ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

  • 18.08.2023
  • 0
ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

В современных условиях обострились экономические, политические и социальные проблемы. Потребовалась социальная помощь семьям, где родители больны или не имеют работы, семьям-беженцам, детям-инвалидам, детям, страдающим от жестокости родителей-алкоголиков или наркоманов. Встали вопросы незащищенности семьи и детей, возросли подростковая преступность и детские заболевания, стала остро востребована работа социального педагога.

В Конституции Кыргызской Республики семья и детство взяты под опеку всего общества и охраняются законом. Написано, что каждый ребенок имеет право на необходимый уровень жизни для его физического, умственного, духовного и социального развития. Большую роль в реализации конституционного положения играют социальные педагоги.

Успешное решение социальных вопросов воспитательной работы (классной, внеурочной деятельности, индивидуальной работы с учащимися, коллективной, групповой деятельности и т.д.), осуществляемой в системе образования (школа, профессиональные начальные, средние, высшие учебные заведения и т.д.) связано с созданием положительного учебного, морально-психологического климата, формирующего материальную и духовную основу роста и развития человека. Социальные проблемы будут успешно решаться, если молодому поколению своевременно помогать решать социальные проблемы, создавать благоприятные условия для их развития, заботиться о нуждающихся в помощи детях, учить их решению собственных проблем.

Успех деятельности социального педагога во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Если создаются благоприятные условия для развития каждого ребенка, и каждый индивидум стремится приобщиться к гармоничному развитию общества, то общество имело бы преимущество развития. Педагоги обязаны готовить молодое поколение к развитию и не должны оставить проблемы будущему поколению. Эффективная деятельность социального педагога полезна не только для каждого ребенка, но и для развития общества завтрашнего дня.

Для эффективной работы со школьниками социальные педагоги должны знать: нормативно-правовые документы по социальной защите семьи и детей, постановления правительства, обязанности социального педагога, работы инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН), социальные проблемы детей, ситуации семьи, местные проблемы, условия развития ребенка и т.п. Социальный педагог должен помогать детям в следующих вопросах:

  • социально-правовая помощь – защита прав детей, информирование об их правах на труд, семью, брак и гражданство;
  • социальная реабилитационная помощь: оказание психологической, моральной, эмоциональной поддержки, оздоровление во взаимоотношениях, помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, нуждающимся в укреплении своего здоровья;
  • социальная помощь – сотрудничество с местными органами управления через директора школы, предоставление рекомендаций по улучшению социальных условий детей, улучшению жилищных условий семьи и помощь неблагополучным семьям;
  • социальная и медицинская помощь – оказание содействия в предоставлении медицинской помощи больным детям, регулярная работа с несовершеннолетними детьми, страдающими алкоголизмом и наркоманией;
  • социально-психологическая помощь – попытка устранить явления, оказывающие негативное влияние дома, на улице, в коллективе, исправить взаимоотношения, создать теплую атмосферу и хорошую обстановку;
  • социально-педагогическая помощь – улучшение взаимоотношений детей с родителями, воспитание и сопровождение детей, убегающих из дома, непослушных, неблагополучных, воспитание трудно воспитуемых детей;
  • социальная защита детей – информирование, уведомление служб, предоставляющих документы о социальной поддержке. Социальные службы специализированных учреждений: детские дома, реабилитационные центры, спецшколы, центры занятости и т.д. Социальная служба района, области, города: социально-педагогический центр, культурно-спортивный комплекс, отдел социальной защиты, благотворительные организации, различные общественные фонды, центр психологической помощи, лечебно-реабилитационная клиника, профилакторий, курсы дополнительного образования и т.д.

Предлагаем социальным педагогам обсудить на августовском совещании следующие вопросы:

  1. Виды и формы работы социального педагога с детьми, нуждающимися в социальной помощи.
  2. Оказание психологической, эмоциональной и моральной поддержки детям родителей-мигрантов.
  3. Забота о детях-сиротах, круглых (без родителей) и социальных ​​сиротах.
  4. Помощь детям, подвергшимся физическому, психическому и сексуальному насилию.
  5. Труды по защите, охране детства в современном мире, идеи, мысли, действия, государственная политика.
  6. Работа с детьми, пострадавшими от жестокости родителей, с детьми-инвалидами. Работа с детьми алкоголиков, наркоманов, беженцев и т.д.
  7. Работа с детьми в группе риска, трудно воспитуемыми детьми, девиантным и деликвентным поведением.
  8. Работа с детьми с высоким интеллектом, талантливыми и творческими детьми.
  9. Работа с детьми, которые увлеклись псевдокультурными учениями, группами-неформалам (хакеры, панки, рокеры, металлисты и т.д.).
  10. Работа с детьми, интересующимися компьютерными играми (взрыв, взлом, убийство и т. д.), играми, автоматами. Профилактика вреда от азартных игр.
  11. Меры по укреплению института семьи, повышению педагогической грамотности родителей в работе с детьми.
  12. Факторы, способствующие социализации человека: семья, детский коллектив, система воспитания, культура, среда и др.

Рекомендуемая литература для социальных педагогов:

  1. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов,С.В. Алиева. – М.: Дашков и К, 2013.
  2. Асипова Н. Социалдык тарбия. – Бишкек: Кыргыз-Тїрк “Манас университетинин басмасы, 2004.
  3. Альжев, Д.В. Социальная педагогика: шпаргалка / Д.В. Альжев. – РнД: Феникс, 2014.
  4. Басов, Н.Ф. Социальная педагогика: Учебное пособие для ВУЗов / Н.Ф. Басов. – М.: КноРус, 2010.
  5. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. / Курс лекций – М.: Academia, 2015.
  6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Кн. для учителей. – М., 2000.
  7. Куприянов Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.
  8. Липский И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская – М.:
    Дашков и К, 2014.
  9. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства: Учебное пособие / Т.В. Лодкина. – М.: Академия, 2010.
  10. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: АСАДЕМА, 2005.
  11. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: ГАРДАРИКИ, 2005.
  12. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: Учебник / Л.В. Мардахаев. – М.: Юрайт, 2014.
  13. Мудрик А.В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи // Новые ценности образования – 1995. №3.
  14. Никитина Л.Е. Технологии социально-педагогической работы: Воспитание школьника. – выпуск №5. – Москва, 2006.
  15. Овчарова Р.В. Рабочая книга социльного педагога. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001.
  16. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. – Москва: ТЦ Сфера, 2005.
  17. Приступа Е.Н. Воспитание социально здоровой личности как социально-политическая и социально-педагогическая задача / Е.Н. Приступа // Социальная политика и социология. // Междисциплинарный науч.-практич. журнал. 2006. – №1 (29).
  18. Рахимова М.Р., Абдыкеримова М.А. Социалдык педагогика. – Бишкек, 2004.
  19. Рожков М.И, Байбородова Л.В. Проблема социального воспитания детей-сирот / М.И Рожков, Л.В. Байбородова – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002.
  20. Рубинштейн М.М. Общественное или семейное воспитание // Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и авт. предисл. Л.В.Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  21. Семенов Г. Социально-педагогическая работа с многодетными семьями. Воспитание шкльников. – М., 2003, №1.
  22. Социальная педагогика. Курс лекций. /Под ред. М.А.Галагузовой. – М., 2000.
  23. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе. – М.: Академия, 2018.

 

Б. Алымбаева,
заведующая лаборатории воспитания,
социализации и внешкольного дополнительного образования КАО
Тел.: (0779) 871 680, e-mail: [email protected];
Г. Жумабаева,
к.п.н., ведущий научный сотрудник лаборатории воспитания, социализации и внешкольного дополнительного образования КАО
Тел.: (0778) 040 830

Поделиться

Комментарии