ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО в классах с русским языком обучения в средних школах

  • 18.08.2023
  • 0
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО в классах с русским языком обучения в средних школах

 

Актуальность

Стремительное развитие информационных и компьютерных технологий их глобальный характер приводит к отдалению школьников от художественной грамотности в общеобразовательных школах. В таких условиях изобразительно-художественное творчество становится основным средством обогащения духовно-нравственного мира учащихся. В новом учебном году на уроках Изобразительно-художественного творчества учителям-предметникам необходимо формировать и развивать способность у учащихся воспринимать, понимать, чувствовать и создавать художественную красоту. Президентом Кыргызской Республики Садыром Жапаровым 21 мая 2022 года подписан Указ «О национальной традиции». Данный указ является продолжением Указа Президента Кыргызской Республики от 29 января 2021 года №1 «О духовно-нравственном развитии личности и физическом воспитании». В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный предмет изобразительно-художественное творчество служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знания, умения и навыки находят широкое применение. как на других уроках, так и в дальнейшей трудовой деятельности. Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты необходимы во многих профессиях.

В связи с этим на 2023-2024 учебный год рекомендуем, чтобы уроки Изобразительно-художественного творчества проводили учителя-предметники, а также внутри школы создать кружки, связанные с предметом, организовывать внутришкольные и межшкольные, областные и республиканские школьные художественные выставки, мероприятия для развития художественных способностей детей. Это позволит:

— через теоретические знания об отечественном и зарубежном искусстве, формировать художественную культуру у учащихся;

— внедрить во всех школах разные виды уроков (рисование с натуры, сюжетное рисование, декоративное рисование, автопортреты, рассказы о художественных произведениях и т.д.);

— обучать на высоком уровне, как теоретически, так и практически по основным видам искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура);

— включить в календарно-тематический план темы по основным жанрам изобразительного искусства (натюрморту, пейзажу, портрету, историческому, анималистическому, плакатному и т.д.)

— использовать на уроке: инновационные методы обучения, новые техники выполнения изобразительной деятельности, литературу об искусстве, интернет-источники, методические специальные приложения и т.д.

Задачей учителя является разработка теоретической модели, педагогических условий и практических рекомендаций по повышению влияния воспитания на развитие художественного творчества школьников.

 

Нормативные документы

На основании Закона «Об образовании» Кыргызской Республики, а также государственного образовательного стандарта школьного общего образования Кыргызской Республики и других нормативно-правовых актов, предмет Изобразительно-художественное творчество в 2023-2024 учебном году будет проводиться в соответствии с Базисным учебном планом.

Предметные стандарты, предметные учебные программы и электронные учебники доступны на веб-сайтах Министерства образования и науки Кыргызской Республики (www.edu.gov.kg) и Кыргызской академии образования (www.kao.кg).

Ориентируйтесь на часовую нагрузку по предмету Изобразительно-художественное творчество в соответствии с Базисным учебным планом (БУП).

Особенности преподавания

Важно ознакомить учащихся с подготовленным теоретическим материалом и объяснить поэтапно как выполнять практические задания учитывая их возрастные особенности, для развития художественного творчества и художественно-эстетического воспитания. Поэтому в связи с этим в учебном процессе обучения предмету Изобразительно-художественное творчество мы рекомендуем:

а) в процессе преподавания уроков изобразительно-художественного творчества основными видами деятельности являются графические, живописные, декоративно-скульптурные приемы, которые помогают при проведении урока;

б) использование учителем в процессе урока жанров изобразительного искусства, электронно-технических средств в соответствии с требованиями времени;

в) поскольку STEM и STEAM образование является требованием времени, необходимо развивать творческое мышление учащихся, чтобы они могли сознательно выбирать свое любимое занятие;

г) организация творческих выставок учащихся в учебных классах школы, выполнение пленэрных работ под открытым небом во время уроков и во внеурочное время.

При проведении таких занятий у учащихся формируются творческие способности, а также повысится их интерес к художественному творчеству.

Поэтому в результате правильного проведения уроков об основных видах и жанрах изобразительного искусства происходит воздействие художественных произведений мирового и народного творчества на сознание учащихся, проявляются творческие способности при выполнении практической деятельности в новых техниках. Учащиеся знакомятся с мировыми и отечественными художниками, что воспитывает уважение к творчеству художников, и вдохновляются их произведениями, которые порождают интерес к художественной деятельности.

Одной из задач, является внедрение в практику преподавания новых моделей систем оценивания планирования результатов. Важной функцией образовательных достижений, является вовлечение учащихся в самостоятельную оценочную и самооценочную деятельность.

Алгоритм самооценки:

  1. Что нужно было сделать в задании? Какова цель, что нужно было достичь в результате?
  2. Получили результат?
  3. Задача была выполнена полностью или была допущена ошибка? (Определение ошибки.)
  4. Полностью самостоятельно или с помощью?
  5. Какой навык развился в исполнении?
  6. Определите уровень задания: а) если для решения задачи необходимы «старые», уже усвоенные знания – уровень, обязательный для изучения; если при выполнении задания требуются новые знания по теме — высокий уровень; если такое задание еще не выполнено, для его выполнения необходимы новые знания – максимальный уровень.
  7. Определите, на каком уровне была выполнена задача?
  8. Основываясь на выполнении задачи, оцените себя.

Поэтому алгоритму ученик учится оценивать себя в классе. Учитель имеет право скорректировать оценку.

Использование алгоритма самооценки повышает производительность учащегося в выполненных задачах.

Рекомендации для оценки творческой работы учащихся

Целесообразными основами являются следующие показатели:

1) развитие художественно-творческих способностей (личных достижений) учащихся, понимаемых ими как положительный и значимый результат;

2) определение уровня нестандартности выполнения задания, оригинальности идеи, практической реализации, знания художественности, мастерства;

3) инициативные творческие проявления учащегося: оригинальность его вопросов, ответов, мнений, самостоятельный поиск дополнительного материала и т.д.

Благодаря различным формам оценки успеваемости учащиеся приобретают ряд контрольно-оценочных качеств. Учитель и родители могут отслеживать реальные достижения каждого ученика.

При реализации программных материалов по предмету Изобразительно-художественное творчество рекомендуем использовать учебник для учащихся 2-6 классов, а также методические пособия, разработанные для 1-6 классов, с учетом имеющихся у вас возможностей. Успеваемость и ожидаемые результаты учащихся с 1 по 7 класс широко представлены в предметном стандарте образования, эффективно используются для достижения успеха на каждом уроке.

На августовском совещании предлагается обсудить следующие вопросы:

  1. Обсуждение на тему «Методы обучения и способы формирования компетентности учителя по предмету Изобразительно-художественного творчества».
  2. Работа с молодыми педагогами, распространение передового педагогического опыта.
  3. Пути развития цифровой грамотности в обучении учащихся предмету Изобразительно-художественное творчество.
  4. Создание тестов для определения мыслительных способностей, логики, знаний учащихся на основе вопросов предыдущего исследования PISA по предмету Изобразительно-художественное творчество;
  5. С целью организации повышения на высоком уровне художественных знаний у учащихся обсудить вопрос о принятии решения об обеспечении родителями художественными материалами на уроке.
  6. Обсуждение вопроса о повышении профессиональных знаний педагогов республики и работы с проектами.
  7. Развитие творческое мышление учащихся по STEM и STEAM технологиям.

Д. Акматов,
старший научный сотрудник лаборатории
технология, искусство и культура здоровья КАО;
Ж. Мамбеталиев,
преподаватель НГУ им.С.Нааматова;
А. Оторбекова,
старший преподаватель КНУ им. Ж.Баласагына

Поделиться

Комментарии