ИНСТРУКЦИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ PISA-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕСТОВ

  • 13.12.2024
  • 0

Министерство образования и науки Кыргызской Республики Национальный центр оценки качества образования и информационных технологий

Материал «Инструкции по использованию PISA – ориентированных тестов для учителей и учащихся» подготовлен Национальным центром оценки качества образования и информационных технологий МОН КР при финансовой поддержке отдела координации проектов ВБ «Образование для будущего».

  1. ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ PISA-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕСТОВ

С какой целью разработаны PISA-ориентированные тесты?

PISA-ориентированные тесты разработаны для оценки готовности и способности учащихся использовать постоянно приобретаемые в процессе обучения знания, умения и навыки для решения широкого диапазона практических и жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношениях.

Что оценивают PISA-ориентированные тесты?

PISA-ориентированные тесты оценивают уровень сформированности функциональной грамотности: читательской, математической и естественно-научной.

Важным с точки зрения экспертов PISA является второй уровень (пороговый). Учащиеся, достигшие этого уровня, способны решать несложные проблемы в простых, бытовых ситуациях. Недостижение порогового уровня означает скромную приспособленность к реальной жизни; ученики, находящиеся на ступени ниже 2-го уровня, требуют особого внимания со стороны образовательной организации.

В исследовании PISA учащиеся, достигающие 4-го уровня, демонстрируют способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации.

Учащихся, достигающих более высоких уровней (5-го и 6-го), можно рассматривать как самостоятельно мыслящих и способных успешно функционировать в сложных условиях.

Для каких классов и учебных предметов разработаны PISA-ориентированные тесты?

PISA-ориентированные тесты разработаны для учащихся 5-х–8-х классов по следующим предметам:

5 класс, математика, чтение и понимание (кыргызский, русский узбекский), естествознание

6 класс, математика, чтение и понимание (кыргызский, русский узбекский), география, биология

7 класс, математика, чтение и понимание (кыргызский, русский узбекский), география, биология, физика

8 класс, математика, чтение и понимание (кыргызский, русский узбекский), география, биология, физика, химия

Чем отличаются задания для PISA-ориентированных и стандартизированных тестов?

Задания для PISA-ориентированных тестов в отличие от заданий для СТ направлены на оценку того, как учащиеся могут использовать имеющиеся знания и умения для решения реальной проблемы, имеющей определённую личностную, социальную или иную (например, научную, практическую, пользовательскую) ценность.

Главное в этих заданиях – решить стоящую проблему, причём каким угодно способом, не обязательно связанным с изученным материалом данного предмета и тем более – пройденной темы. Для решения проблемы можно использовать и знания, полученные на других предметах, и бытовые, часто – донаучные знания. Так, например, если речь идёт о поиске площади, то в заданиях СТ, как правило, главным будет демонстрация способности применить формулу расчёта изучавшейся геометрической фигуры. В заданиях же PISA-ориентированного теста главное – это предложить способ/способы оценки площади реального объекта, например, континента (в том числе – воспользоваться контурной картой и наложить палетку), получить необходимые данные и оценить их достоверность.

Иными словами, для заданий PISA-ориентированных тестов характерны проблемность и неопределённость в способах действий.

Задания PISA-ориентированных тестов всегда контекстные. Для заданий СТ также часто используется контекст. Однако, если «очистить» задание СТ от контекста, то из него явно проступит обычное, иногда – возможно, сложное, но учебное задание. Если же «очистить» от контекста задание PISA- ориентированного теста, то задание просто потеряет смысл.

Поскольку задания PISA-ориентированных тестов нацелены на оценку того или иного вида функциональной грамотности, они, как правило, носят комплексный характер, охватывающий различные аспекты как содержательной, так и компетентностной модели данного вид грамотности.

PISA-ориентированные задания часто носят межпредметный характер, в них могут быть задействован учебный материал нескольких тем.

Где можно использовать PISA-ориентированные задания в учебном процессе?

Комплексные PISA-ориентированные задания, в силу их принципиальных особенностей, не всегда удаётся «привязать» к той или иной теме урока. Тем не менее, отдельные задания блока могут быть использованы на уроке и для постановки проблемы, и для проведения исследования и «открытия» нового, и для прояснения смысла изучаемого, и для отработки и закрепления.

Однако чаще PISA-ориентированные задания целесообразно использовать на уроках обобщения, а также для организации проектной деятельности и учебных исследований, для проведения диспутов, дискуссий, ролевых и деловых игр, для разрешения кейсов и моральных дилеммы как в ходе урочной, так и внеурочной работы.

Что означает, что учитель готов к использованию PISA-ориентированных тестов в учебном процессе?

Учитель готов к использованию PISA-ориентированных тестов в учебном процессе, если он

— знаком с особенностями исследования PISA, в том числе – с особенностями моделей читательской, математической и естественно-научной грамотности, а также с особенностями оценивания;

— владеет основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью;

— владеет практиками формирования и оценки функциональной грамотности, в том числе понимает особенности процессов формирования и оценки функциональной грамотности;

— понимает роль учебного задания как средства формирования функциональной грамотности, различает задания для СТ и для PISA-ориентированных тестов;

— умеет отбирать/разрабатывать учебные задания для формирования и оценки функциональной грамотности;

— владеет практиками развивающего обучения: приемами и технологиями;

— организации совместной работы, учебного сотрудничества учащихся;

— организации поисковой, в том числе учебной исследовательской и проектной деятельности;

— формирования оценочной самостоятельности школьников;

— владеет технологией формирующего оценивания, основами критериально-уровневого подхода;

— умеет анализировать и интерпретировать результаты выполнения PISA-ориентированного теста, в том числе:

— выделить группы учащихся с различным уровнем сформированности функциональной грамотности;

— спланировать и организовать индивидуальную и групповую работу с учащимися с разным уровнем функциональной грамотности;

— умеет работать в команде учителей, организуя межпредметное взаимодействие.

Где можно познакомиться с заданиями для PISA- ориентированных тестов?

Все разработанные системы PISA-ориентированных тестов размещены на сайте Национального центра оценки качества образования и информационных технологий (https://ncokoit.kg/) Министерства образования Кыргызской Республики

  1. ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ PISA-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕСТОВ

Что такое PISA-ориентированные тесты?

PISA-ориентированные тесты – это измерительные материалы, предназначенные для оценки вашей способности использовать имеющиеся знания для решения самых разных проблем.

Например, нам всем часто приходится читать самые разные тексты – учебные, художественные, публицистические, научно- популярные, технические инструкции и другие. Иногда даже несколько текстов на одну и ту же тему. Мы это делаем, чтобы найти нужную информацию – фактическую или оценочную. Или чтобы сравнить разные тексты и выявить в них противоречия, оценить их достоверность, чтобы принять правильное решение. Ваша готовность и способность выполнять такого рода действия оценивается с помощью тестов по читательской грамотности.

Тесты по математической и естественно-научной грамотности позволяют оценить вашу способность увидеть, как можно решить стоящую перед вами проблему – бытовую, научную или иную – используя средства предметов естественно-математического цикла. Например, если во время длительной прогулки вы захотели узнать, какой путь вы уже прошли, как это можно сделать? Как математика, физика или, может, география могут помочь вам удовлетворить ваше любопытство?

Ведь знания, полученные в школе, нужны не только для того, чтобы учитель поставил вам отметку. Знания нужны, чтобы их применять – причём желательно во благо себе и другим. Например, делать научные открытия, или предлагать новые эффективные технологии, или улучшать пользовательские свойства привычных вещей и т.д. и т.п.

А как вы умеете пользоваться тем, что успели изучить в школе?

Способны решать лишь несложные проблемы в простых, бытовых ситуациях? А может быть, вы способны использовать имеющиеся знания и умения для получения новой, нужной вам информации? Или вы способны самостоятельно мыслить и успешно действовать в сложных условиях, принимая грамотные и эффективные решения?

Именно на эти вопросы призваны дать ответы PISA-ориентированные тесты.

Для каких классов и учебных предметов разработаны PISA-ориентированные тесты?

PISA-ориентированные тесты разработаны для учащихся 5-х–8-х классов по следующим предметам:

5 класс, математика, чтение и понимание (кыргызский, русский узбекский), естествознание

6 класс, математика, чтение и понимание (кыргызский, русский узбекский), география, биология

7 класс, математика, чтение и понимание (кыргызский, русский узбекский), география, биология, физика

8 класс, математика, чтение и понимание (кыргызский, русский узбекский), география, биология, физика, химия

Зачем вам нужно познакомиться с PISA-ориентированными тестами?

Советуем вам познакомиться с PISA-ориентированными тестами прежде всего потому, что их выполнение – довольно увлекательное занятие, которое позволит вам интересно провести время, задуматься над важной проблемой, подумать о стратегиях своего поведения в той или иной ситуации, узнать что-то новое, а может, даже сделать открытие!

Знакомство с PISA-ориентированными тестами поможет вам узнать что-то новое и о себе, в частности – оценить свой уровень подготовки с точки зрения свободного владения изученным, с позиций готовности и способности к решению различного рода реальных жизненных задач, увидеть свои возможные проблемы и наметить пути самосовершенствования.

Новый взгляд на изучаемой в школе может научить вас докапываться до сути, поможет сделать ваше учение более увлекательным и менее формальным, а значит, и более успешным.

Как лучше использовать своё знакомство с PISA-ориентированными тестами в учебном процессе?

В ходе обучения старайтесь задумываться на смыслом изучаемого, обсуждайте с товарищами и задавайте вопросы себе и учителю:

— Кому в работе может пригодиться то, что мы сегодня проходили? Кто и как использует это знание?

— Где ещё это можно применить? В каких других областях?

— Как это связано с тем, что мы изучали на других предметах?

— На что это похоже, с чем можно сравнить?

— Старайтесь изображать схематически, в виде рисунка смысл нового понятия, записывайте ассоциации и «играйте» в них.

Составляйте опорные конспекты с «открытыми входами», устанавливайте и изображайте на схеме связи с другими предметами, темами и понятиями.

Где можно познакомиться с PISA-ориентированными тестами?

Все разработанные PISA-ориентированные тесты размещены на сайте Департамент развития образования при МОН КР (ранее НЦОКОЙТ) (https://ncokoit.kg/).

Примечание: В ближайшее время название сайта будет изменено. Об этом сообщим дополнительно.

Поделиться

Комментарии