РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА в классах с кыргызским языком обучения в средних школах

  • 15.08.2023
  • 0
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА в классах с кыргызским языком обучения в средних школах

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА в классах с кыргызским языком обучения в средних школах

Актуальность

Преподавание русской литературы является важной частью образовательного процесса, поскольку она позволяет учащимся познакомиться с богатым наследием русской культуры, развить навыки анализа и критического мышления, а также расширить свой кругозор.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Актуальность разработки данных рекомендаций заключается в проблемах преподавания литературы на современном этапе:

— низкий уровень мотивации учащихся в условиях цифровых развлечений;

— отсутствие практикоориентированных заданий на уроках и слабая актуализация связи классики с жизнью учащихся;

— игнорирование интеграции с другими предметами;

Проблема заключается также и в подготовленности учителей к вызовам современности: отмечается низкий уровень читательской грамотности и информационно-коммуникационных навыков. Между тем в Программе развития образования в Кыргызской Республике на 2021-2040 годы. Приложение 1 (к постановлению Правительства Кыргызской Республики от 4 мая 2021 года №200) отмечается: «… будут возрастать требования к качеству образования для повышения конкурентоспособности системы образования в мировом образовательном пространстве; будет увеличиваться потребность в формировании социально-эмоциональных/гибких навыков на разных уровнях образования; будут включены в содержание образования такие результаты обучения, как глобальная гражданственность, толерантность, межкультурные коммуникации, многоязычное образование». (Программа развития образования в Кыргызской Республике на 2021-2040 годы. Приложение 1 (к постановлению Правительства Кыргызской Республики от 4 мая 2021 года №200).

Поставленные перед системой образования указанные задачи решаются во многом на уроках литературы, как родной, так и русской и мировой. Все ключевые компетентности (информационная, социально-коммуникативная, самопознание и разрешение проблем), обозначенные в Госстандарте, покрываются при внимательном рассмотрении и систематической реализации в процессе обучения на уроках литературы.

Эти проблемы преподавания литературы в школе на современном этапе требуют внимания и поиска новых подходов к мотивации и привлечению учащихся к чтению и изучению литературы.

Эффективные виды деятельности для развития ключевых и предметных компетентностей, функциональной грамотности на уроках русской литературы

Изучение русской литературы в школах с кыргызским языком обучения осуществляется в условиях, когда новые учебники – важная опора в процессе обучения как для учителя, так и для учащихся – еще не выпущены в настоящее время. Однако стандарт требует освоения предмета в соответствии с государственными требованиями. Представляется важным в данном документе обратиться к содержанию предметного стандарта и предложить рекомендации, которые могут послужить учителю-практику для ориентировки отбора тем, произведений из действующих учебников в свете стандарта и необходимости достижения образовательных результатов. Будем исходить из целей обучения, заявленных в предметном стандарте, и образовательных результатов, представленных с индикаторами, подсказывающими учителю те виды деятельности, которые необходимо организовать для достижения стандарта.

Чтение текстов художественной литературы на русском языке – основа изучения литературы, что представляет определенные трудности для учащихся кыргызской школы: обычно даже в одном классе встречается различный уровень подготовки учащихся и владения русским языком, поэтому вопросы задания необходимо ориентировать на оказание помощи школьникам.

Работа со словарными карточками и речевыми образцами. Это первое, что следует сделать учителю на уроке: организовать восприятие и понимание материала через предтекстовую, внутритекстовую и послетекстовую работу. Цель – обогащение словарного запаса учащихся и создание учителем словарной базы для высказываний.

Например, на уроке по теме «Я школяр в этом лучшем из лучших миров» (Омар Хайям) уже во вступительном слове учитель в ходе своего рассказа о поэте проводит словарную работу (школяр, рубаи, рубайят, персидская литература, Древняя Персия) и предлагает учащимся словарные карточки с определением новых для них слов и речевыми образцами и в соответствии с содержательными линиями (художественная форма, герои, художественная речь, авторский мир).

Например:

  1. Основная тема стихотворения – это…

В стихотворении (рубаи) раскрыта тема…

Поэт размышляет о…

  1. О. Хайям мастерски использует…

Образы… помогают раскрыть (увидеть, представить)…

Эпитеты (сравнение, метафора, антитеза) использованы, чтобы…

Настроение автор передает при помощи…

…– в этих словах, по- моему, отражена основная проблема стихотворения…

…– эти слова точно отражают мысль автора…

Автор передает свои чувства…

  1. Форма рубаи – …
  2. Он (автор, поэт) выражает мысль…

…с иронией пишет о…

…воспевает…

…высмеивает…

  1. На меня произвели впечатление…, потому что…

Мне особенно понравились(лось)…

Стихи вызывают чувство…

Позже проводить словарную работу и создание таких карточек можно поручать и самим учащимся, тем более, что в настоящее время доступность информационных источников приближена к учащимся на уровне одного клика.

Ответы на вопросы. Это один из ожидаемых результатов в предметном стандарте по литературе. Эффективная работа с вопросами и ответами является одним из важнейших условий как осмысленного учения, так и самостоятельного ученического действия. И именно эту способность необходимо поддерживать и развивать, иначе в общей массе можно не услышать «голос» ученика. А его можно и нужно услышать в ответах. Задавая вопросы, разрабатывая задания, учителю следует очень хорошо понимать, что он хочет услышать от учащегося, чем будет наполнен «голос» ученика. В таблице 1

ВопросНаправленностьЧто ожидается в ответе
С какой целью автор подробно описывает игру исполнителей? Докажите своё мнение текстом.Анализ

Вопрос направлен на анализ текста и его особенностей. Обычно в таком вопросе заключена часть информации, которая является отправной точкой для анализа.

Из текста известно, что автор представляет подробное описание пения обоих исполнителей. Именно на то, как представлено это описание, следует направить внимание

В ответе требуется объяснение намерений автора. В ответе должны быть

краткий пересказ того, что в описании сказано о каждом персонаже; (автор описывает жесты, выражение лица…, автор обращает внимание на …, автор перечисляет…)

как персонажи представлены в отрывке: перечислить, назвать своими словами особенности поведения каждого персонажа, дат оценку (… – талантливый, творческий, погрузился в исполнение и т.п. А … … погрузился в воспоминания, задумался о…);

привести примеры: выделить слова и выражения, которые подтверждают ваши размышления;

на основе отмеченных моментов сформулировать вывод

(автор по-разному относится…, автор подчеркивает …, автору нравится …)

Задание на создание комментариев к произведению. Комментирование реалий, особенностей быта, истории, ключевых слов текста, теоретико-литературных понятий – необходимый этап уроков по русской литературе даже в школе с русским языком обучения. Слишком далеко отстоит от современного читателя-школьника содержание и культурно-историческая наполненность произведений классической литературы. Обычно такой комментарий включает учитель в урок или он дан уже в учебнике. Функция этнокультуроведческого комментария на уроках литературы заключается в том, чтобы помочь учащимся лучше понять и глубже анализировать произведения литературы с точки зрения этнической и культурной специфики, которая присутствует в тексте. Такой комментарий помогает учащимся расширить свои знания о различных этнических группах, их обычаях, традициях, социокультурном контексте и истории. Мастерски сделаны и в настоящее время актуальны для методики преподавания литературы этнокультуроведческие комментарии в учебниках Л.А. Шеймана.

Самостоятельная работа учащихся в этом направлении приобщает их к исследовательскому поиску, позволяет расширить познавательный аспект урока литературы, формирует не только информационную компетентность учащихся: отбор источников, работа с разного типа словарями (в том числе и этнокультуроведческими), создание текста комментария, представление в классе в устной речи созданного на основе найденных материалов текста, вполне возможно сопровождаемого иллюстративным материалом – все это ведет к формированию целого комплекса компетенций.

Выразительное чтение. Выразительное чтение наизусть издавна считается способом развития речи и приобщения к искусству слова. Однако использование этого метода в современной школе завершается в лучшем случае на начальном этапе. В то же время роль выразительного чтения на уроках литературы состоит в том, чтобы помочь учащимся научиться правильно и эмоционально передавать содержание произведений литературы при чтении вслух. В нем проявление читательской активности. Оно позволяет передать эмоции, настроение, характеры персонажей и особенности сюжета произведения. Учащиеся, умеющие читать выразительно, чаще обращают внимание на детали в тексте, понимают глубинный смысл произведения и могут передать его другим.

Роль выразительного чтения на уроках литературы в школе состоит в том, чтобы помочь ученикам научиться правильно и эмоционально передавать содержание произведений литературы при чтении вслух. Можно давать такие задания по чтению наизусть стихотворных произведений, отрывков из прозы, а можно в классе попросить сначала назвать, а затем прочитать с указанной интонацией диалог героев, монолог или слова автора.

Так при чтении сказки или рассказа можно предложить учащимся прочитать выделенные слова того или иного персонажа выразительно, с нужной интонацией, а одноклассники пусть решат, кому из чтецов удалось передать эту интонацию лучше. Обсуждение выразительного чтения позволяет вернуться к тексту, найти «слова-сигналы» для передачи эмоций. Таким образом, все учащиеся будут включены в деятельность на уроке и активизируют говорение, что важно в условиях освоения русской речи.

Инсценирование. Этот прием изучения литературного произведения активизирует не только навыки чтения, активно включается в этом случае интерпретация произведения, демонстрация учащимися понимания замысла автора, идеи. Этот прием можно использовать по разному: 1) инсценировка экспромтом, «здесь и сейчас», в процессе беседы по произведению, вот этого диалога, этой ситуации. Вопросы для подготовки инсценирования: как произносят реплики герои, какие эмоции они вкладывают в них, с какой интонацией это следует прочитать? Можно задать и сами намерения персонажей: убедить оппонента, пристыдить, обидеться и т.п. Обычно выбираются 2- 3 мини-команды для инсценирования, 7-10 минут дается на подготовку, а затем мини-команды представляют свой вариант. Зрители обсуждают удачные моменты.

Например, при чтении монгольской сказки «Заяц простак и Лис обманщик» учащимся предлагается подготовить диалог Зайца и Лиса. По сюжету сказки Лис убеждает Зайца, что козочка, которую Заяц получил за работу у своего хозяина, это волк, и Лис убеждает Зайца отдать ему эту козочку. Самого диалога в тексте нет. По сюжету нам известно, что Заяц отдал козочку Лису. Командам нужно диалог сочинить таким образом, чтобы было понятно, почему Заяц согласился отдать свое вознаграждение. Задача для исполнителей: Лис убеждает, а Заяц сопротивляется.

2) Обращение к инсценированию после чтения, изучения и анализа произведения, постановка спектакля по отрывку или по всему произведению с элементами декораций и атрибутами костюмов. В этом случае можно подключить весь процесс постановки и информирования зрителей о спектакле: проведение репетиций, создание объявления, афиши, рекламного текста – и тогда само инсценирование превращается в межпредметный проект с распределением ответственности среди учащихся. Конечно, это большая работа, которая требует от учителя организаторских способностей и времени. Но оно того стоит. Такие мероприятия остаются в памяти учащихся на всю жизнь. Приобщение к творчеству и работа в команде предоставляют ребятам неоценимый опыт и массу впечатлений. Особый смысл приобретают такие мероприятия в условиях сельской школы.

Проекты и презентации. Например, проект по созданию блога героя. Разработка блога происходит по тем правилам, которые диктует блог: самопрезентаци, хобби, любимые произведения (музыка, литература, живопись, разумеется, в соответствии с образом, созданным автором), кто в друзьях (литературные персонажи). Команда презентует блог и дает обоснование всем материалам, которые собраны в этом блоге.

Слайд-шоу, коллажи, инфографика, комиксы, видеоролики позволяют задействовать современные ИКТ-средства обучения (см. сайт Biliм Bulagy. Раздел «Мировая литература»).

Поощряйте учащихся к активному участию в изучении литературы на уроках, задавая им вопросы, проводя дискуссии и организуя групповые проекты, стимулируя к использованию ИКТ технологий. Это поможет им лучше понять и запомнить материал, а также развить навыки коммуникации и сотрудничества.

В соответствии с особенностями предмета следует использовать речевые образцы, алгоритмы, инструкции, критерии оценки, планы выполнения работы для осуществления самооценки выполненных заданий.

Выпускники XXI века живут иными реалиями, иначе воспринимают окружающий мир, культуру, поэтому, работая в современной школе, нельзя не учитывать сложившейся ситуации. Не сетовать на то, что ученики не читают, а вовлекать их в процесс обучения с помощью современных подходов, гаджетов, мотивировать, показывать, как лучше достичь результатов, стать успешными в жизни.

Основные нормативные документы

  1. Государственный образовательный стандарт школьного общего образования Кыргызской Республики, утвержденный постановлением Кабинета министров Кыргызской Рес-публики от 22.07.2022 г. №393.

2.Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

Рекомендуемые учебные и методические ресурсы

Обучение русскому языку и литературе в 2023-2024 году осуществляется по утвержденным программам, учебникам и учебно-методическим комплексам в соответствии со списком, рекомендованным Министерством образования и науки Кыргызской Республики.

Сайт Bilim Bulagy //https://bb.edu.gov.kg

Рекомендуемые темы для обсуждения

Оценка образовательных результатов по литературе

Реализация гендерного подхода на уроках литературы

Роль современных средств обучения в формировании компетентностей учащихся на уроках литературы

Приемы мотивации учащихся к изучению русской литературы

Современные подходы к разработке заданий с использованием ИКТ и интернет-ресурсов

А. Ниязова,
к.п.н., вице-президент Кыргызской академии образования
И. Низовская,
проф. направления «Педагогика» Международного университета в Центральной Азии, разработчик предметного стандарта «Русская и мировая литература»
для классов с кыргызским языком обучения в средних школах Кыргызской Республики.
Тел.: (0553) 819 451

Поделиться

Комментарии