“ДЕТСТВУ СОЛНЦЕ ПОДАРЮ”

  • 22.10.2020
  • 0

Специальная детская образовательная организация №48 г.Бишкек  предназначена для детей с особыми образовательными потребностями. Она была основана в 1985 году. С начала открытия коррекционную помощь получают дети с нарушением слуха, с проблемами в интеллектуальном развитии. Три года назад Раушан Сулайманкуловой предложили возглавить это непростое образовательное учреждение. За время ее  работы сделано немало: дополнительно открыты группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением психического развития, а также для слабослышащих детей. Давайте расскажем о ней подробно.

“ДЕТСТВУ СОЛНЦЕ ПОДАРЮ”

Воспитательница, дефектолог, методист, директор

Раушан Сулайманкулова родилась и выросла в большой, многодетной семье. Пятеро сестер и четыре брата жили в дружбе, и в согласии. В Нарыне в те годы было мало школ. Она пошла в среднюю школу №3, и закончила ее с отличием. После окончания школы поступила в Киргизский государственный университет на математический факультет. После окончания университета преподавала в школах математику, а затем информатику. Создав семью обосновалась в Бишкеке.

  • По соседству жила семья, в которой росли детки с физическими недостатками: плохо слышали, еще хуже говорили. Встречаясь с ними у меня больно щемило сердце и не оставляла мысль: чтобы сделать, как помочь им? Желание облегчить участь детей и привело к мысли овладеть второй профессией – профессией дефектолога. И я поступила на отделение дефектологии в университет имени И.Арабаева, проучившись там два года, оставила школу и была направлена на работу в спецсад №48 воспитательницей, — говорит Раушан Сулайманкулова.

Детский сад для детей с особыми образовательными потребностями

Специальная детская образовательная организация №48 предназначена для детей с особыми образовательными потребностями. Она была основана в 1985 году. С начала открытия коррекционную помощь получают дети с нарушением слуха, с проблемами в интеллектуальном развитии.

И вот уже двенадцать лет Раушан Насирдиновна работает в этом дошкольном учреждении. Начинала воспитательницей, затем занимала должность дефектолога, методиста. Три года назад ей предложили возглавить это непростое образовательное учреждение. Были раздумья и сомнения. Но победило желание сделать такое дошкольное учреждение, которое отвечало бы современным требованиям, чтобы дети с нарушениями речи, слуха, с проблемами интеллектуального развития после выпуска смогли бы заниматься  по возможности, с нормально развивающимися сверстниками.

За время своей работы руководителем в детском саду сделано немало: дополнительно открыты группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением психического развития, для слабослышащих детей. Многие годы на кухне отсутствовала вентиляция. При посильной помощи родителей она была установлена. Сделан капитальный ремонт кухни и прачечной комнаты, приобретен новый необходимый инвентарь. Сделан капитальный ремонт фасада детского сада, старые деревянные окна были заменены на пластиковые.  Также заменена и застелена  брусчатка детского сада. Застелен искусственным газоном спортивный участок, приобретены спортивные инвентари. Детские игровые площадки оборудованы необходимым инвентарем.

Чтобы детям было комфортно

В группах, где проходят занятия светло, уютно, есть много цветов. Есть телевизоры, DVD, в достаточном количестве игры для развития крупной и мелкой моторики делается все, чтобы детям было комфортно.

  • Коллектив работает по трем аномалиям: с детьми с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением слуха и детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. За период моей деятельности детский сад стал участвовать в различных фестивалях и конкурсах, и получать призовые места. СДОО №48 награжден дипломом, за занятое I место на городском конкурсе, посвященном к международному дню инвалидов среди детских садов, — рассказывает директор.

В своих стремлениях создать необходимые условия для не совсем здоровых детей Раушан Сулайманкулова не одинока. Лаской, заботой, вниманием окружают детей и работающие здесь дефектологи, воспитатели и их помощники: Айгуль Шекербекова, Бактыгуль Жээналиева и Наргиза Бактыбекова.

С августа 2011 года в специальной детской образовательной организации №48 работают десять групп для детей слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи, для детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Коррекционную помощь получают 144 ребенка, 40 детей посещают детский сад круглосуточно.

Специализированная дошкольная организация №48 работает по программам для специализированных дошкольных учреждений таких как: «Воспитание и обучение слабослышащих детей» (Москва. Просвещение. 1983 г.), «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи», «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» (Москва. Просвещение. 1983 г.)

Интегрированное обучение

Все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, но каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель интегрированного обучения, сохранить во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь. Вот один из примеров проведения занятия в группе детей с задержкой психического развития (воспитатель Кузнецова Татьяна Михайловна).

  • Всем детям предлагается называть себя в первом лице: «Я хочу…», «Я буду…», «Я поела», «Я нарисовал (а)», «Я слепил (а)», «Я мою руки», «Дай мне пить». При этом к ребенку обращается на «ты»: «Ты и я пойдем гулять», «Я и ты будем смотреть мультфильм». Вечером с детьми, которых родители не забирают домой, проводится подготовительная беседа о смене ситуации. Например, «Сегодня ложимся спать, уже темно, надо отдыхать. А завтра утром пойдем в группу. Там нас ждут тетя и дети». При кормлении детей закрепляются навыки самостоятельной еды, используя ложку, учат тщательно пережевывать пищу, пользоваться салфеткой во время и после еды. Тот, кто остается с детьми на ночь учит надевать и снимать самостоятельно некоторые предметы одежды – трусы, колготки, брюки, шапку, куртку, рейтузы и обувь; учит аккуратно вешать одежду и ставить обувь в свои шкафчики, — говорит Раушан.

На занятиях в группах для слабослышащих детей активно применяются игровые моменты, так как игра,  важнейший вид деятельности, в процессе которого наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое и нравственное развитие детей с физическими недостатками.

Творческий подход к своему труду, профессионализм, кропотливая ежедневная работа с детьми, желание дать детям знания программного материала, привить навыки общения со сверстниками дают свои положительные результаты. Выпускники детского сада 2020 года – были приняты в массовые школы и коррекционные классы,  слабослышащие продолжили обучение в спецшколе-интернате №21. Работники детского сада поддерживают тесную связь с педагогами школ, где учатся их выпускники.

Планы на будущее

При встрече Раушан Насирдиновна больше говорит о планах, чем о достижениях. Хотелось бы пристроить спортивный зал, сделать плавательный бассейн, чтобы в жаркий летний день детки могли бы освежиться, поплавать. Есть и другие проблемы, которые она  с помощью родителей надеется решить в ближайшее время.

Р.Сулайманкулова всегда работает над повышением педагогического мастерства. Она принимает активное участие в общественной жизни: является членом медико-педагогической комиссии, членом городского комитета профсоюза работников образования и науки, награждена значками «Отличник образования КР», “Кыргыз тили”, медалью «Лучший учитель», почетной грамотой ЦК профсоюза работников образования и науки, победитель городского конкурса «Сердце отдаю детям» (2011 г., 2020 г.)

 

Работа с родителями

В течение ряда последних лет педагогический коллектив СДОО №48 успешно работает с родителями дошкольников с нарушениями развития на основе специально разработанной программы, получившей название антикризисной.

— Цель антикризисной программы —  создание  условий для формирования активной позиции каждого родителя как соучастника образовательного процесса, интеграции и социализации ребенка, создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях с особенностями развитии, положительных установок в сознании родителей. А также задачи антикризисной программы —  обеспечить адекватность детско-родительских отношений и повышение педагогической компетенции родителей; способствовать гармонизации внутрисемейных отношений; сформировать навыки адекватного общения с окружающим миром, активность жизненной позиции, коммуникативные формы поведения, — говорит Раушан Сулайманкулова.

Программа предусматривает пять этапов работы с родителями. Родители могут подключаться к программе  на любом из них.

I этап. Оказание психолого-педагогической поддержки. Формирование адекватных детско-родительских отношений, развитие педагогической компетентности в области развития ребенка (физической, психической и познавательной сферы). Психокоррекционная работа, направленная на гармонизацию семейных отношений.

II этап. Определение социальной перспективности родителей.

III этап. Определение перспектив ребенка в плане обучения. Анализ первоначальных сведений об учебных возможностях ребенка, о его готовности к обучению.

IV этап. Формирование первоначальных навыков профессиональной ориентации ребенка. Определение перспектив ребенка в социально-профессиональной сфере.

V этап. Психокоррекционная помощь семьям выпускников. Обмен опытом с другими семьями.

В реализации программы участвуют сотрудники СДОО: директор, методист, психолог, логопед, дефектолог-педагог, социальный педагог.

Установление партнерских отношений с родителями детей, определение подходов и разработка направлений совместных действий по воспитанию и обучению влияет на результативность работы медиков, педагогов и психологов. Через систему индивидуальной работы с родителями коллектив СДОО №48 стремятся достичь оптимального уровня личностного развития детей и раскрыть их потенциал.

Гулнара Алыбаева, “Кут Билим”

Для информации:

Раушан Сулайманкулова награждена:  в 1997 г. — победитель республиканского конкурса «Учитель года»; 2004 г. — отличник образования КР, 2013 г. — за многолетний и плодотворный труд была внесена в книгу «Педагоги Кыргызстана», 2016 г. — за добросовестную  и плодотворную работу была внесена  в книгу «Женщины Кыргызстана». Медали:   2019 г. —  «серебряный нагрудной знак»  Бишкекский городской     кенеш; 2019 г. — «Кыргыз тили» КРнын  Мамлекеттик тил боюнча улуттук комиссиянын төш белгиси; 2017 г. — диплом «Жылдын  мыкты жетекчиси» КР Мамлекеттик  расмий гезити “Эркин Тоо”. 2018 г.  — «Мыкты жетекчи», почетная грамота  гезит kg. 2017 г.-  «Аруузат»   фонд  асылсат нуру;  2018 г. — «Эл сыймыгынын ээси»  Даанышман инсандар коомдук Фонду; 2018 г. — «Мээримдүүлүк»  ооган согушунун ардагеринин  коомдук  Бирикмеси; 2018 г. —  «Тенир-Тоо айымы» Тенир-Тоо  айымдарынын коомдук  Бирикмеси; 2018 г.-  «Даанышман» КР даанышман инсандар коомдук  фонду. Почетные  грамоты:  Министерства образования и науки КР; ЖК, БГК; городского управления образования; ЦО, Свердловской районной администрации; Конгресса женщин и ЦА профсоюзов КР.

 

Поделиться

Комментарии