ИНФОРМАТИКА в классах с русским языком обучения в средних школах

  • 18.08.2023
  • 0
ИНФОРМАТИКА в классах с русским языком обучения в средних школах

Актуальность

Актуальность преподавания предмета «Информатики» созвучно общей теме августовских совещаний.

В настоящее время система образования Кыргызстана активно готовится к международному исследованию PISA и начала работу по совершенствованию преподавания. Школьные программы были пересмотрены с учетом требований PISA, STEM-подхода, формирования компетенций. Также претерпели изменения предметный стандарт предмета «Информатики», учебный план и программы подготовки учителей. В новом учебном году требуется, чтобы учитель информатики был подготовлен как учитель-предметник и как тренер, помогающий коллегам.

Это связано с высокими требованиями к методическим и профессиональным навыкам и комплексной подготовке учителя информатики, а также к ИКТ-компетенциям других учителей-предметников.

Поэтому в новом учебном году одним из наиболее актуальных вопросов является содержание преподавания предмета «Информатика» и усиление подготовки учителей информатики.

Нормативные документы

При обучении информатике в 2023-2024 учебном году необходимо учитывать следующие документы.

  1. Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы (https://mfa.gov.kg/uploads/content/1036/cc1aaa7e-1e5d-3a35-bd69-9d52e9c1ba70.pdf);
  2. Предметный стандарт по предмету «Информатика» (https://kao.kg/предметные-стандарты/);
  3. Учебная программа по предмету «Информатика» (https://kao.kg/новые-программы/).
  4. Базисный учебный план на 2023-2024 учебный год. / Кут билим. – Б., 2023.

Согласно Базисному учебному плану, часовые учебные нагрузки, связанные с информатикой, не изменились. При проведении занятий по предмету «Информатики» класс делится на 2 подгруппы, по 25 учащихся и более.

Общеобразовательные организации вправе оказывать дополнительные образовательные услуги, в т.ч. и платные, учащимся с углубленным изучением отдельных предметов сверх БУП, не превышая допустимую предельную нагрузку. Оплата может производиться за счет родителей, спонсоров, местного бюджета. Поэтому для углубленного изучения информатики, можно организовать дополнительные образовательные услуги.

Учителям следует творчески подходить к решению целей и задач, поставленных учебной программой, и обеспечить их содержанием, которое направлено на достижение целей изучения информатики в школе.

Особенности преподавания

К 2023-2024 учебному году основными особенностями, которые необходимо учитывать при преподавании предмета «Информатика» в школах Кыргызской Республики, являются внимание к изменениям стандарта предмета, учебного плана, подготовка к международному исследованию PISA, с учетом STEM подхода, укрепление компетенции в области ИКТ, повышение квалификации в области ИКТ и т.д.

А) Принять во внимание изменения предметного стандарта, учебного плана. Стандарт предмета «Информатики», учебная программа претерпели существенные изменения на 2023-2024 учебный год, для подготовки учащихся и учителей к исследованию PISA.

Изменения в предметном стандарте и учебной программе: — Добавление новых терминов: «Блочное программирование», «Финансовая грамотность», «STEM-подход», «Национальная ценность» и др.; — обновление содержательных областей и предметных компетенций; — определение модели выпускника; — определение личных компетенций; — Интерпретация использования национальных ценностей в информатике; — Точное, ясное, интерпретированное написание ожидаемых результатов; — Презентация модели оценки и т.д.

Целью обучения логике является развитие осознанности ребенка, повышение способности мыслить, анализировать, развивать умение оценивать каждую работу и усилие. Наряду с этим учащийся должен осознанно принять, что обучаемые знания необходимы для жизни, а также умение использовать полученные знания при решении какой-либо задачи.

Целью обучения программированию является развитие вычислительного мышления ребенка. Вычислительное мышление учит детей мыслить творчески, читать, искать и работать вместе над решением проблем. Программирование также помогает детям развивать новые навыки мышления, способность придумывать идеи, работать над ошибками, задавать вопросы, искать ответы и выполнять задания. Результатом программирования является проект. Через проект ученик показывает свои способности другим.

Темы «Кибербезопасность» и «Кибербуллинг» изучаются непрерывно в учебной программе по информатике с 5-го по 9-й класс. Это связано с тем, что учащийся должен знать, что такое кибербуллинг и понимать его виды; знать правила защиты от различных видов кибербуллинга; анализировать информацию от незнакомцев, остерегаться контактов; использовать знания по информационной безопасности в сети Интернет, защитить свои данные, использовать парольную защиту и антивирусные пароли; выявлять источники вреда и опасностей, связанных с ИКТ; найти способы их устранения; соблюдение правил интеллектуальных прав на информацию; спам, реклама, дезинформация и т.д.; объяснить принципы сохранения; дифференцировать использование разных образовательных сайтов и платформ; должны уметь целенаправленно и творчески использовать потенциал цифровых технологий в решении задач личной жизни и личностного развития и т.д.

Б) Использование STEM-подхода в образовании считается новым подходом к обучению, и ребенок творчески подходит к решению задач, сочетая естественнонаучные и технические знания в дополнение к учебникам.

STEM-образование – это особое направление, которое обучает естественным и точным наукам с помощью инновационных технологий. Основой подхода STEM являются научные методы, математическое моделирование, инженерное проектирование и инновационное мышление.

Преподавание информатики в рамках образовательного подхода STEM предоставляет учащимся и преподавателям несколько возможностей.

STEM-образование детям:

— развивать логическое и математическое мышление;

— знать природу и технику с позиции точных наук;

— владеть ИКТ и уметь ими пользоваться;

— проявлять творческое мышление и творческий потенциал;

— помогает развивать навыки чтения и исследования.

STEM-образование преподавателям:

— открытая, показательная обучающая и адаптационная деятельность, направленная на ориентацию учащихся на самостоятельность;

— использование специальных методов обучения;

— мероприятия по мотивации студентов к учебе;

— широкое использование возможностей ИКТ (Н.: такие сайты, как 3D-моделирование, Zygote Body или Geogebra).

В) Усиление подготовки к международному исследованию PISA.

PISA (Program for International Student Assessment, сокращ. PISA) является международным исследованием, так как оно проводится на международном уровне и анализируются образовательные уровни всех участников с особыми требованиями.

Он оценивает способность ребенка применять полученные в школе знания на практике и готовность детей к самостоятельной жизни в обществе, т.е. направлена ​​на оценку того, обладает ли учащийся общеобразовательной школы необходимыми навыками и знаниями для полной интеграции в общество
или нет.

Инструменты исследования PISA включают тестовые задания и анкеты. Используются различные форматы тестовых вопросов, открытые или закрытые. Здесь учащиеся должны иметь возможность написать свои мысли по вопросам, выразить свое личное мнение или выбрать ответы из ограниченного числа вариантов, которые можно оценить как правильные или неправильные (закрытые ответы). Почти половина тестовых заданий – это вопросы со свободным ответом. С 2015 года PISA перешла на компьютерную оценку. Практически все страны участвовали в тестировании цифрового формата. В 2025 году Кыргызстан также будет участвовать в цифровом формате. Именно поэтому формирование цифровых навыков у учителей информатики и школьников имеет первостепенное
значение.

Вопросы исследования PISA предназначены не для проверки общих знаний, а для определения мыслительных способностей, логики, личностных особенностей каждого ребенка, конкретных знаний и общих компетенций, начиная с двигательной активности. Некоторые дети могут получить высокие баллы благодаря своей логике, некоторые могут получить хорошие баллы благодаря своей точности, видению, чтению и пониманию вопроса, некоторые могут отличаться от других из-за глубины своих знаний, а некоторые могут отличаться от других из-за своих способностей, разбираться в ИКТ. Именно поэтому вопросы и тесты PISA акцентируют внимание не только на знаниях ребенка, но и на каждой его способности.

Минимальный уровень согласно международному стандарту – уровень 2 по сравнению с уровнем 6. Отмечается, что школьник, достигший второго уровня, сможет продемонстрировать свои научные способности в реальных жизненных ситуациях с достижением науки и техники. Конечно, уровень 6 – это высокий уровень.

PISA-2025 ставит перед собой следующие задачи:

  1. 15-летний школьник Кыргызстана может извлечь пользу из полученных знаний при решении жизненных задач, анализировать ситуацию, выделять знаки, признавать знания по науке.
  2. Использование не только метода «обучение», но и интерактивных методов обучения и новых методов оценивания.
  3. Формирование знаний по функциональной грамотности в школах Кыргызской Республики.
  4. Формирование знаний по цифровой грамотности в школах КР.
  5. Учителя должны ориентироваться не только на обеспечение учебниками, но и на развитие творческих способностей учащихся.
  6. Комплексная раздача учебных материалов, обратная связь со школьниками. Создание набора задач.
  7. Приведение взаимодействия преподавателей и учащихся в живое интерактивно-эмоциональное состояние.
  8. Рассмотреть содержание общего образования Кыргызской Республики в рамках исследования PISA.

Поэтому учителю необходимо решать вышеуказанные задачи при преподавании предмета информатики.

Актуальные вопросы для обсуждения

В целях эффективности августовских совещаний, учителям информатики рекомендуется проводить: семинары, «круглые столы», презентации, публичные доклады о состоянии и результатах развития обучения информатике и ИКТ и о цифровизации образования.

Для обсуждения учителям информатики предлагаются следующие актуальные вопросы:

  • Руководствоваться новым стандартом предмета информатики и новой учебной программой;
  • Включить учащихся в блочное программирование;
  • Развивать у учащихся навыки программирования при обучении информатике;
  • Вопросы цифровизации учебно-организационных процессов;
  • Усилить подготовку к PISA;
  • Учет STEM подхода при обучении информатике;
  • Методика обучения основам информационной безопасности и кибербезопасности;
  • Электронная база данных: доверие родителей и безопасность учащихся;
  • Электронные материалы: учебники, инструменты, их создание и использование;
  • Применение компьютерных тестирований и других оценочных ресурсов для объективной оценки достижений учащихся;
  • Изучение языков программирования. Языки программирования и олимпиады;
  • Возможности электронных форм учебников для организации образовательной деятельности учащихся по информатике;
  • Формирование культуры учащихся по использованию интернета;
  • Рассмотрение инклюзивного образования в онлайн обучении;
  • Курсы повышения квалификации по различным темам для учителей: «Теория и методика обучения информатике», «Современные технологии обучения в школе», «Языки программирования» и др.

 

А. ИБИРАЙЫМ кызы,
к.п.н., с.н.с., заведующая лабораторией
Кыргызской академии образования. Тел.: (0312) 66-52-25; email: [email protected].

Поделиться

Комментарии