ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИЙ в классах с русским языком обучения в средних школах
- 18.08.2023
- 0
Актуальность
Общие вопросы
8 июня 2022 года Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров подписал Указ «О введении в общеобразовательных организациях Кыргызской Республики предмета «История развития религий».
В Указе отмечено, что «изучение истории развития религии в общеобразовательных организациях республики должно включать следующие моменты:
— преподавание должно основываться на современных научно-методологических подходах;
— предоставление знаний о мировых и традиционных для нашей страны религиях должно помочь ученикам в понимании мира, его культуры и духовной стороны жизни человека;
— знание основ традиционных религий играет важную роль в формировании, поддержке и сохранении национальной идентичности, профилактике идеологии экстремизма и нетерпимости».
В Указе Президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова «О введении в общеобразовательных организациях Кыргызской Республики предмета «История развития религий»: «Законодательство Кыргызской Республики по вопросам религии и образования в целом соответствует мировым стандартам в данной сфере, в первую очередь оно реализует целый ряд международных правовых конвенций, участником которых является Кыргызстан. Среди основополагающих документов в этой сфере можно назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 года, а также, Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений принятую Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 года».
Одним из прав, гарантированных в декларации, является право на свободу вероисповедания. Статья 18: «Каждый имеет право на свободу мысли, убеждений и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения, единолично или совместно с другими, публично или в частном порядке, в обучении, богослужении и обрядах». Родители имеют право «обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими убеждениями». Это родительское право определено в других международных документах по правам человека, включая «Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений», где ребенок имеет «право на образование в области религии или убеждений». по желанию его родителей».
Вопрос о возможности преподавания религии в государственных школах стал даже предметом внимания ООН. Комитет по правам человека ООН в комментарии (1993) №22 (48) к статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) установил, что обучение в государственных школах, касающееся общей истории религий и этики, разрешено, если это делается нейтрально и объективно. Но государственное образование, которое связано с обучением конкретной религии или вере, должно допускать исключения или альтернативы для родителей или попечителей.
В 1 статье Конституции Кыргызской Республики провозглашается, Кыргызская Республика (Кыргызстан) — независимое, суверенное, демократическое, унитарное, правовое, светское и социальное государство.
В 9 статье Конституции Кыргызской Республики указано, что:
«1. В Кыргызской Республике никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.
- Религия и все религиозные культы отделены от государства.
- Запрещается вмешательство религиозных объединений, священнослужителей и служителей культов в деятельность органов государственной власти».
В Законе Кыргызской Республики «Об образовании», где статья 4 составными основополагающих принципов признаны «независимость образования от политических и религиозных институтов» и «светский характер обучения в образовательных организациях».
В 5 статье «Государство и религия» новой редакции Закона «О свободе вероисповедания и религиозных организациях Кыргызской Республики» указано, что: «1. Политика государства в сфере свободы вероисповедания строится на принципах:
— Кыргызская Республика — светское государство, где не допускается вмешательство религиозных организаций и служителей религиозных культов в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления;
— никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
— вероучение религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательного для граждан;
— все религии и религиозные организации равны перед законом;
— взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных, государственных и национальных традиций.
В Указе Президент Кыргызской Республики Садыра Жапарова «О введении в общеобразовательных организациях Кыргызской Республики предмета «История развития религий»: «Конституция Кыргызской Республики гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, запрещает установление какой-либо религии в качестве государственной или обязательной, обеспечивает отделение религии и всех культов от государства, вводит запрет на вмешательство религиозных объединений и служителей культов в деятельность государственных органов».
Указ №1 Президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова от 29 января 2021 года «О духовно-нравственном развитии и физическом воспитании личности», Указ Президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова от 21 мая 2022 года «О национальной традиции», Концепция государственной политики страны в религиозной сфере на 2021–2026 годы, Программа развития образования в Кыргызской Республике на 2021–2040 годы и положения других законодательных и нормативных документов являются основой для организации преподавание предмета «История развития религий».
Основной целью предмета «История развития религий» является не воспитание веры в одну религию, а приобщение учащихся к различным религиозным традициям, раскрытие роли религий в историческом, культурном и социальном развитии стран, и развивать религиозную терпимость у молодежи. Беспристрастное, объективное и сбалансированное обучение о религии.
Нормативные документы для управления
– Конституция Кыргызской Республики (2021 г.);
– Закон Кыргызской Республики «Об образовании» (2023 г.);
– Закон Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике» от 31 декабря 2008 года №282;
– Закон Кыргызской Республики «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин» от 4 августа 2008 года №184;
– Указ Президента Кыргызской Республики «О духовно-нравственном развитии и физическом воспитании» (2021 г.);
– Указ Президента Кыргызской Республики “О введении в общеобразовательных организациях Кыргызской Республики предмета “История развития религий” (2022 г.);
– Указ Президента Кыргызской Республики «О национальной традиции» (2022 г.);
– Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы;
– Программа развития образования в Кыргызской Республике на 2021–2040 годы;
– Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2021–2026 годы;
– Государственный образовательный стандарт школьного общего образования Кыргызской Республики (проект);
– Базисный учебный план для общеобразовательных школ Кыргызской Республики (проект).
– Предметный стандарт по предмету «История развития религий» для 7-8-9 классов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики;
– Учебные программы по предмету «История развития религий» для 7-8-9 классов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики,
Особенности преподавания предмета
С учетом изменений в системе образования и социально-экономического развития республики введен предмет «История развития религий» в учебные планы общеобразовательных школ в 7-9 классах, с 2023-2024 учебного года, будут преподавать в школах Кыргызстана.
В 2023-2024 учебном году предмет «История развития религий» будет проводиться в рамках учебного времени, установленного Базисным учебным планом. Предмет «История развития религий» преподается в 7-9-х классах в соответствии с предметными стандартами и учебными планами по 1 часу в неделю.
В религиоведческом образовании в школе на первый план выходит задача воспитания и общего развития личности. Школа помогает учащимся овладеть основами знаний о природе и обществе, расширить интеллектуальный кругозор, развить мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру. В школе блок религиоведения обязательно взаимосвязан со светскими предметами. В современном мире религиозные общины взаимодействуют с государственной или общественной системой образования. В этой ситуации религиозные педагоги должны уметь различать проповедническую или миссионерскую деятельность, образование в религиозных организациях и образование в школах.
Обращение внимания на критерий светскости или секуляризм является результатом признания свободы вероисповедания личности ценностным направлением педагогической деятельности. В педагогическом процессе посягательство на свободу убеждений ребенка, непристойное вмешательство в его внутреннюю жизнь, приводящее к тяжелейшим травмам и последствиям, включает злоупотребление педагогического авторитета.
Неконфессиональное (светское) религиоведческое образование или преподавание предмета «История развития религий» является единым для всех образованием. Это исходит из признания свободы выбора учащихся и неприкосновенности их религиозных убеждений. Этот индивидуальный акт религиозной веры не является условием, элементом или целью образовательного процесса. Право ученика присоединиться или не присоединиться к той или иной религиозной традиции – это только начало взаимодействия между учителем и
учеником.
Поскольку родители обязаны уважать право детей на свободу веры, родители не могут принимать решения, основанные исключительно на их религиозных или философских убеждениях, принимая во внимание способности ребенка к развитию, и их влияние на ребенка должно уменьшаться по мере роста способностей ребенка. Конвенция о правах ребенка не определяет, что подразумевается под термином «дееспособность ребенка». Сегодня в большинстве правовых и социальных контекстов такие способности, кажется, понимаются как формирование «разума» ребенка. Поэтому с того момента, как ребенок становится разумным существом, или, другими словами, способен принимать самостоятельное решение при выборе религии, родители теряют право направлять его на правильный путь.
К сожалению, в Конвенции «О правах ребенка» нет ограничения по возрасту для прекращения этого родительского права. Согласно статье 1 Конвенции ребенок определяется как обладатель определенных прав как «любое лицо, которое в соответствии с законодательством, применимым к ребенку, является несовершеннолетним или моложе 18 лет». Таким образом, предельным возрастом для обладания вышеуказанными родительскими правами является возраст совершеннолетия или 18 лет. В ряде европейских стран точно так же определялся возраст религиозной зрелости до принятия Конвенции, и следует отметить, что право принятия решения о посещении религиозных занятий переходит от родителей к ребенку.
Недостаточное знание своей и чужой религиозной культуры приводит к одностороннему суждению о религии, стереотипному мышлению, а иногда и к агрессивности и неадекватному отношению в интерпретации и оценке религиозных практик верующих. Безусловно, качество образования зависит от качества преподавания этого предмета. Важно, чтобы учитель не только передавал знания, но и доносил информацию о богатой истории и культурном наследии каждой традиционной религии и доносил мысль о том, что они заслуживают
уважения.
Основные методы, принципы и содержание преподавания предмета «История развития религий» в первую очередь определяются законами в сфере религиозно-государственных отношений и системы школьного образования, культурно-историческими факторами, а также политическим
контекстом.
Понятия «религиозное образование» и «религиозная педагогика» применяются к различным явлениям в современном мире. Поэтому вернемся к сфере педагогической деятельности. В Кыргызстане в религиозном образовании преобладает узкое понятие, сближающее его с профессиональной подготовкой священников и проповеднической или миссионерской деятельностью.
Таким образом, даже в такой чувствительной сфере, как светское образование, большинство стран мира считают важным преподавание о религии. В этих целях на высоком уровне отработаны механизмы взаимоотношений религиозных организаций с государственными образовательными организциями.
Дополнительные учебно-методические комплексы
Форма обучения позволяет создать обширный учебно-методический комплекс, оставляя большую свободу для творчества учителя. На занятиях возможно использование различных учебных пособий, репродукций, фото-, аудио и видеоматериалов, литературных, философских и публицистических произведений в зависимости от уровня подготовленности учащихся. В ходе изучения программы курса рекомендуется организовывать экскурсии в музеи, мечети, медресе, храмы различных религиозных конфессий.
Особое внимание следует уделить компетентностному подходу – самостоятельной работе с источниками и литературой, сопоставлению и анализу информации, тематическим сообщениям и рефератам. Для этого предусмотрен резерв времени.
Методологической основой изучения курса «История развития религий» в общеобразовательных организациях (школах, гимназиях, лицеях) является компетентностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных результатов познания за счет организации активной познавательной деятельности. деятельности школьников. Одной из важнейших задач создателей образовательных программ является формирование у учащихся представлений об универсальности и единстве истории религий с древнейших времен человечества до наших дней цивилизованным путем. Это очень важно для развития мышления, творческого и аналитического восприятия подростков.
Время, отведенное на изучение частей и тем в программе, указано ориентировочно. В течение учебного года преподаватель может изменять количество часов, отводимых на отдельные темы и разделы, с учетом соотношения часов, отводимых в программе, с учетом возрастных особенностей и познавательных способностей учащихся.
Больше времени уделяется изучению истории религиозных верований кыргызов, ведь религия является одним из стержней, составляющих основу культурных традиций. Не зная их, невозможно воспитать в них гражданственность, патриотизм, гуманистические и демократические ценности.
Вопросы для обсуждения на тематических секциях
— Обсуждение на секционном заседании Указа Президента Кыргызской Республики Садыр Жапарова от 8 июня 2022 года «О введении предмета «История развития религий» в общеобразовательных организациях Кыргызской Республики»;
— Проведение классных часов по Указу Президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова «О национальной традиции»» от 21 мая 2022 года;
— Подготовка и использование документов, необходимых для преподавания предмета «История развития религий»;
— Использование интернета и мультимедийных технологий на уроках по предмету «История развития религий»;
— Тематическое планирование предмета «История развития религий».
М.Иманкулов,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией социально-гуманитарного образовани КАО
Тел.: (0312) 62-23-49.
Комментарии