Акылбек ЖАПАРОВ: «МЫ ДОЛЖНЫ БРАТЬ ПРИМЕР С ЛУЧШИХ ПРОГРАММ МИРА!»
- 14.04.2023
- 0
(Выступление на форуме по обсуждению проекта новой концепции по реформированию системы образования. 6 апреля 2023 г.)
Назначая нового министра, Каныбека Иманалиева, Президент Садыр Жапаров поставил перед ним только одну задачу. Задача состояла в том, чтобы найти ответ на вопрос: «Какое образование и воспитание мы дадим будущему поколению альфа, превосходящему всех остальных?», и внести в образовательный процесс новую концепцию и новую стратегию. Министр пообещал, что сделает его за один месяц.
Он постарался посетить много мест за месяц, нанял общественных консультантов, разработал проект концепции. Поэтому я считаю, что он делает все возможное. Думаю, что сегодняшний форум – это первое обсуждение проекта новой концепции по направлениям реформирования системы образования Кыргызской Республики. Этот проект будет и должен обсуждаться в дальнейшем. Все мы знаем, что в конечном итоге, он будет подписан президентом.
Самый первый Указ Президента посвящен духовно-нравственному развитию и физическому воспитанию личности. 4 апреля прошлого года он сказал следующее: «Наши дети должны быть здоровы, иметь высочайший уровень образования и навыки, уметь конкурировать со сверстниками в мировом сообществе и чувствовать себя очень уверенно в середине 21-го века».
Мы знаем, что всё упирается в бюджет. Мы выполняем эту задачу, поставленную перед нами Президентом. В прошлом году, несмотря на негативные прогнозы, которые давали Кыргызстану международные организации, были большие достижения в макроэкономике и бюджете, и в этом году они сохраняются.
Все эти средства были потрачены на нужды народа. Мы повысили зарплату с 50% до 200%, инвестировали в сельское хозяйство, оборону, технику, начали масштабное строительство. Из них на образование расходуется до 84 млрд. сомов: 60 млрд. сомов – это утвержденный бюджет Министерства образования, включая заработную плату; на строительство 6 миллиардов сомов, 12 миллиардов – кредиты и гранты.
В 2021 году на образование было выделено 34,5 миллиарда сомов, но в этом году бюджет Министерства образования и науки утвержден в размере 61 миллиарда сомов, мы выделяем в 2,5 раза больше.
Мы ничего не жалеем для наших детей. Но, мы обучаем наших детей вчерашним и сегодняшним знаниям.
Есть пословица: «Что посеешь, то пожнешь». В концепции не следует забывать об институте семьи. Ребенок должен жить с родителями, мы будем воспитывать ребенка вместе с родителями. Мир кардинально меняется. Время требует, чтобы мы научили наших детей знаниям завтрашнего дня и подготовили их к будущей жизни. Нужно побуждать ребенка к получению новых знаний. После завершения 11-12 лет обучения в школе, ребенок должен овладеть одним навыком, и даже если он не наберет 110 баллов, должен быть в состоянии прокормить семью и войти в поток жизни.
Для этого необходимо коренным образом изменить начальное профессиональное образование. Например, в Америке за 18 месяцев ребенок обязан приобрести навык или, как мы говорим, профессию, а после приобретения навыка гарантируют, что он обязательно будет где-то работать. Но наши вузы умеют только собирать контракты, а до будущего ребенка никому дела нет. Поэтому знания, которым мы учим, должны давать ребенку гарантированные навыки.
Всемирный банк объявил конкурс на книгу и сказал: «Напиши сам». Я бы сказал, что мы это испытали. Книги, неинтересные для ребенка некачественные программы, а главное — никакого результата. Так больше продолжаться не может! Мы должны брать пример с лучших программ существующих в мире. Лучшие книги, дающие хорошие результаты и недоступные, должны быть переведены и введены в употребление без опасений. Доноры, пожалуйста, дайте нам такие
предложения!
За 2-3 года планируется завершение капитального ремонта 248 школ, которые сейчас непригодны для обучения, то есть находятся в аварийных условиях. Для учителей будут созданы все условия, чтобы они давали учащимся качественное, модернизированное, актуальное образование. Планируется переквалификация учителей.
Правильно, в Концепции должны быть уровни детского сада, школьного образования, начального профессионального образования, высшего образования и науки. Однако, концепция не должна начинаться с детского сада, надо начинать с укрепления института семьи, надо начинать с родителей, также она должна начинаться с учителя, который будет воспитывать этого ребенка, она должна начинаться с программы квалификационной подготовки и переподготовки педагогов.
За 30 лет мы сменили много руководителей, которые украли будущее наших детей! Потому что все лидеры были заняты личным интересом – политической реформой. Это — наша самая большая ошибка! Экономика, образование, наша культура: все было забыто. Мы исчерпали всю нашу базу и все возможности, которые достались нам от Советского Союза!
У Антуана де Сент-Экзюпери есть хорошая поговорка: «Единомышленники – это не люди, которые смотрят друг на друга за столом, а люди, которые смотрят в одном направлении». Я думаю, что сегодня собрались единомышленники, которые смотрят на образование по-новому, а не по-старому.
Мы также ясно поняли смысл великой философии древнего Китая, которая с одной стороны видит в кризисе угрозу, а с другой, скрытую новую возможность. Китайцы живут идеями Конфуция, жившего за 500 лет до нашей эры.
Реальность будущего — это Навыки, а не дипломы, которые печатают сейчас. Стартапы и новые бизнес-модели разрушают традиционные образовательные учреждения и существующие стандарты.
Указом Президента мы предоставили статус национальных пяти вузам. На сегодняшний день нет прогресса, все старомодно. Мы еще готовы ждать. Если не будет результата в ближайшие месяцы, вы двое будете отвечать головой и все пять ректоров уйдут в отставку.
Далее, если мы посмотрим на наш научный потенциал. Очень обидно, что в международных изданиях появилось всего 150 статей, при том, что у нас есть Академия наук, в которой работает около 5000 ученых и около сотни высших учебных заведений.
Наши дети получают обширные знания на уровне бакалавриата, а затем переходят на специалитет. В техническом университете, в Аграрном университете до сих пор готовят специалистов для колхозов, совхозов и заводов СССР. Какую новую компанию я не открываю, какой большой проект не начинаю, у нас не хватает квалифицированных специалистов. Мы нанимаем всех инженеров со стороны.
После рождения человека мы должны еще больше умножить его возможности. Он должен быть в состоянии обеспечить себя образованием, и мы должны обучить его, чтобы он мог хорошо содержать свою семью.
Если мы будем продолжать готовить наших детей к вчерашней и сегодняшней жизни, то мы совершим большую ошибку.
Я хотел бы выделить пять основных направлений, на которые следует сосредоточиться в рамках реформирования образования в нашей стране:
- Адаптация учебных программ к современным требованиям рынка труда: Образовательные программы должны быть направлены на развитие технологической грамотности и практических навыков, которые необходимы для успешной карьеры в современном мире. Я сказал «адаптация», но надо бы сказать «полный пересмотр». Время половинчатых решений уже давно прошло. Адаптироваться мы должны были начать уже очень давно. Пока мы пилотировали разные программы, пробовали то одно, то другое, ездили по разным странам и конференциям перенимать успешный опыт, уже сменилось несколько эпох. Сегодня не то, что мы, а самые передовые страны столкнулись с тем, что даже самые современные системы образования оказались не готовы к шоку всеобщего доступа к искусственному разуму.
Нам сейчас надо отказаться от идеи догнать передовые страны, постепенно и поэтапно. По этому пути мы обречены на бесконечные отставания на несколько поколений. Образно говоря, если человечество уже вышло в космос, некоторые наши так называемые реформаторы предлагают нам развивать кавалерию и гужевой транспорт. Нет, уважаемые коллеги! Единственный путь сейчас — это скачкообразный переход.
- Повышение качества преподавания: Наши учителя – основа успеха образовательной системы. Мы должны обеспечить им возможности для профессионального роста и повышения квалификации. Внедрение современных методик преподавания помогут учителям стать настоящими наставниками для своих учеников. Как говорил Плутарх: «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Поэтому в качестве первостепенной задачи, уважаемый Каныбек Капашевич, я прошу сфокусировать внимание на том, как мы готовим сейчас новых педагогов и повышаем квалификацию действующих. В прошлом году, в своем выступлении уважаемый Президент уже ставил цель призыва нового поколения учителей. Сейчас, когда мы повысили зарплату и условия работы, учителями должны стать наши высококвалифицированные молодые люди, которые не обязательно получили педагогическое образование. Пусть они придут в школы, поедут в села и отдаленные регионы, преподают точные науки и иностранные языки.
Организуйте двухнедельные курсы, дайте им сертификаты, и пусть наших детей обучают лучшие из лучших! В прошлом году мы уже провели кампанию, чтобы самые лучшие выпускники школ поступали на педагогические факультеты. Уже есть результат. Если раньше, в педфаки поступали большей частью те выпускники, кто не мог пройти в медицинский, юридический или экономический факультеты, то после прошлогоднего значительного повышения зарплаты, вырос престиж профессии педагога. Повысился средний уровень ОРТ – на 183 балла.
- Развитие инфраструктуры и доступность образования: Важно обеспечить равные возможности для всех учеников, независимо от их местоположения и социально-экономического статуса. Я уже подробно остановился на том, что мы в ближайшие годы будем активно строить школы, детские сады и новые кампусы университетов. Оставьте эту задачу за правительством и Госстроем. Министерству образования необходимо модернизировать учебные программы и контент, внедрять дистанционное образование и обеспечить доступ к современным информационным технологиям для всех учеников. Мы сейчас определили издательство «Учкун» для тиражирования школьных учебников. Выделены средства, закуплено и уже установлено современное типографское оборудование. Мы больше не будем изобретать велосипед, а будем внедрять самые передовые в мире учебники и методики.
- Внедрение гибкого подхода к образованию: Чтобы наши дети могли успешно и достойно конкурировать на мировом рынке труда, им необходимо уметь адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Гибкие формы обучения, такие как онлайн-курсы, модульное обучение и обучение на протяжении всей жизни, позволят нашим гражданам развивать свои навыки и знания в соответствии с изменениями на рынке труда и своими интересами.
Очень важно, чтобы каждый наш выпускник свободно владел государственным языком, чтобы знал русский язык. В ближайшее время мы запустим большую программу изучения английского языка не только в школах, но и в университетах. Это само по себе обязательное условие успеха. Но за английский язык должны взяться и преподаватели, ученые, государственные служащие, представители бизнеса и туризма.
- Пятое и это самое важное: Формирование творческого и критического мышления: В современном мире информации особенно важно уметь анализировать данные, принимать обоснованные решения и работать в команде. Мы должны внедрить в образовательный процесс элементы проектного обучения, кейс-метода и дискуссионных форматов, чтобы стимулировать развитие творческого и критического мышления у наших учеников.
Давайте объединим усилия и работать вместе над реализацией наших общих целей и стратегий, чтобы гарантировать яркое и успешное будущее для наших детей и нашей страны.
В частности, я хотел бы обратиться к нашим партнерам и предложить им поделиться передовым мировым опытом. Своими возможностями мы решим все проблемы в течение 5-10 лет, но я верю, что с вашими финансовыми ресурсами, передовыми технологиями, проверенным и отточенным опытом мы решим их за
3-5 лет.
Комментарии