Я И МИР в классах с русским языком обучения в средних школах

  • 18.08.2023
  • 0
Я И МИР в классах с русским языком обучения в средних школах

Целью интегрированного предмета «Я и мир» является формирование у учащихся начальных классов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики научной картины мира, готовности эффективно взаимодействовать в многообразной и изменчивой среде в системе «природа — человек — общество» на доступном для их возраста уровне.

Для достижения поставленной цели в начальной школе необходимо выполнение следующих задач:

Когнитивные:

— организовать усвоение базового понятийного аппарата, необходимого для понимания мира и получения дальнейшего образования в области естественных, гуманитарных и общественных наук;

— обеспечить усвоение элементарных знаний о природе и многообразном обществе Кыргызстана;

— формировать умения и навыки продуктивной обработки природоведческой и социальной информации, в том числе – полученной из различных средств массовой информации;

— создать условия для освоения учащимися базовых методов исследования природы и общества;

— обеспечить формирование начальных представлений о закономерностях природного и социального мира и его устойчивого развития;

— научить различать основные опасности в природе и социуме, в том числе – чрезвычайные ситуации;

— сформировать основы сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.

Ценностные:

— формировать ценностное и осознанное отношение к окружающему природному и социальному миру во всем их разнообразии;

— сформировать основы ценностного и осознанного отношения к своему здоровью и здоровью других людей;

— способствовать формированию у учащихся чувства человеческого достоинства, собственной значимости и значимости других независимо от гендерных, социальных, культурных, языковых и других различий;

— воспитывать учащегося как гражданина Кыргызстана в духе мира, равенства, недискриминации, инклюзии и уважения прав человека, осознания себя частью мирового сообщества;

— обеспечить понимание уникальности природного богатства и человеческого потенциала Кыргызстана, многообразия культур и социальных групп Кыргызстана;

— создать условия для устойчивой мотивации к самопознанию и познанию окружающего мира.

Поведенческие:

— способствовать формированию навыков самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с другими учащимися и педагогами;

— способствовать развитию умения наблюдать и исследовать природные и социальные явления;

— обеспечить владение алгоритмами безопасного поведения в случаях возникновения опасностей, в том числе чрезвычайных ситуаций;

— обеспечить освоение элементарных приемов самопознания, понимание и адекватную оценку своих физических, эмоциональных и социальных возможностей и их границ;

— создать условия для коммуникации и сотрудничества в решении практических задач, развития умений договариваться, позитивного разрешения конфликтов;

— способствовать освоению правил здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

— мотивировать к действиям на основе зеленых навыков в своем природном окружении;

— способствовать использованию полученных знаний и навыков для решения реальных жизненных задач.

Интегрированный предмет обеспечивает младшим школьникам возможность изучения окружающего мира в его многообразии и системности. В процессе изучения предмета создаются условия для социализации и самоидентификации детей с учетом их пола и возраста. В рамках предмета формируются представления детей о реальном и виртуальном мире, о правилах поведения в сети Интернет, навыки личной гигиены, здорового образа жизни, вырабатывается ответственное отношение к своему здоровью и здоровью других людей, умение принимать простые, но ценные для здоровья решения, закладываются основы «зеленых навыков».

Изучая себя и окружающий мир, младшие школьники учатся безопасно взаимодействовать с социальным и природным окружением, предметами и веществами, которые окружают их дома, в школе, на улице; безопасно использовать технические устройства и действовать в условиях чрезвычайных ситуаций, связанных с природными или социальными обстоятельствами.

Стандарт предмета «Я и мир» направлен на новые ориентиры, такие как:

  • интеграция учебного содержания;
  • новые предметные компетенции;
  • новые индикаторы образовательных результатов;
  • усиление роли формативного оценивания с ориентацией на результаты;
  • формирование основ самопознания, финансовой и медиаграмотности;
  • формирование ответственного поведения в природной и социальной окружающей среде;
  • социально-эмоциональное и личностное развитие, духовно-нравственное воспитание учащихся.

Исходя из цели предмета и объектов изучения (человек, природные и общественные явления), сформирован набор предметных компетентностей:

  1. Социально-личностная компетентность – это способность:

— оценивать и сознательно выстраивать на основе моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, людям, обществу, государству, Родине и миру в целом;

— соблюдать правила и способы общения с окружающими людьми;

— осуществлять действия, направленные на реализацию своих прав, обязанностей и свобод и на поддержание прав, обязанностей и свобод других людей независимо от их гендерной, социальной, этнической, языковой и иной принадлежности;

— быть активным членом гражданского общества.

  1. Естественнонаучная компетентность – это способность:

— применять естественнонаучные знания и объяснять явления природной действительности;

— применять методы исследования окружающего мира;

— научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.

  1. Экологическая компетентность – это:

— способность понимать изменения, которые вносит в окружающий мир деятельность человека;

— ответственно действовать в системе «Человек — Общество — Природа»;

— вести экологически безопасный образ жизни, проектируя и осуществляя свою деятельность таким образом, чтобы не навредить окружающей среде.

  1. Компетентность безопасной жизнедеятельности – это способность:

— распознавать основные опасности, их свойства и характеристики, выбирать методы защиты от них;

— демонстрировать безопасное поведение в быту, в природе, в обществе, в виртуальном пространстве;

— соблюдать нормы здорового образа жизни, понимая ценность человеческой жизни.

В предметном стандарте “Я и мир” представлены образовательные результаты, и индикаторы их выполнения на каждый класс, которые являются показателями решения образовательных задач.

Применение разных видов и методов оценивания для сбора данных об уровне понимания и освоения содержания материала позволяет учителю дифференцировать обучение в соответствие с образовательными потребностями обучающихся.

Оценивание успешности достижения результатов в первом классе и втором классах проводится безотметочно с использованием качественных и описательных способов оценивания. Учитель делает основной упор на формативное оценивание, оценивание используется как часть процесса обучения и для адаптации обучения к уровню и потребностям учащегося.

С третьего класса учащимся выставляются отметки, однако на протяжении всего обучения до конца четвертого класса для оценивания используются как отметки, так и качественные и описательные способы оценивания (письменная и устная обратная связь по критериям оценивания, описание уровня достижения результата и др.).

Для измерения уровня достижения результатов по предмету «Я и мир» учитель использует различные виды оценочных работ и контрольно-измерительных материалов.

Контроль за уровнем достижений обучающихся по предмету проводится по результатам устных опросов, письменных заданий, практических заданий, проектных и исследовательских работ.

Специфика предмета такова, что для большой части образовательных результатов используются практические творческие задания по применению знаний и умений для создания продукта, т.е. проектные и исследовательские работы (презентации, дневник наблюдений, выращивание растений, создания генеалогического дерева, проведение экспериментов и др.).

Для оценивания творческих работ и проектной деятельности учитель вместе с детьми разрабатывает критерии оценки, в которых учитываются понимание цели и задач выполнения проекта, исполнение проекта, проявление творчества и инициативы, исполнение продукта, качество защиты проектной работы.

Личностно-ориентированный характер обучения предмету «Я и мир» требует от учителя перехода от общих результатов всех учеников на субъективные результаты одного ученика, которые учителю необходимо контролировать.

Основные требования к методике обучения предмету

Учитель использует методы и формы обучения, основываясь на особенностях предмета, специфики образовательных результатов, возрастных особенностях и потребностей учащихся.

Особенности предмета «Я и мир» и образовательных результатов диктуют следующие требования к методике обучения:

  1. Организация учебной деятельности, обеспечивающей реализацию познавательных потребностей учащихся:

— создание атмосферы поиска и открытия для того, чтобы пробуждать у учащихся познавательный интерес, направлять их на формирование мотивационных установок, ценностных ориентаций в отношении к природе и обществу и ощущение себя как неотъемлемой части окружающего мира;

— применение активных и интерактивных методов обучения, которые изменяют роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, в самостоятельную, критически мыслящую личность, способную оценить свои действия;

— использование приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения (наблюдения, обобщения, элементарные исследования, опыты, проекты и т.д.);

— организация активной деятельности детей в природе, которая должна сочетаться с природоохранной деятельностью;

— активное привлечение учащихся к самообразованию, саморазвитию, самооценке;

— использование краеведческого материала;

— создание ситуаций, которые жизненно важны для ученика и найдут отражение в социальном опыте;

— конструирование новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, создание нестандартных ситуаций, приближенных к реальным;

— чередование разных форм и типов учебных занятий (урок, урок-игра, экскурсия, лабораторная работа, праздники, тематические походы т.п.);

— разнообразные экскурсии на школьный двор и городской\сельский парк с целью ознакомления с природой в городской\сельской среде; экскурсии (с участием родителей) за город с целью знакомства с природой в естественных условиях; посещение библиотек, музеев, театров с целью ознакомления с культурным и историческим наследием; посещение заповедников и ботанических садов, экскурсии на производство. Количество экскурсий учитель планирует самостоятельно в зависимости от природных и культурных особенностей местности (не менее 2 экскурсий в год).

— разнообразие форм учебного пространства для проведения уроков (классный кабинет, лаборатория, парк, лес, улица, спортивная площадка, музей и т.п.);

— применение эффективных средств обучения.

  1. Использование различных форм взаимодействия учащихся с учителем, друг с другом, с окружающими людьми, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся:

— сочетание индивидуальных и групповых форм работы;

— создание ситуаций продуктивного общения, моделирование и анализ жизненных ситуаций на уроках и во внеурочной деятельности;

— применение методов взаимообучения;

— проведение дидактических игр-ситуаций, в которых развивается умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли;

— выстраивание партнерских отношений. Обучающие должны получить права активных организаторов, творцов, участников;

— вовлечение каждого учащегося в урочную и внеурочную деятельность по предмету;

— организация коллективных творческих дел.

  1. Использование возможности внеклассной и внеурочной работы для формирования у учащихся научной картины мира.

— организация различных конкурсов, олимпиад, экологических акций, коллективной творческой деятельности, выставок, проектной и исследовательской деятельности и др.

Роль учителя меняется, он должен осуществлять направляющую функцию.

Важными результатами обучения становятся не сами знания, а способности учащихся начальных классов добывать новые знания, применять полученные знания на практике, оценивать свое знание-незнание, стремиться к саморазвитию.

Важное место в формировании у младших школьников научной картины мира на уроках окружающего мира занимает овладение пониманием и установлением причинно-следственных связей. Необходимо, чтобы младшие школьники не просто заучивали причинно-следственные отношения и зависимости, а понимали их, осознавали внутреннюю связь между объектами и явлениями окружающего мира. Следовательно, надо обучать школьников обнаруживать причину по следствию, предугадывать следствие какого-либо явления, показывать сложность причинных связей в природе.

Исходя из компетентностного характера образовательных результатов и направленности на формирование навыков сотрудничества, критического мышления, коммуникации и самостоятельности, приоритетными педагогическими технологиями и методиками для начального образования по предмету «Я и мир» выступают следующие педагогические технологии:

— Личностно-ориентированная технология обучения

— Игровые технологии

— Технология развивающего обучения

— Технология проблемного обучения

— Дифференцированное обучение

— Технология развития критического мышления

— Технологии исследовательской и проектной деятельности

— Информационно-коммуникационные технологии

Учитывая специфику интегрированного предмета и возраста учащихся, его преподавание рекомендуется осуществлять педагогу начальной школы. Это создаст условия не только для внутрипредметной, но и для межпредметной интеграции с математикой, чтением, обучению языку. Что позволит формировать целостную картину мира у учащихся с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей.

Во время обучения необходимо мотивировать каждого ученика использовать не только школьный учебник, но и другие источники информации и современные информационные средства.

Какие учебные ресурсы использовать на уроках? В данный момент идет активная разработка новых учебно-методических комплектов, учебных пособий по предмету Я и мир, которые в ближайшее время,после проведения экспертиз, начнут внедряться в школы. На переходном этапе учителям и учащимся можно рекомендовать использовать следующие учебные ресурсы:

  1. Учебники и рабочие тетради «Родиноведение» для 1-4 классов. Существующие в школах учебники и рабочие тетради могут быть использованы на уроках, так как их содержание соответствует содержательным линиям «Природа», «Общество» и способствует формированию ключевых и предметных компетенций. Однако, они не содержат материалов по финансовой грамотности, медиаграмотности, вопросы самопознания. Для раскрытия этих тем учителям необходимо использовать дополнительные ресуры.
  2. Электронный образовательный ресурс Ibilim. https://ibilim.edu.gov.kg/ Данный ресурс в разделе “Родиноведение” поможет организовать обучение по содержательным линиям “Природа” и ”Общество”.
  3. Уроки безопасности. Учебно-методическое пособие. https://safe.edu.kg/publications/uroki-bezopasnosti-izd-2-e-dopolnennoe/ Данное пособие содержит разработанные уроки и может быть использовано для формирования экологической компетентности и компетентности безопасной жизнедеятельности.
  4. Финсабат. Обучающие материалы для детей, посвященные финансовой грамотности, комиксы на кыргызском и русском языках – «Акча алиппеси» и «Денежная азбука» https://finsabat.kg/education/education-students

О. Солошенко,
директор эколого-экономического лицея №65 г.Бишкек.
Тел.: (0555) 233 871

 

Поделиться

Комментарии