ЧОЛПОНБЕК ТИЛЕНБАЕВ: ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗА 3 ГОДА КЫРГЫЗСТАН СМОГ БЫ ВОЙТИ В ТРОЙКУ ШАХМАТНЫХ ДЕРЖАВ В МИРЕ

  • 14.12.2017
  • 0

На страницах нашей газеты мы неоднократно поднимали вопросы развития шахмат в Кыргызстане, привлечении школьников и воспитании их интереса к этой интеллектуальной игре. В интервью с тренером Шахматного центра в Бишкеке Чолпонбеком Тиленбаевым мы говорили и о том, что Кыргызстан в плане развития шахмат среди школьников отстает от соседних республик. В сегодняшнем номере Ч.Тиленбаев делится мнением о том, как в целом, развивать шахматы в Кыргызстане и как можно открыть шахматные кружки в школах, не делая больших финансовых вливаний.

 —  По Вашему мнению, что нужно сделать для развития шахмат в Кыргызстане?

—  Решение этой проблемы я вижу во введении уроков шахмат в школах, развитии кружковых занятий и в формировании шахмат как семейной ценности.

Еще  до 20 века у кыргызов были популярны игры умственного характера, такие как чатраш и тогуз-коргоол.

Шахматы получили свое развитие еще в советское время. Я помню, еще в 70-х годах  большинство людей в Кыргызстане с высшим образованием умели играть в шахматы. Советский Союз был шахматной державой. В 70-х годах были проведены два матча «СССР-Остальной мир» на 10 досках, на котором дважды выиграли советские шахматисты.  В конце 70-х годов прошлого века партийное и советское руководство  Краснодарского  края России приняли совместное решение о распространении шахмат среди населения, как средства активного интеллектуального  отдыха трудящихся и детей. И этот пример косвенно мог влиять и на состояние шахмат в Кыргызстане. Ведь мы  жили в едином государстве — СССР.

По республике в то время шахматы хорошо развивались в городах Фрунзе, Ош, Токмак и Кызыл-Кыя, в селе Кировка Таласской области. Потому что там, в спортивных школах, в домах пионеров были открыты шахматные секции, работали энтузиасты-тренеры, в Кировке был открыт шахматный клуб шахматистом-энтузиастом С.Болотбековым.

Когда мы еще учились в школе, под руководством учителя математики Э.Алымбекова занимались в кружке шахмат при школе имени Токтогула города Нарын, а также в секции шахмат Нарынского дома пионеров. В кружке мы играли в шахматы между собой, анализировали игры, партии  известных шахматистов, обсуждали ошибки, допущенные при игре, изучали дебют, миттельшпиль и эндшпиль шахматной партии. В результате позднее из этого кружка вышли два мастера спорта,  кандидаты в мастера и перворазрядники. Т.Такырбашев и Б.Тиленбаева защищали честь республики на международных соревнованиях.

— А в школах как можно развивать шахматы без вложения дополнительных больших инвестиций? 

— Кстати, надо отметить что в Российской Федерации Госдума рассматривает вопрос обязательного изучения шахмат в начальной школе.В целом, для введения шахмат в школах, необходимы 3 вещи: имеющий подготовку учитель, инвентарь и программно-методический аппарат. Из учителей-предметников, умеющих играть в шахматы (желательно не ниже 2-разряда), обучив на курсах квалификации можно подготовить шахматных тренеров. Вопросы с инвентарем можно решить с помощью родителей, спонсоров. В начале, достаточно иметь демонстрационную или интерактивную  доски и шахматы. Вопрос о шахматных столах и часах можно решить постепенно. Больше времени потребует создание методической базы уроков шахмат. Составление программ и утверждение, подготовка учебников, учебных пособий и учебно-наглядных оборудований требует больше времени, действий и ресурсов. Но и решаемо. Необходима большая работа в этом направлении Кыргызской академии образования.

В построении цикла шахматного кружка или факультативных занятий в школе нужно использовать понятие шахмат, как игры имеющей спортивное значение, с элементами искусства и возможностью ввести самостоятельное исследование как в науке.

Основными понятиями шахмат являются шахматные фигуры, которые всем известны — король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка, шахматная доска и ее поля, ходы и взятие, которые могут совершить фигуры, шах и мат. На начальном этапе изучения шахмат, ребенку она прививается как логическая игра, имеющая свои внутренние  правила. Связывая шахматы с развитием человечества, учитель,  формирует у ученика  стойкое убеждение, что шахматы изобретение и достояние человечества. Шахматы имеют достойное место в общей культуре человека, являясь частью ее. По мере того как ребенок научится лучше играть, усиливается роль шахмат как инструмента развития логического мышления учащихся. Для этого тренер-учитель использует шахматные  задачи и этюды.

— Какова методика, подходы в изучении игры в шахматы?

—  Метод моделирования шахматных позиций, широко изученных на практике шахматистов, способствует развитию у детей навыков использования знаний на практике. Как вид единоборства, шахматы требуют индивидуального подхода к ребенку, учитывается возрастные особенности и характер детей.  Учитель старается развивать у учащихся умение принимать взвешенное и правильное решение при игре, а также в различных жизненных ситуациях. Предусматривается, приблизительно одинаковый уровень развития детей занимающихся в одной группе, а для “продвинутых” будут рекомендованы занятия шахматами в специальных шахматных секциях, в шахматных клубах.

Программа составляется по принципу от простого к сложному, от теории к практике. По мере занятия шахматами ребенку даются задачи более высокого уровня, осуществляется переход от практических и наглядных методов обучения к исследовательским методам. Для закрепления изученного материала нужно предусматривать выполнение детьми домашнего задания.

При ведении шахматного занятия учитель опирается на некоторые знания детей по математике, по истории, по русскому и иностранным языкам.

Очень важно, чтобы учитель решил следующие задачи:

-дать представление о шахматных фигурах  и о том, как они располагаются на шахматной доске и как ходят.

-научить использовать шахматную нотацию.

-дать основные понятия и правила шахматной игры.

-научить решать простейшие задачи на мат в 2 и 3 хода, выигрыш материала.

-научить правильно разыгрывать дебюты (10-12 дебютов), знать их классификации, избежать дебютных ошибок.

-научить использовать простейшие тактические приемы в миттельшпиле и эндшпиле;

-вызвать интерес к игре в шахматы;

-научить делать выводы, правильные решения.

-подготовить лучших шахматистов к соревнованиям проводимых в городском и республиканском масштабе. 

  • Что касается учебников по шахматам, какие Вы могли бы порекомендовать?

— Литература на русском языке достаточна. На первых порах довольно 3-4 из следующих перечней книг:

  1. Курс дебютов. Эстрин и др.
  2. Секреты дебютной подготовки. Юсупов и др.
  3. Эндшпиль. Дворецкий и др.
  4. Моя система. Нимцович.
  5. Этюды. Куббель.
  6. Комплект методической литературы из шести книг. Сухин.
  7. Задачи. Иващенко.
  8. Задачи. Полгар.
  9. Подготовка шахматистов. Комляков и др.
  10. Задачи. Панченко.

— Следует отметить, что в разные года суверенного Кыргызстана хорошие шахматные кружки имелись в школах Бишкека №№ 68,5,61,37,6,13,70.     Повторюсь, что немаловажную роль в развитии шахмат в условиях Кыргызстана играет семья. В советское время были известные семьи Самагановых и Сабировых, которые показывали хорошие результаты. Да и из нашей семьи вышли 1 мастер спорта, 1 кандидат в мастера и 3 перворазрядника. Наши результаты улучшаются нашими детьми: Жаныл стала серебряным, а Диана бронзовым  призером чемпионата Азии в своих возрастных категориях. Обе они становились, будучи школьницами, чемпионами Кыргызской республик среди женщин, мастерами спорта, что является редким случаем.

И в сегодняшнее время в Кыргызстане имеются шахматные семьи, которые показывают хорошие результаты в республиканских и международных соревнованиях.  Если Съездбековы и Мирлановы становились призерами чемпионатов Азии, в республиканских соревнованиях отличные результаты показывают семьи Ли, Жайнаковы, Эсенбековы, Калкановы, Майрамбековы. Если  в семье к шахматам относятся не только как к активному досугу, но и как к воспитательному инструменту для детей, если в семье умение играть в шахматы является частью культуры, то от этого выиграет в первую очередь семья.

Наш центр, с помощью шахматной федерации КР и ЦО «Ала-Тоо» в июне 2017 года 2-й раз проводил семейные турниры по категориям «3 поколения» и «2 поколения», где участвовали 22 семейных команд. Надо отметить, что, самому старшему из участников Э.Алымбекову, который играл в команде с двумя внуками, исполнилось 91 лет. Кроме того, в соревнованиях участвовали семья Трейси из США. Как горды были юные шахматисты за своих родителей, дедушек, которые вместе с ним играли в одной команде.

— Расскажите подробнее о вашем центре в Бишкеке

— Детский шахматный центр Тиленбаевой, где я работаю, обучает детей в шахматы с 5 лет. Бывает и с 4-х лет приходят. Идею открытия самостоятельного шахматного центра вынашивала сестра Бактыгуль несколько лет. Ее практическими советами поддержали родители детей-шахматистов. За счет кредита банка выкупили 2-х этажное здание, оборудовали шахматными инвентарями и проводим занятия. Оплата родителей за обучение в основном уходит на погашение кредита. Начинающая группа занимается 2 раза в неделю по 2 часа, а продолжаюшая-3 раза в неделю.

В этом году по просьбе родителей и руководителей образовательных центров открыты филиалы ДШЦТ в ОЦ «Индиго», «Точка роста», «Секом» и «Приоритет». В нашем центре работают тренерами шахматисты-перворазрядники, кандидаты в мастера спорта и мастера спорта. В год два раза приезжает и проводит тренинг со сборной гроссмейстер из Азербайджана С.Гулиев. Наши воспитанники имеют возможность напрямую участвовать в международных турнирах в городах  Шарджа, Москва, Санкт-Петербург, Челябинск и Алматы. И мы на каникулах проводим открытые детские турниры и международный турнир на берегу Иссыккуля. Из нашего центра, за последние 2-3 года, вышли 5 призеров чемпионатов Азии и мира. На последнем «Кубке Президента КР» из 10 кубков 9 завоевали наши воспитанники. И этот результат говорит за себя.

Я сравнительно поздно, по нынешним меркам, научился играть в шахматы — в 11 лет. Активно играл в школьные и студенческие годы. Школьником выполнил норму 1-разряда. В 1994-году на 1-спартакиаде КР, в составе команды Нарынской области, завоевал бронзовую медаль, 2 раза в те годы в республиканской спартакиаде учителей наша команда шахматистов завоевала золотые медали. Когда я работал начальником НарынскогооблУО, команда учителей области в 1998-году завоевала 1-общекомандное место в  спартакиаде учителей республики, в упорной борьбе выиграв команду физкультурного института. А в программе спартакиады, кроме шахмат, около восьми видов спорта. В 1994-году выполнил норму кандидата в мастера спорта. В 1990-91 учебном году в 4 классе школы имени Чкалова города Нарына практиковал введение урока шахмат. Вел шахматный кружок в школе, специально построив отдельный кабинет. Активно стал заниматься обучением шахмат после выхода на пенсию. Благо, времени достаточно. Среди моих воспитанников есть несколько чемпионов республики. Недалек день, я надеюсь, когда выйдут призеры чемпионатов Азии и мира.

В течение этого учебного года я вел шахматные уроки в ТВ на канале «Билим-ЭлТР». Благо, времени достаточно. Среди моих воспитанников есть несколько чемпионов республики. Недалек день, я надеюсь, когда выйдут призеры чемпионатов Азии и мира.

В Бишкеке проявляется шахматный бум. Открываются новые центры, занимающиеся  подготовкой шахматистов, число желающих заниматься шахматами увеличивается. Мне кажется, увеличивается и число родителей, которые активно и на практике хотят роста шахматного мастерства своего чадо. В первое время, когда приводят своих детей в шахматы, говорят, что будут заниматься ради общего развития. А через некоторое время смотришь, давай ему чемпиона, не замечают как они вовлеклись в спортивный азарт. Не хочу умалять заслуги прежних руководителей шахматной федерации, они тоже старались продвигать шахматы, решали многих проблем связанных с развитием шахмат в Кыргызстане.

Но М.Турпановым-нынешним президентом шахматной федерации КР, его командой решаются конкретные вопросы. Так,  постоянно начал функционировать шахматный клуб Бишкека; Бишкекским городским спорткомитетом с января открыт спортивная школа шахмат; решаются финансовые вопросы поездки наших детей на чемпионаты мира и Азии, что раньше было очень трудно пробивать; прорабатывается вопрос открытия шахматной академии А.Карпова; да и детских и взрослых турниров стало проводиться больше. Ловить бы благоприятную ситуацию! Если бы на правительственном уровне была поддержка шахмат, определенная программа по развитию шахмат в Кыргызстане, за 3-4 года КР смогла бы стать в числе трех детских шахматных держав в мире. А это не только имидж Кыргызстана во всем мире, это больше чем имидж, хотя и этого немало. А в программу Правительства включать бы: внедрение шахмат в школы и ФИДЕ не оставалась бы в стороне; создание шахматных клубов в каждой области; решение вопросов связанных с выездом шахматистов и их тренеров на международные соревнования;  обеспечение стипендией детей, показывающих хорошие результаты на международных соревнованиях;  моральная и материальная поддержка тренеров и семьей, чьи воспитанники и дети показывают хорошие результаты; проведение международных детских соревнований; привлечение СМИ для распространения передового опыта шахматистов и их успехов.

А почему Казахстан или Узбекистан показывают хорошие результаты? Потому, что когда Жансая из Казахстана стала чемпионкой мира среди девочек, под ее имени специально открыли шахматную школу, куда направляются миллионы долларов, как мне рассказали их тренеры. А в Узбекистане функционирует Республиканская шахматная школа в 3-х этажном здании, со своей гостиницей для приезжих, и это головная школа является методическим и организационным центром детских шахмат в стране. Да и другие вопросы, связанные с шахматами решаются. Правда, возможности государства и родителей шахматистов также у них больше.   

Айнура КАНИМЕТОВА «Кутбилим»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться

Комментарии