном, исследовательском подходе к развитию детей дошкольного возраста игра остается основной деятельностью ребенка. Играя, ребенок развивается.

Ребенок осваивает знания, узнает и открывает новое в процессе игры. Но в современном мире, когда гаджеты заняли важное место в жизни ребенка, появилась необходимость создавать физическую среду, где ребенок может играть, чтобы учиться, развивать свое воображение, свои исследовательские способности и навыки, связав игру с исследованием среды, мира, социально-эмоциональных, психологических элементов.

Современные дети намного быстрее и успешнее своих родителей осваивают технические новинки и привыкли, что все должно быть ярким, зрелищным и сенсорным. Основные особенности STEAM образования для детей дошкольного возраста:

— Активное использование игровых и исследовательских методов. Детям предоставляются условия для творческого экспериментирования и самостоятельного открытия новых знаний в процессе игры и исследования окружающего мира.

— Использование мультимедийных технологий и интерактивных образовательных программ, которые позволяют детям активнее и глубже погружаться в изучение наук.

— Внедрение проектно-ориентированного обучения, когда дети работают над различными проектами, реализуя свои идеи и решая конкретные задачи.

— Акцент делается на развитие критического, логического мышления и умения анализировать полученные результаты.

Главная цель не только в передаче знания детям, но и развитие у детей навыков и способностей, которыми они будут пользользоваться в дальнейшем.

Использование в педагогическом процессе STEAM подхода способствует развитию мелкой моторики, коммуникативных навыков, лидерских качеств, управлению и концентрацией внимания, творческому мышлению, пространственному мышлению и воображению, логики. Также развиваются: навыки работы с информацией, умение работать и быть в группе с другими детьми, критическое мышление, когнитивные навыки, а также социальное, эмоциональное и физическое развитие детей.

В современной системе образования педагог занимает ключевую позицию, поэтому приоритетное направление в структуре его педагогической подготовки занимает проблема профессионального становления и компетенции. Общество предъявляет повышенные требования к качеству подготовки специалистов дошкольного образования: они должны не только глубоко овладеть системой наук о человеке, закономерностях его физического, нравственного, психического, умственного развития, но и научиться применять эти знания в практической деятельности.

Цифровизация и высокие технологии занимают важную роль в области образования. Используя безграничные возможности, которые дают нам технологии, представилась возможность улучшения доступа к образованию детей, педагогов и родителей. Одной из таких возможностей является платформа «Билимдїї муун». Платформа «Билимдїї муун» – обучающая цифровая платформа для детей, педагогов и родителей. На платформе размещены программы по дошкольному образованию, серия мультфильмов «Керемет кєч», видео занятия, а также материалы 20-часового ознакомительного курса для индивидуальных предпринимателей по оказанию услуги по уходу за детьми дошкольного возраста, разработаная по прогаммме «Правительственные акселераторы», в рамках проекта «Сокращение барьеров для предоставления услуг дошкольного образования и повышение охвата детей дошкольным образованием в Кыргызской Республике».

Уважаемые педагоги вам представлен штрих код платформы “Билимдїї муун”.

  1. Запустите приложение-сканер.
  2. Наведите камеру смартфона на штриховой код.
  3. Нажмите кнопку поиска для получения дополнительных сведений в интернете. Однако подобной функции может не быть в настройках камеры. И тогда для выполнения операции вам понадобится скачать приложение со сканером штрих-кодов.

https://kyrgyzstan.learningpassport.unicef.org/

Система дошкольного образования будет играть важнейшую роль, так как именно человеческий капитал и его гибкость будет определять возможность и способность страны успешно развиваться и адаптироваться к меняющимся условиям в будущем. Современное состояние дошкольного образования указывает на изменение качественных ориентиров в развитии личности педагогического работника.

Рекомендуемые темы:

  1. Развитие у педагогических работников ДОО навыков применения ИКТ.
  2. Использование цифровых технологий в развитии детей дошкольного возраста.
  3. Практика применения STEAM-подхода в дошкольном образовании.
  4. Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе через различные формы работы с семьей.

Формы проведения: «Круглый стол», вебинары путем использования платформы ZOOM, дискуссия, встречи, открытые занятия.

Н. Бакиева,
заведующая лабораторией дошкольного и начального образования Кыргызской академии образования.
Тел.: (0559) 50-55-15; e-mail: [email protected]

Поделиться

Комментарии