БИОЛОГИЯ
- 02.08.2013
- 0
В 2013-2014 учебном году обучение биологии производится на основе основных положений Госстандарта биологического образования утвержденного Правительством в 2005 г.
Основным документом введения курса биологии является учебный план, утвержденный 2012-2013 г. и вновь переработанная учебная программа по предмету «Биология» 2013 года. На основе этих документов в 2013 – 2014 уч. году обучение биологии производится следующим образом: в этом году 6-класс закончил изучение «Биология растении».
Теперь они в 7-классе изучают «Биологию животных», материал по курсу растений в данном классе не рассматривается. Как нам известно, по учебному плану на 2013-2014 г. указанный предмет претерпел сокращение на 1 час в неделю. В связи с этим вновь разработана программа c учетом сокращения и учебно-тематический план по курсу «Биология животных». Порядок изучение предмета в 2013/»2014 года указана в таблице.
Обучения биологии в 2013/2014 учебном году производится в следующем порядке:
А в 9-10-11 классах в ведении курсов никаких изменений не происходит. Обучаются как в прежние годы.
Биология – базовая наука для таких областей человеческой деятельности, как психология и медицина, сельское хозяйство и экология, физкультура и спорт. Но для того чтобы биология, как предмет преподаваемый в школах, могла соответствовать своим задачам. Нужно существенно совершенствовать формирование системы знаний, которая способствует пониманию жизненных ситуаций и умению принимать грамотные решения. Поэтому в стандарте выделены инварианты содержания учебного материала и сконцентрированы вокруг три стержневых линий и этим подходам в биологическом образовании и положена основа системаобразующего фундамента функциональных знаний. Таким образом, в качестве главной задачи в биологическом образовании рассматривается фундаментальности и функциональности. Фундаментальные – это знания стержневые, системаобразующие значимые, которые сохраняют свою значимость в течение среднего трудового стажа выпускника. Поэтому при построении учебного процесса следует основываться на выделенные инварианты в стандарте с помощью, которых можно избежать перегрузки материала учебника для обеспечения нового качества образования. Исходя из этого стратегического направления биологического образования у учащихся должна сформирована общая структура систематизированных в том числе фундаментальных знаний. Согласно требованию стандарта в обучении самого его, в ум ребенка должны быть вложены некоторые фундаментальные базовые, корневые и стволовые общенаучные основания. Исходя из этих требований основные инварианты содержания образования, как выше указана концентрированы в трех стержневых линиях (см. таблицу). Поэтому на совещании необходимо обсудить проблему формирования фундаментальные системаобразующих понятий.
Стержневые линии содержания курса биологии
3. В настоящее время составлен новый комплект учебного оборудования по биологии с учетом деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе. До августовского совещания он должен быть передан школам или учителям. А на совещании необходимо обсудить вопрос об адаптации данного комплекта для своей школы, исходя из особенности данного региона.
4. С давних пор нерешенным остается проблема школьного учебника по биологии для русскоязычных школ, где биология в некоторых школах обучается по учебникам 1992 года. Для кыргызкоязычных школ с 2000-2006 года выпущены все учебники (6-11 кл.) и соответственно ведется обучение. Однако,из за недостаточности финансов они непереведены на русский язык. Этот вопрос должен быть обсужден учителями и предложены возможные пути решения проблемы школьного учебника.
5. На августовском совещании должен обсуждаться, что в некоторых школах по биологии учащиеся не получают полноценного базового образования, так как там преподают неспециалисты т.е. не биологи (выпускники медучилищ, агрономы, юристы и т.д.).
Какими программами предстоит руководствоваться в новом учебном году: программно-методические материалы; Биология 6-11 кл. сост. В.С. Кучменко, М.: Дрофа, 1998./ Это программа переиздана в 2002 году.
Рекомендуется учебники, изданные в России:
1. А.Г. Еленевский и др. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учебник для 6-7 кл. М.: Просвещение, 2002.
2. И.Х. Шарова и др. Зоология. Учебник для 7-8 кл. М.: Просвещение, 2003.
3. А.С. Батуев и др.Человек для 9 кл. М.: дрофа 2003.
4. С.Г.Мамонтов, В.Б. Захаров Общая биология. Учебник для 10-11 кл.М.: Дрофа 1999.
Рекомендация составлена ведущим научным сотрудником КАО в.н.с., д.п.н., и.о. профессора:Субанова М.С. Наши телефоны: 62-23-73; 66-52-25; 0773 50-58-88.
М.Субанова
РАЗДЕЛЫ | Классы | Часы
| |
1. | Биология. Растения, бактерии, гибы и лишайники | 6 – кл. | 68 |
2. | Биология. Животные | 7– кл. | 34 |
3. | Биология. Животные (изучение начинается с членистоногих) | 8 – кл. | 68 |
4. | Человек и его здоровье | 9– кл. | 68 |
5. | Общая биология | 10– кл. | 34 |
6. | Общая биология | 11– кл. | 34 |
Содержательные линии | |||
Этапы обучения | Организм — биологическая система | Надорганизменные системы | Многообразие и эволюционные системы органического мира |
1. Начальная школа. Родиноведение. | Целостное представление о природе и о человеке, как его части все и все подчиняется законам природы. | Понятия о природных ресурсах и среда обитания живых организмов. | В живой природе всегда происходит развитие и изменение |
2. Основная школа. Естествознание. | Общие особенности жизни организмов и причины их распространения. | Основные закономерности взаимосвязи живых организмов с окружающей средой. | Причины многообразия живых организмов. |
Основная школа. Биология. | Единства строений и жизнедеятельности живых организмов и происходящие в них процессы. | Факторы устойчивости. Взаимосвязи живых организмов. Биоценозы и их виды. | Классификация живых организмов и их эволюция. |
Средняя школа. Общая биология. | Сущность обмена веществ. Цитологические и генетические основы размножения и развития организмов. | Биогеоценозы. Агроценозы. Экосистемы. Популяции. Вид.проблемы их органы. | Движущие силы развитие органического мира. |
Комментарии