СТАРТОВАЛ ОСНОВНОЙ ЭТАП PISA-2025

  • 01.04.2025
  • 0

СТАРТОВАЛ ОСНОВНОЙ ЭТАП PISA-2025

1 апреля т.г. в нашей стране стартовало международное исследование  PISA 2025. Педагогическая общественность, ответственные лица и все задействованные в проведении исследования образовательные организации полны надежд на успешные результаты. Подготовка к участию в PISA 2025 шла в  течение четырех лет и  если судить по работе, проведенной  в этом направлении, которая велась Министерством образования и науки КР, в том числе  информационно-разьяснительной работе, то есть все основания надеяться на более высокие результаты, чем это было в предыдущие годы, когда наша страна оказалась в числе последних.  Оптимистов, считающих, что “…и последние могут стать первыми…” или хотя бы окажутся  в “золотой середине” среди более чем 90 стран участвующих в международном исследовании не очень много. Пессимистов больше, ибо в их головах, в числе прочего, довлеют неудачи 2006 и 2009 годов. Вместе с тем, надеяться на более высокие результаты, в отличие от международных исследованией  2006 и 2009 годов, указывает то  обстоятельство, что в рамках подготовки к нынешнему исследованию с 15 сентября по 15 октября прошлого года было проведено пилотное исследование, своего рода генеральная репетиция перед основным этапом  PISA 2025, которое стартовало 1 апреля и завершится 30 апреля нынешнего года.

Для участия в основном исследовании отобраны 199 школ, из которых 197 пройдут тестирование полностью.

6911 кыргызстанских школьников, точно так же, как и сотни тысяч школьников из почти 100 стран по всему миру, будут проходить тестирование и решать одни и те же задачи, которые помогут определить общие тенденции развития образования в каждой стране. Тестирование будет проходить на следующих языках:

— 4096 учащихся на кыргызском языке;

— 2470 учащихся на русском языке;

— 345 учащихся участвуют на узбекском языке.

СТАРТОВАЛ ОСНОВНОЙ ЭТАП PISA-2025

Напомним еще раз о том, что известно о PISA 2025?

Развитие международных организаций и институций и появление  мировых сопоставительных исследований начинается с конца ХХ века. Эти исследования используют для оценки эффективности образовательных систем в разных странах для изменения и улучшения на основе полученных результатов самого образования. Проводят их более чем в ста странах разные международные организации. Одна из этих организаций  Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) провела свое первое исследование PISA в 2000 году. PISA — Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment).

Кыргызстан  участвовал в этом исследовании в 2006 и 2009 годах. Как известно, результаты оказались плачевными и в последующих исследованиях Кыргызстан не участвовал. Однако, падение качества образования, после этого стало видно уже не вооруженным взглядом и без международных исследований. Чтобы выправить ситуацию и понять где, в каких аспектах имеются проблемы и, куда нужно будет направить усилия было принято решение вновь принять участие в исследованиях PISA 2025.

Каждые три года оно тестирует у школьников старше 15 лет (но не старше 16 лет и 2 месяцев) уровень знаний и умение практически их применять. PISA, разработанную в 1997 году, проводят с 2000 года, а трехлетний цикл сбился лишь однажды: исследование 2021 года из-за ковида сдвинулось на год.

Качество образования PISA изучает следующим основным направлениям: читательская, математическая, естественно-научная  грамотность.

Давайте разберемся в сущности этих направлений. Итак:

Читательская грамотность: Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать  своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Математическая грамотность: Способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Термин грамотность в данном случае подразумевает не степень усвоения учащимся знаний, предусмотренных школьной программой, а использования математических знаний в повседневной жизни.

Естественно — научная грамотность:  Умение выявлять проблемы, которые можно решить с научной точки зрения в жизненных ситуациях, делать выводы на основе наблюдений. Эти выводы  являются основной целью этого раздела-понять мир вокруг нас и развить способность понимать изменения, которые происходят в нем и уметь принимать решения.

В PISA-2025 этот компонент будет ведущим. Поэтому остановимся немного подробнее на модели естественно-научной грамотности исследования. Она следующая:

Контексты: Личные, местные (национальные) и глобальные проблемы, как современные, так и исторические, которые требуют понимания вопросов науки и технологий.

Компетенции: Способность научно объяснять явления, применять методы естественно-научного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Отношение: Отношение, которое характеризуется интересом к науке и технологиям, пониманием ценности научного изучения вопросов (там, где это нужно), осведомленностью о проблемах окружающей среды и осознанием важности их решения.

Знания: Понимание основных фактов, идей и теорий, образующих фундамент научного знания. Оно включает знание о природе и технологиях (знание содержания), о методах получения научных знаний, т.е. о процедурах, понимание обоснованности этих процедур и их использования (методологическое знание).

Что такое все эти грамотности, почему так звучат названия изучаемых направлений? PISA не проверяет знание теоремы Пифагора и не ждет от учеников четкого определения заученных правил и законов. Напротив, школьникам предлагают интересные практические задания, которые могут показать знание сразу нескольких дисциплин, умение мыслить и применять знания на практике.

Исследование  включает две части:

-тестирование по предметам- 2часа;

-анкетирование-около 30 минут.

В тестах PISA используются четыре метода тестирования:

-Тесты с одним ответом;

-Тесты с несколькими ответами;

-Вопросы с  краткими или подробными ответами;

-Мнение ученика о решении  конкретной проблемы.

Особенности новых заданий PISA-2025

Компьютерная  модель (работа с рисунком): инструменты перетаскивания объектов, измерение и построение, симуляторы формул;

Представление данных (нелинейное): работа с данными в различных формах (графики, таблицы и т.д.)

Работа на рассуждение всегда-иногда-никогда, пример или контрпример;

Электронные таблицы (аналоги): расчет, анализ данных.

Нужно  отметить, что задания PISA нетривиальны: в их составлении принимают участие многие научные центры и передовые институты педагогики и образования всего мира.

PISA демонстрирует и то, как географически зависимо наше образование: традиционно исследование проводится широко — в столицах, городах, в сельской школе. Исследование пройдет во всей республике. Однако, для участия в исследовании сделают выборку только определенных школ по установленным ОЭСР методам. ОЭСР выберет учеников на основе данных по школам, которые предоставит Кыргызстан. О результатах выборки ОЭСР уведомит за 1 месяц до основного тестирования. При этом нужно отметить, что задания для основного исследования конфиденциальны и будут предоставлены учащимся и учителям только в день тестирования.

Особенность PISA -2025 в том, что проводится тестирование будет на компьютере т.к. одно из направлений исследования — выявить цифровые навыки учащихся.

 

Сейитжан Апышев

 

 

Поделиться

Комментарии