РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЯ
- 17.07.2023
- 0

Керимканова Упол Абдырашитовна, ст.преп. КГУ им.И.Арабаева.
Бондарец Алена Анатольевна, учитель начальных классов СОШ с.Дмитриевка Чуйской области.
Математика, 4-класс.
Образовательный результат согласно предметному стандарту (2.4.9.): составляет числовое и буквенное выражение ситуаций, заданное в тексте или в изображениях.
Тип урока: Комбинированный.
Цели урока: Учащийся к концу урока сможет:
образовательная: моделировать ситуации и решать задачи из реальной жизни (в том числе заданные графически), с использованием буквенных выражений (согласно ПС, 4.3.);
развивающая: выделить связи между величинами в задачах, объяснить и обосновать ход рассуждений, сделать выводы;
воспитательная: работать самостоятельно и в команде, объективно провести самооценку и оценить другие работы.
Методы и стратегии: частично-поисковый; стратегии “Объяснение и обоснование”, “Множество моделей”.
Необходимые материалы: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, карточки, стикеры, цветные карандаши.
Ход урока.
- Открытие и введение в урок.
- Введение (7 мин).
Учитель проводит организационный момент урока, а затем актуализирует тему:
-Мы до этого решали разные задачи, в том числе задачи на нахождение третьего слагаемого разными способами, объясняли и обосновывали выбор действий. Давайте вспомним их, решив следующую задачу:
В трёх вагонах 150 т угля. В первом 60 т, во втором на 20 т меньше. Сколько т угля в третьем вагоне? Ответы учащихся:
–Находим сколько во втором и сколько всего в первом и во втором вместе, а затем вычтем из общего количества. 150 – (60+40) = 50 (т) в третьем вагоне.
— Обозначаем неизвестное значение через х, вычислив сколько в первом и во втором, составляем простое уравнение на сложение.
100 + х =150, х = 150 – 100, х = 50 (т) – в третьем вагоне.
– В условии задачи даны три вагона с углями. Известно сколько всего т в трёх вагонах, сколько т угля в первом, и во втором на 20 меньше, чем в первом. Неизвестно сколько угля в третьем вагоне. Составим схему.
Теперь можно составить уравнение:
60 + 40 + х = 120 или 100 + х = 150; х=150 -100; х=50 (т).
Учитель подводит итоги повторения, отмечает, что на этом уроке будут решать схожие задачи и озвучивает ожидаемые результаты урока, которые записаны на доске.
На этом уроке мы:
— познакомимся с задачами на нахождение каждого слагаемого в сумме;
— будем решать эти задачи разными способами, в том числе с помощью уравнения;
— составим буквенные выражения и уравнения по условиям задач, связанных с жизненными ситуациями, и объясним шаги решения.
- II. Формирование понимания у учащихся.
Представление и решение задачи (5 мин).
Учитель предлагает в парах решить задачу на странице 67 учебника, №315, сначала следует прочитать условие и ответить на вопросы:
Учащиеся читают условие задачи в паре с рядом сидящими.
В трёх составах 120 товарных вагонов. В первом и втором составах вместе 77 вагонов, во втором и третьем – 70 вагонов. Сколько вагонов в каждом составе?
- Что означают числа 120, 77 и 70 в этой задаче?
- 120 – общее число товарных вагонов в трех составах; 77 – вагоны в первом и втором составах; 70 – вагоны второго и третьего составов.
- Что требуется в задаче?
- Найти количество вагонов в каждом составе.
- Решите задачу. При решении можете нарисовать рисунок, начертить схему или записать краткую запись. А также можете число вагонов обозначить символами и составить уравнение (например римскими цифрами I, II, III). На решение задачи отводится 5 минут.
Учитель наблюдает за работой учащихся и поддерживает в случае необходимости.
- Обсуждение решения задачи (6 мин).
Учитель проводит обсуждение задачи, задает наводящие вопросы.
- Какой ответ вы получили?
Ответы учащихся: 43, 50, 27
— У кого такой ответ, поднимите руки.
Учащихся у кого такие ответы поднимают руки.
— У кого другой ответ.
Поднимают руки те учащихся, у кого другие ответы. Учитель записывает их.
— Можете объяснить, как вы решили задачу?
Ответы учащихся:
– В условии сказано, что в трех составах 120, в первом и втором составах вместе 77 вагонов. Третий вагон обозначу через х. 77 + х = 120; х= 120 – 77 = 43 (вагонов) – в третьем составе.
В условии сказано, что во втором и третьем – 70 вагонов, третий нашли, второй – неизвестный. Обозначу через у, у + 43 = 70; у = 70 — 43; у = 27 (вагонов) – во втором составе. 120 – 27 — 43 = 50 (вагонов) -в первом составе.
– Может ли кто-нибудь поделиться другим способом решения этой задачи?
Ответы учащихся:
–Начертили схему задачи:
1) 120-77=43 (вагонов) — в третьем составе;
2) 120-70=50 (вагонов) — в первом составе;
3) 77-50=27 (вагонов) — во втором составе.
— Составили выражения к задаче. 1 и 2 — шаги решения такие же, а в 3 – действии выражение составлено по-другому:
120 – (43+50)=27 (вагонов) — во втором составе.
Проверка: 43+50+27=120 (в)
Ответ: 50, 27, 43 вагонов.
Учитель подводит итоги решения учащихся: Эту задачу можно решить разными способами. Вы использовали чертёж, составили уравнение, решили по действиям, составив выражение, а главное вы смогли объяснить свои решения. Рассуждение является хорошим помощником в процессе решении задач.
- Противоположное предположение (3 мин).
Учитель проводит обсуждение другого ответа, предложенного учащимися
Был получен такой ответ: в каждом составе по 49 вагонов.
- Вы согласны с этим ответом?
- Почему не согласны?
- Как был получен такой ответ?
Ответы учащихся:
— Нет не согласны с таким ответом, так как сумма чисел 49, 49, 49 будет 147, а в условии сумма вагонов трёх составов равна 120.
— Он сложил 77 и 70, потом разделил поровну на 3.
– Что вы можете посоветовать?
– Сначала следует найти количество вагонов 3-состава, а затем 2- и 1-составов.
- Моделирование и обобщение (5 мин).
Учитель моделирует шаги решения такого вида задач.
В трёх автобусах едут 140 пассажиров. В первом и втором автобусе вместе 90 пассажиров, во втором и третьем – 97 пассажиров. Сколько пассажиров в каждом автобусе?
– Составим равенства по условию задачи.
I + II + III = 140
I + II = 90
II + III = 97. Мы можем, используя первое и второе равенства получить одно простое уравнение и найти третье неизвестное.
90 + III = 140
III = 140 – 90
III = 50 (пас.) – в третьем автобусе.
Мы нашли сколько пассажиров в третьем автобусе, их 50.
Теперь, используя первое и третье равенства так же, находим первое неизвестное.
I + 97 = 140
I = 140 – 97
I = 43 (пас.) – в первом автобусе.
Мы нашли сколько пассажиров первом автобусе, их 43. Чтобы найти сколько пассажиров во втором автобусе, подставим найденные данные в первое равенство.
43 + II + 50 = 140
II + 93 = 140
II = 140 – 93
II = 47 (пас.) – во втором автобусе.
Проверим решение задачи.
43+ 47 + 50 =140; 43+ 47=90; 47 + 50 =97.
Ответ: 43, 47, 50 пассажиров.
- Практическая работа (14 мин).
Учитель просит учащихся решить похожие задачи из учебника.
Задача 1 (№ 307, стр. 66). В трёх школах 1945 учеников. В первой и второй вместе 1225 учеников, а во второй и третьей 1300 учеников. Сколько учеников в каждой школе? (Математика 4 класс. Моро М.И.).
Задача 2 (из дополнительных источников). В трёх школах 2400 учащихся. В первой и во второй равное количество учащихся и вместе их 1500. Сколько учащихся в каждой школе?
Пока учащиеся работают над решением задач, учитель ходит по классу, наблюдает прогресс и оказывайте поддержку по мере необходимости. Задаёт вопросы:
- Как вы решили задачу?
- Можете ли вы объяснить своё решение?
Решения учащихся:
Задача 1. I+II+III=1945 I+II=1225 II+III=1300
Задача 2.
I+II+III=2400 1500+III=2400 I=II
| 1) 1225+III=1945 III=1945-1225 III=720 (уч.) – в третьей школе 2) II+720=1300 II=1300-720 II=580 (уч.) – во второй школе 3) I+580+720=1945 I+1300=1945 I=1945-1300 Ш=645 (уч.) – в первой школе. Ответ: 645, 580, 720 учеников.
1) 1500 + III = 2400; III = 2400 – 1500 III = 900 (уч.) – в третьей 2) 1500 : 2 = 750 (уч.) – по столько в первой и во второй. Ответ: 750, 750, 900 учащихся. |
III. Оценивание результатов обучения.
- Быстрая проверка/ Неформальное формирующее оценивание (2 мин).
Учитель заранее готовит на доске текст и схему задачи и просит самостоятельно решить ее.
Было 3 ящика с яблоками. В третьем 125 кг яблок. Сколько яблок в первом и втором ящиках вместе?
– Составьте уравнение и запишите на стикере, который находится у вас на партах и покажите мне.
Учитель осматривает класс и отмечает для себя кто испытывает трудность.
Учащиеся записывают уравнение на стикерах и поднимают их:
I + II + 125 = 345 или х + 125 = 345.
- Повторение пройденного на уроке и связь его с целью урока (2 мин).
Учитель: – Что нового узнали? Что было интересным? Чему научились?
Ответы учащихся: Задачи, где дается 3 состава вагонов (три школы) и суммы первого и второго, второго и третьего и их вместе; Новый способ решения задачи, где составляется три уравнения и есть три неизвестных; Мы научились решать эти задачи с помощью составления уравнения.
Учитель подводит итоги урока: – Сегодня на уроке мы с вами решали задачи. Одним из удобных способов решения таких задач является составление уравнений. Помните, что задачи такого вида можно решать другими способами, но ответ при правильном решении получится один и тот же. Важно, при этом, чтобы вы смогли объяснить и обосновать свое решение.
- Домашнее задание.
Учитель даёт домашнее задание из учебника.
Уровень сложности домашнего задания не превышает уровень сложности задач, рассмотренных в практической части и соответствует целям, поставленным на урок.
№306, стр 66.
Комментарии