ИСТОРИЯ (МИРОВАЯ ИСТОРИЯ И ИСТОРИЯ КЫРГЫЗСТАНА) в классах с русским языком обучения в средних школах

  • 15.08.2023
  • 0
ИСТОРИЯ (МИРОВАЯ ИСТОРИЯ И ИСТОРИЯ КЫРГЫЗСТАНА) в классах с русским языком обучения в средних школах

Обновление и актуализация методических предложений по преподаванию всемирной истории и истории Кыргызстана, определяющих цели и задачи образования по предмету истории таким образом, чтобы они соответствовали современным требованиям Государственного образовательного стандарта школьного общего образования в Кыргызской Республике, утвержденных Постановлением №393, Требования к образованию и научной подготовке, указанными в стандарте образования и стандарте предмета по «Истории».

Как известно, начиная с прошлого учебного года, во всех государственных и общественных учреждениях нашей страны, в том числе в общеобразовательных организациях, осуществляется реализация целей и задач «Концепции развития гражданской идентичности – Кыргыз жараны в Кыргызской Республике на период 2021–2026 годы», «Концепции духовно-нравственного развития и физического воспитания личности», «Плана мероприятий на 2021–2023 годы по реализации Программы развития образования в Кыргызской Республике на 2021–2040 годы», «Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года». Эти задачи останутся актуальными и в 2023/2024 учебном году.

Также в соответствии с Постановлением Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 65 «О концепциях по изучению и популяризации эпоса «Манас» и информационной кампании «Манас» – национальное единство и согласие» рекомендуются следующие концепции и планы действий:

  • Концепция по изучению и популяризации эпоса «Манас». Приложение 1;
  • План мероприятий по реализации Концепции по изучению и популяризации эпоса «Манас» на 2023–2027 годы. Приложение 2.
  • Концепция информационной кампании «Манас» — национальное единство и согласие». Приложение 3;
  • План мероприятий по реализации Концепции информационной кампании «Манас» — национальное единство и согласие» на 2023–2027 годы. Приложение 4.

В соответствии с вышеуказанными государственными документами, в сфере реализации целей и задач, в текущем 2023 году Августовские совещания учителей по «Истории: Мировая история. История Кыргызстана» предметная образовательная деятельность с использованием современных технологий обучения и организации воспитательной работы, подготовки учащихся к профилю в направлении интереса и мотивации в соответствии с их пожеланиями и способностями, а также оказание помощи учителю в подборе курсов по профилю обучения, работе с деятельностью родителей будет укреплена.

Основные проблемы обучения предмета истории в контексте действующей нормативно-правовой базы. Основной целью в обучении истории является современное качественное и эффективное образование. Изучение нормативно-правовых документов по историческому образованию, их анализ и выполнение их обязательных требований по урочному и внеурочному обучению – первоочередная задача качественного и эффективного исторического образования.

Следующая существенная задача – формирование у учащихся функциональной грамотности.

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это способность человека (учащегося) использовать знания, полученные в школе, в средних специальных и высших учебных заведениях, в жизни. Функциональная грамотность – это способность человека использовать знания, которые он получает на регулярной основе, чтобы уметь максимально правильно решать задачи в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений, в различных жизненных ситуациях.

Если учитель истории хочет сделать урок интересным и полезным, увлечь учащихся, то ему не следует ограничиваться дипломным образованием. Для преподавания истории в соответствии с современными требованиями он должен постоянно повышать свою профессиональную квалификацию посредством курсов повышения квалификации и/или самообучения, а также должен обладать глубокими знаниями новых методов обучения и инновационных педагогических технологий.

При преподавании предмета истории учитель должен делать следующее:

  • учащимся должны быть даны знания о пути человечества от зарождения общества до наших дней;
  • на основе исторических примеров необходимо формировать и развивать у учащихся способность понимать современные явления и события;
  • в результате развития умения осмысливать исторический опыт, идеи гуманизма и патриотизма должны быть сформированы ценностные ориентации и убеждения учащихся;
  • воспитывать у учащихся интерес и уважение к культуре и истории своего народа, своей Родины и народов мира.

Общеизвестно, что обучение «цифрового поколения» или «глобальных детей» в условиях современной глобализации является одной из основных задач школьного исторического образования. Следующие мероприятия предлагаются для рассмотрения методическими объединениями по обучению истории, чтобы способствовать эффективному решению этих и многих других учебных и воспитательных задач, известных учителям по предмету история.

Семинары-тренинги:

  • «Изучение и анализ нормативно-правовых документов по вопросам исторического образования».
  • «Что такое функциональная грамотность?»
  • «Технологии преподавания предмета истории».
  • «Технология проектного обучения – способствует формированию самостоятельности, инициативы и творчества учащихся».
  • «Значение STREAM-технологии в обучении истории» (на сайте КАО) и др.

При преподавании предмета истории необходимо создать тематический план работы по технологиям обучения, а также предоставить презентационную информацию по каждой технологии, облегчить использование различных технологий обучения.

Основная цель проектной технологии обучения – научить учащихся находить решения и делать выводы без вмешательства взрослых. Педагог мотивирует и направляет учащегося, рассказывает и объясняет, где найти необходимую информацию. Основные принципы технологии проектного обучения: диалоговое общение, интеграция и контекстная постановка задачи и её решение.

Интеграция (от латинского слова integratio – «восстановление», «дополнение», «объединение») — это процесс объединения частей в целое.

Интеграция информации — это объединение информации из разных источников и создание информации, выражающей единую идею и точку зрения.

Контекст (от латинского слова contextus – «сочетание», «связь») — широко используемый в гуманитарных науках термин, который прямо или косвенно имеет дело с языком и коммуникацией. Этот термин относится как к письменному тексту, так и к общению, что позволяет понять содержание и устную речь.

В технологии проектного обучения предлагаются следующие темы.

  1. В рамках Концепции «Кыргыз жараны»:
  2. «Гражданский долг перед Родиной»;
  3. «Формирование гражданско-личностного качества в условиях глобализации системы образования»;
  4. «Образование в условиях глобализации: психологические аспекты» и др.
  5. По «Концепции духовно-нравственного развития личности и физического воспитания личности»:
  6. «Честь и репутация, служение Родине и народу – высшие ценности»;
  7. «Справедливость, великодушие, доброта и милосердие – основы человеческой нравственности личности»;
  8. «Семья, образование и знания – основы духовного, нравственного и физического развития» и др.

III. По «Национальной программе о сохранении и развитии национальных традиций на 2022–2027 годы» (Указ Президента КР от 20.05.2022 г. №157 «О национальной традиции»):

  1. «Развитие традиционной педагогической мысли у кыргызов»;
  2. «Кыргызская этнография»;
  3. «Тюркский мир: личностная духовная культура» и др.
  4. В рамках Постановления Кабинета Министров КР от 10 февраля 2023 года № 65 «О концепциях по изучению и популяризации эпоса «Манас» и информационной кампании «Манас» — национальное единство и согласие»:
  5. «Роль эпоса «Манас» в самопознании кыргызов, в развитии культуры и языка».
  6. «Освоение, изучение и историко-культурная оценка эпоса «Манас».
  7. «Проведение этнокультурного фестиваля «Получи национальную ценность от «Манаса»!

Предлагаемые темы для круглых столов:

  • «Современные особенности обучения предмета истории»;
  • «Предпрофильная подготовка и профильное обучение».
  • «Подготовка к конкурсу «Манас» — национальное богатство, языковое богатство».
  • «Подготовка к пятиступенчатому тесту, состоящему из лекций по эпосу «Манас».

Обмен опытом работы.

Подготовить презентации по технологиям и методам обучения истории в 5–11 классах в соответствии с требованиями преподавания всемирной истории и истории Кыргызстана и обсудить их в методических разделах. Подготовка презентаций по технологиям и методикам обучения истории в 5–11 классах в соответствии с требованиями обучения Мировой истории и Истории Кыргызстана и их обсуждение в методических секциях.

Нормативно-правовые документы:

  • ИСТОРИЯ: Предметный стандарт для 5–9-ых классов общеобразовательной школы Кыргызской Республики. – Б., 2018. – 31 с. (на сайте КАО).
  • Предметный стандарт по предмету «История Кыргызстана и мировая история» для 10-11 классов образовательных организаций Кыргызской Республики. – Б., 2018. – 75 с. (на сайте КАО).
  • ИСТОРИЯ: Предметный стандарт для 5–11-х классов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики. – Б., 2023 – 42 с. (на сайте КАО).
  • ИСТОРИЯ: Мировая история. История Кыргызстана. Учебные программы для 5–9-ых классов средних общеобразовательных организаций (школ, гимназий, лицеев). – Переработанный, 11-ый выпуск. – Б., 2023 (на сайте КАО).
  • ИСТОРИЯ: Мировая история. История Кыргызстана. Учебные программы для 10-11-ых классов средних общеобразовательных организаций (школ, гимназий, лицеев). – Переработанный, 11-ый выпуск. – Б., 2023 (на сайте КАО).

Особенности обучения курса истории (Мировая история, История Кыргызстана). В настоящее время цели и задачи обучения истории не могут быть реализованы только традиционными методами, поэтому учителям необходимо искать и осваивать современные технологии обучения и более оптимальные методы.

Для того чтобы учитель мог дать качественные и эффективные исторические знания, в прошлогодних методических рекомендациях были представлены виды технологий обучения и модульная технология обучения, которые учитель может использовать в зависимости от темы и заинтересовать учащихся [«Кут Билим», 19.08.2022, №3, 4-б.].

На этот раз мы предоставим информацию о технологии дифференцированного обучения и технологии проектного обучения.

Дифференцированное обучение — создание целевой возможности для обучения путём организации учащихся с разными способностями в гомогенные (однородные) группы. Распределение учащихся одного класса по уровню интеллектуального развития. В основной ступени, особенно в 5–7 (8) классах, эффективно многоуровневое обучение. В предпрофильной подготовке и профильном обучении (в 8 (9)–11 классах) используются внешние технологии дифференцированного обучения.

При дифференцированном обучении учитель не даёт одним учащимся меньше материала, а некоторым больше. Предлагая одинаковое количество материала всем учащимся, и давая ответы на вопросы разного уровня, обуславливает его усвоение. При дифференциации учащихся учитель должен опираться на следующие: уровень усвоения учеником урока, уровень развития; особенности психического развития школьника; индивидуальные особенности учащегося; неспособность освоить предмет по тем или иным причинам; интерес ученика к другому предмету. Оценив каждого ученика по этим характеристикам, можно отнести их к той или иной группе. После оценки каждого ученика по этим особенностям их можно ориентировочно разделить на ту или иную группу. Конечно, необходимо учитывать, что школьник может (должен!) переходить из одной группы в другую; поэтому рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полгода. Для организации деятельности учащихся на 15-20 минут в зависимости от темы или поставленной цели используются карточки.

Уровни сложности обучения общеобразовательных предметов делятся на А, Б и В. Уровень сложности А — предусматривает обучение в классах естественнонаучного, математического, технического и других естественнонаучных профилей; уровень сложности Б — рекомендуется для обучающихся в сфере гуманитарного образования; уровень сложности В рассматривается как уровень углубленного изучения материала. Итак, рассмотрим случай проведения урока истории в рамках технологии дифференцированного обучения с разделением содержания темы на три уровня сложности.

Дифференцированное обучение обуславливает реализацию творческого потенциала всех учащихся в условиях классно-урочной системы. В этом случае необходимо увеличивать объём изучаемого материала сильными учащимися, не сводя его к другим, а выполняя задания разного уровня. Например:

  1. Составление текстов диктантов на знание исторических терминов.
  2. Создание карточки заданий по изучаемому материалу.
  3. Составление итоговых таблиц для работы на уроке.
  4. Написание сочинения или эссе на заданную историческую тему.
  5. Работа с дополнительной литературой.
  6. Задание и проверка индивидуальных заданий.
  7. Выполнение обязанностей консультанта по работе в группе.

Таким образом, как учащиеся, плохо усваивающие урок по обучаемому предмету, так и учащиеся, которые хорошо учатся, выполняют задания в соответствии со своими способностями. В итоге вся энергия нервной системы каждого ученика тратится на усвоение урока, но никто не выполняет задание без труда. В результате все учащиеся осваивают урок на базовом уровне.

Приоритетными задачами личностно-ориентированных технологий обучения в педагогике являются формирование и развитие интеллекта и речевых способностей учащихся, развитие критического и творческого мышления. К таким технологиям относятся педагогическое мастерство, модульная технология обучения, технология проектного обучения.

Очень важно использовать на уроке истории проектную технологию обучения — не только технологии обучения на уроке, но и проведение совместно с учащимися самостоятельной исследовательской деятельности научно-экспериментального значения. Данная технология актуализирует все виды речевой деятельности за счет увеличения словарного запаса учащихся и формирования речевых навыков, совершенствует умение работать с различными текстами и документами на уровне информационно-смысловой (понимание значения слов, словосочетаний и предложений) обработки.

Этапы работы над темой проекта:

  1. Предварительный выбор темы.
  2. Создание плана темы.
  3. Изучение литературы по теме, сбор материалов.
  4. Создание своего собственного текста (научный доклад).
  5. Защита темы.
  6. Ответы на вопросы по теме проекта.
  7. Выступление на школьной конференции.

Воспитательный потенциал школьного образования по историческим и общественным наукам в соответствии с направлениями «Концепции развития гражданской идентичности — Кыргыз жараны в Кыргызской Республике на период 2021–2026 годы» и методами их реализации — преподавания курса истории (Мировая история, История Кыргызстана) является существенной особенностью.

Порядок обучения Мировой истории и Истории Кыргызстана. Обучение Мировой истории и Истории Кыргызстана осуществляется в пределах учебного времени, установленного Базисным учебным планом 2023/2024 учебного года. Согласно предметному стандарту и учебной программе в первом полугодии изучается курс «Мировая история», во втором полугодии — курс «История Кыргызстана» по 2 часа в неделю.

Школьные документы (журнал, аттестат и др.) пишутся под единым названием «История». В основных и полных общеобразовательных организациях (школа, гимназия, лицей) сдаются государственные выпускные экзамены по Истории Кыргызстана. Также учащиеся могут сдать экзамен по своему выбору по предмету Истории в
ОРТ.

Рекомендуемая дополнительная учебно-методическая литера-
тура.

  • «Тарыхты инсанга багыттап окутуунун технологиялары»: Мугалимдер їчїн методикалык колдонмо /
    А.Б.Элебесова. – Б.: «Полиграф-бумресурсы», 2017. – 152 с.
  • «Кыргыз мамлекеттїїлїгїнїн єнїгїшї: класстык сааттардын методикалык иштелмелери»: Мугалимдер їчїн методикалык колдонмо /
    А.Б.Элебесова. – Б.: «Полиграф-бумресурсы», 2017. – 140 с.
  • «Таза коом» ─ Кыргыз Республикасын санариптик єзгєртїї программасы: 10–11-класстар їчїн проблемалык-єнїктїрїїчїлїк сабак // Текст] /
    А.Б.Элебесова // И.Арабаев атындагы КМУ: «Тарых мектепке» илимий-методикалык журналы. – Б., 2017. – С. 35–40.
  • Кыргызстан тарыхы таблицаларда, схемаларда жана сїрєттєрдє / Составитель У. Калеев.
  • История Кыргызстана в таблицах, схемах и картинках / Составитель У.Калеев.
  • Мировая история в таблицах, схемах и картинках / Составитель У.Калеев.
  • Интернет ресурсы.

Вопросы, предлагаемые для обсуждения в методических секциях:

► Современный методический совет учителей истории школы, его функции.

► Организация и реализация воспитательного потенциала предмета истории.

► Дифференцированное определение объёма и содержания домашнего задания.

А. ЭЛЕБЕСОВА,
кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного образования КАО.
Тел.:  (0777) 605 408;
E-mail: [email protected]

Поделиться

Комментарии