СТАРТОВАЛ ОСНОВНОЙ ЭТАП PISA-2025
- 01.04.2025
- 0

1 апреля т.г. в нашей стране стартовало международное исследование PISA 2025. Педагогическая общественность, ответственные лица и все задействованные в проведении исследования образовательные организации полны надежд на успешные результаты. Подготовка к участию в PISA 2025 шла в течение четырех лет и если судить по работе, проведенной в этом направлении, которая велась Министерством образования и науки КР, в том числе информационно-разьяснительной работе, то есть все основания надеяться на более высокие результаты, чем это было в предыдущие годы, когда наша страна оказалась в числе последних. Оптимистов, считающих, что “…и последние могут стать первыми…” или хотя бы окажутся в “золотой середине” среди более чем 90 стран участвующих в международном исследовании не очень много. Пессимистов больше, ибо в их головах, в числе прочего, довлеют неудачи 2006 и 2009 годов. Вместе с тем, надеяться на более высокие результаты, в отличие от международных исследованией 2006 и 2009 годов, указывает то обстоятельство, что в рамках подготовки к нынешнему исследованию с 15 сентября по 15 октября прошлого года было проведено пилотное исследование, своего рода генеральная репетиция перед основным этапом PISA 2025, которое стартовало 1 апреля и завершится 30 апреля нынешнего года.
Для участия в основном исследовании отобраны 199 школ, из которых 197 пройдут тестирование полностью.
6911 кыргызстанских школьников, точно так же, как и сотни тысяч школьников из почти 100 стран по всему миру, будут проходить тестирование и решать одни и те же задачи, которые помогут определить общие тенденции развития образования в каждой стране. Тестирование будет проходить на следующих языках:
— 4096 учащихся на кыргызском языке;
— 2470 учащихся на русском языке;
— 345 учащихся участвуют на узбекском языке.

Напомним еще раз о том, что известно о PISA 2025?
Развитие международных организаций и институций и появление мировых сопоставительных исследований начинается с конца ХХ века. Эти исследования используют для оценки эффективности образовательных систем в разных странах для изменения и улучшения на основе полученных результатов самого образования. Проводят их более чем в ста странах разные международные организации. Одна из этих организаций Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) провела свое первое исследование PISA в 2000 году. PISA — Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment).
Кыргызстан участвовал в этом исследовании в 2006 и 2009 годах. Как известно, результаты оказались плачевными и в последующих исследованиях Кыргызстан не участвовал. Однако, падение качества образования, после этого стало видно уже не вооруженным взглядом и без международных исследований. Чтобы выправить ситуацию и понять где, в каких аспектах имеются проблемы и, куда нужно будет направить усилия было принято решение вновь принять участие в исследованиях PISA 2025.
Каждые три года оно тестирует у школьников старше 15 лет (но не старше 16 лет и 2 месяцев) уровень знаний и умение практически их применять. PISA, разработанную в 1997 году, проводят с 2000 года, а трехлетний цикл сбился лишь однажды: исследование 2021 года из-за ковида сдвинулось на год.
Качество образования PISA изучает следующим основным направлениям: читательская, математическая, естественно-научная грамотность.
Давайте разберемся в сущности этих направлений. Итак:
Читательская грамотность: Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность: Способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Термин грамотность в данном случае подразумевает не степень усвоения учащимся знаний, предусмотренных школьной программой, а использования математических знаний в повседневной жизни.
Естественно — научная грамотность: Умение выявлять проблемы, которые можно решить с научной точки зрения в жизненных ситуациях, делать выводы на основе наблюдений. Эти выводы являются основной целью этого раздела-понять мир вокруг нас и развить способность понимать изменения, которые происходят в нем и уметь принимать решения.
В PISA-2025 этот компонент будет ведущим. Поэтому остановимся немного подробнее на модели естественно-научной грамотности исследования. Она следующая:
Контексты: Личные, местные (национальные) и глобальные проблемы, как современные, так и исторические, которые требуют понимания вопросов науки и технологий.
Компетенции: Способность научно объяснять явления, применять методы естественно-научного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Отношение: Отношение, которое характеризуется интересом к науке и технологиям, пониманием ценности научного изучения вопросов (там, где это нужно), осведомленностью о проблемах окружающей среды и осознанием важности их решения.
Знания: Понимание основных фактов, идей и теорий, образующих фундамент научного знания. Оно включает знание о природе и технологиях (знание содержания), о методах получения научных знаний, т.е. о процедурах, понимание обоснованности этих процедур и их использования (методологическое знание).
Что такое все эти грамотности, почему так звучат названия изучаемых направлений? PISA не проверяет знание теоремы Пифагора и не ждет от учеников четкого определения заученных правил и законов. Напротив, школьникам предлагают интересные практические задания, которые могут показать знание сразу нескольких дисциплин, умение мыслить и применять знания на практике.
Исследование включает две части:
-тестирование по предметам- 2часа;
-анкетирование-около 30 минут.
В тестах PISA используются четыре метода тестирования:
-Тесты с одним ответом;
-Тесты с несколькими ответами;
-Вопросы с краткими или подробными ответами;
-Мнение ученика о решении конкретной проблемы.
Особенности новых заданий PISA-2025
Компьютерная модель (работа с рисунком): инструменты перетаскивания объектов, измерение и построение, симуляторы формул;
Представление данных (нелинейное): работа с данными в различных формах (графики, таблицы и т.д.)
Работа на рассуждение всегда-иногда-никогда, пример или контрпример;
Электронные таблицы (аналоги): расчет, анализ данных.
Нужно отметить, что задания PISA нетривиальны: в их составлении принимают участие многие научные центры и передовые институты педагогики и образования всего мира.
PISA демонстрирует и то, как географически зависимо наше образование: традиционно исследование проводится широко — в столицах, городах, в сельской школе. Исследование пройдет во всей республике. Однако, для участия в исследовании сделают выборку только определенных школ по установленным ОЭСР методам. ОЭСР выберет учеников на основе данных по школам, которые предоставит Кыргызстан. О результатах выборки ОЭСР уведомит за 1 месяц до основного тестирования. При этом нужно отметить, что задания для основного исследования конфиденциальны и будут предоставлены учащимся и учителям только в день тестирования.
Особенность PISA -2025 в том, что проводится тестирование будет на компьютере т.к. одно из направлений исследования — выявить цифровые навыки учащихся.
Сейитжан Апышев
Комментарии