ГЕОГРАФИЯ в классах с русским языком обучения в средних школах
- 15.08.2023
- 0
Вызовы современности ставят нас перед необходимостью перехода к компетентностно-ориентированному подходу образования с опорой на фундаментальное научное содержание и на обширные возможности личностного развития школьника через использование огромных возможностей цифровых средств обучения.
Для соответствии с современными вызовами в Кыргызской Республике был разработан и принят целый ряд нормативно-правовых документов: Указ Президента Кыргызской Республики от 29 января 2021 года УП №1 «О духовно-нравственном развитии и физическом воспитании личности», «Национальная программа развития КР до 2026 года по Указу Президента КР от 12 октября 2021 года №435», «Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2021–2030 года», «Стратегия развития образования в Кыргызской Республике в 2021–2040 годы», «Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Кыргызской Республики» (2022 г.), «Программа развития образования в Кыргызской Республике на 2021–2040 гг.», Постановление Кабмина КР №393 от 22.07.2022 года «Об утверждении Государственного образовательного стандарта школьного общего образования КР» и др. В этих документах определены стратегические направления развития образования, формирование компетентностей учащихся, претворение в жизнь личностно-ориентированного обучения учащихся, построение системы образования с использованием информационных технологий, обмен информацией на уровне управления, повышение качества образования посредством развития регионов страны и т.д.
В указе Президента Кыргызской Республики от 29 января 2021 года УП №1 «О духовно-нравственном развитии и физическом воспитании личности» говорится, что «мир перешел на этап перезагрузки и глобальных трансформаций всех сфер жизнедеятельности человечества. Внедрение цифровых технологий, разработка искусственного интеллекта, переход на современные виды энергии и инструменты нового технологического уклада кардинально меняют сложившиеся общественные отношения и соответственно требуют поиска новых подходов во взаимоотношениях и управленческих процессах» (http://cbd.minjust.gov.kg).
В Стратегии развития образования в Кыргызской Республики на 2021–2040 гг. определена ее цель, которой является создание условий для эффективного использования внутренних и внешних ресурсов для устойчивого развития системы образования и обеспечения равенства доступа к качественному образованию. Во втором разделе данного документа «Видение системы образования в 2040 году» в первом пункте говориться о создании системы образования, которая готовит граждан «с сильными коммуникативными навыками, использующих информационно-коммуникационные технологии для цифрового обучения и работы в цифровой экономике» (https://edu.gov.kg.).
На основании Государственного образовательного стандарта школьного общего образования Кыргызской Республики (2022) разработан Предметный стандарт «География» для 6-11 классов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики https://kao.kg/. В соответствии Предметного стандарта целью географического образования является формирование грамотной личности с активной гражданской позицией, способной критически мыслить, оценивать ситуацию и прогнозировать последствия своей деятельности с точки зрения негативного воздействия на социальное развитие и окружающую среду, владеющей комплексом географических компетентностей.
География как учебный школьный предмет выполняет уникальную образовательную задачи интегрируя содержание образования естественных и общественных наук:
— ознакомить учащихся с функционированием природных, социальных и экономических систем и их взаимодействием между собой;
— научить учащихся оценивать изменения, происходящие в природе и в обществе и вносить позитивный вклад в развитие своей Родины, воспитать уважение к другой культуре и традициям;
— понимать и критически оценивать информацию о глобальных проблемах окружающей среды;
— научить действовать в соответствии с основными принципами устойчивого развития общества, практиковать экологически безопасный устойчивый образ жизни.
В Предметном стандарте 6-11 классов определено (2022г):
— предметные компетентности (геоинформационная, геокультурная, геоэкологическая);
— содержательные линии (“географическое пространство”, “географическое культурное разнообразие”, “Устойчивое развитие современного мира”);
— ожидаемые результаты обучения обучающихся по ступеням 6-11 классов;
— учебные материалы по содержательным линиям 6-11 классов;
— нормы оценивания достижений обучающихся по географии 6-11 классов;
— вновь разработано разделы: “Основные требования к методике обучения” «Создание мотивирующей и безопасной обучающей среды” 6-11 классов.
Изучение географии 6-11 классов в новом 2023-2024 учебном году будет осуществлена на основании Предметного стандарта (2018г. и поэтапное 2023г.) и учебной программы (2018г и поэтапное 2023г.). Но, это не означает, что обучение географии в школе будет изучена по-старому. В соответствии вышеуказанными нормативно-правовыми документами при обучении географии в школе в новом учебном году должно уделяться на использование в учебном процессе цифровых образовательных технологий и подготовка учащихся к PISA–2025.
При реализации цифровых средств обучения в учебном процессе изменяется роль ученика и учителя т.е. учителю необходимо будет проектировать эффективное онлайн и офлайн обучение. Учитель в условиях цифровизации – учитель-инженер, где от них требуются немалых вложений: методическое, педагогическое, психологическое, технологическое и т.д.
В контексте цифровизации учебного процесса невозможно без применения современных возможностей компьютерных технологий и интернет ресурсов. Образовательные Интернет-ресурсы – это ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения (образовательные и учебно-методические материалы) на определенной ступени образования и для определенной предметной области (в частности географии). Использование Интернет-ресурсов в процессе обучения географии позволяет повысить наглядности и визуальности урока, ориентировать учащихся на самостоятельную и исследовательскую работу.
При применении цифровых средств обучения первоначальной задачей является его детальная разработка, постановка конкретных целей и задач, выбор содержания, методик и технологий донесения информации, ее закрепления, отработки практических навыков, рефлексии. А также учителю необходимо для себя уяснить следующие определения:
цифровая грамотность – наличие знаний и умений, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. В основе цифровой грамотности лежат
цифровые компетенции – способность решать самый широкий спектр задач, связанных с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Цифровая грамотность включает цифровые навыки – устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения (личностные, технические и интеллектуальные), основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ей.
Ассортимент существующих сегодня Интернет-ресурсов, возможных для использования в процессе обучения, очень широк и их можно разделить на группы в зависимости от целей задач обучения, которые они позволяют реализовать:
— Интернет-ресурсы, позволяющие организовать процесс обучения;
— Интернет-ресурсы, позволяющие выполнить конкретные практические задания учащимся и создать контент для учителя;
— Интернет-ресурсы для подготовки к экзаменам;
— Интернет-ресурсы для изучения географии.
Рекомендуется следующие ресурсы для цифрового обучения географии в школе.
MOZAIK – эффективное презентационное программное обеспечение для класса с цифровыми учебниками, анимированными презентациями и домашними заданиями онлайн, интерактивного содержания (3D-сцены, образовательные инструменты, видео, задания), которыми могут воспользоваться и учащиеся для домашнего обучения и практики.
Интерактивная доска MIRO – это быстрая, бесплатная и простая в использовании онлайн-доска, на которой можно работать вместе, в любое время, в любом месте для самых разных целей (мозговые штурмы, фиксировать идеи, описывать проект, делать заметки, отслеживать процесс и прогресс реализации проекта на одной онлайн-доске со всеми участниками команды, создавать макеты, провести видеоотчет, делать трансляцию экрана, работать в режиме презентации и проводить онлайн-встречи). За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. У преподавателя появляется возможность моделировать занятие
вместе с обучающимися в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи и, таким образом, создавать вместе с обучающимися общий конспект учебного материала. Применение компьютерных тестов позволит за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
OBS PROJECT – сервис для записи онлайн-уроков, предоставляет возможность озвучивания презентации. Дает возможности создавать персонализированной инфоргафики (презентации, логотипы, плакаты, буклеты, сертификаты и т.д.).
СANVA – сервис, позволяющий создать необходимую презентацию. Программа для презентаций обеспечивает бесплатный доступ к сотням красивейших слайдов на любую тему.
KAHOOT – игровая обучающая платформа. Сервис для создания игровых интерактивных заданий, используемая в классе.
LEARNIS – платформа, которая помогает в обучении, предоставляет возможность создания игровых интерактивных заданий в виде квестов.
Неограниченные возможности практической отработки навыков в географии содержатся в работе с картами. Сегодня актуально говорить о применении электронных карт. Посредством их практические занятия на построение маршрутов, определение географических координат открывают для учащихся новые возможности реализации знаний, приобретения навыков работы с электронными картографическими ресурсами.
SETERRA – географические онлайн-игры. Для изучения страны, столицы, флаги, океаны, реки и многое другое при помощи упражнений с контурными картами.
GEO.KOLTYRIN – сайт содержит множество любопытных энциклопедических и статистических сведений. Представлены все современные страны мира, столицы государств, планеты (площадь территории, численность населения, национальные символы – флаги стран мира и гербы, карты местности, сведения о непризнанных странах и зависимых территориях. Подробно представлен и раздел физической географии (о водной поверхности Земли и о её суше: есть детальные списки для океанов и континентов, описаны моря и горные системы, озёра и острова, в базе данных имеются реки, проливы, пустыни, пещеры и т.д. Всё собрано и представлено в различных вариациях: как в общих таблицах, так и в привязке к каждой конкретной стране, тесты, географические соревнование и т.д
GEO-QUIZ – интернет-ресурсы для создания тематических викторин по географии, тестов, закрепление географической номенклатуры.
Следующим направлением методической деятельности учителя географии в новом учебном году является подготовка учащихся к PISA–2025. В рамках данной деятельности учителю необходимо научить учащихся выполнять задания в формате PISA. Для этого учитель должен знать особенности и специфику заданий PISA которыми являются:
— условия и вопросы заданы связаны друг с другом и не привязаны к учебным предметам. Поэтому необходимо привлечение личного опыта ученика, дополнительной информации и работа с контекстом;
— дизайн заданий PISA – описывает ситуации, взятые из реальной жизни требующие решения. Поэтому перевод жизненной ситуации в предметную и составляет трудность заданий;
— задания PISA являются интегрированными и задана в логике отнесения ее не к конкретному предмету (учебному или научному), а к конкретной жизненной ситуации;
— информация представлена в разных форматах (текст, графики, таблицы, справочники, собственные знания) и форма требуемого ответа не задана или задана в скрытой форме;
Использования задания в формате PISA на уроках должна быть направлена на формирования исследовательских умений, самостоятельности мышления, познавательного интереса учащихся. При этом содержание заданий должно быть связано с разделами и темами программ обучения в географии в Кыргызской Республике имеющий различных типов – с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым свободным ответом. На первом этапе ученик среди предложенных вариантов ответа должен найти верный; во втором – записать свой ответ, не давая при этом пояснений; в третьем этапе от ученика требуется записать свое решение, дать обоснование, привести аргументацию. В некоторых заданиях вопросы взаимосвязаны и в процессе их последовательного выполнения учащиеся могут обратить внимания на закономерности и сделать обобщения.
Использования задания в формате тестов PISA позволяют учителю оценить:
— уровень сформированности работы с текстом (анализировать текст и извлекать из него нужную информацию);
— уровень развития ключевых и предметных компетентностей;
— распознавание вопросов, которые могут быть объяснены путем проведения научных исследований;
— нахождение необходимую научную информацию в библиотеке, Интернете, справочных изданиях;
— умение применить знание о науке в определенной жизненной ситуации;
— умение описывать, интерпретировать или предсказывать явления, основываясь на науке;
— умение интерпретировать научные данные и делать заключения на их основе;
— приводить аргументы для обобщения и выводов;
Применение на уроках географии заданий типа PISA способствует для осмысленного понимания фактов, теории, законов, конкретизации раннее приобретенных знаний по географии, физике, химии, биологии, математике и т.д.
К. Джунушалиева,
к.п.н., доцент, ведущий научный
сотрудник КАО. Тел.: (0555) 920 173,
e.mail: [email protected]
Комментарии