ПЕРЕХОД НА 12-ЛЕТНЕЕ ОБУЧЕНИЕ: ВАРИАНТЫ, СРОКИ

  • 01.07.2024
  • 0

В Бишкеке проходит республиканский форум, на котором обсуждаются планы перехода на 12-летнюю модель обучения.

ПЕРЕХОД НА 12-ЛЕТНЕЕ ОБУЧЕНИЕ: ВАРИАНТЫ, СРОКИ

Президент Кыргызской Академиии образования Назира Дюшеева представила вниманию участников презентацию, где был сделан акцент на основных этапах подготовки, разработки и задачах по реализации Концепции, акцентировав внимание участников на том, что в соответствии с распоряжением Кабинета Министров КР с 2024-2025 учебного года должна начаться работа по поэтапному внедрению двенадцатилетнего срока обучения в систему среднего образования. Далее она отметила, что в ходе подготовки Концепции было проведено 18 заседаний экспертной группы, 9 фокус-групп и в обсуждении его приняли участие 3547 педагогических работников. Был изучен опыт перехода, функционирования и отличительных особенностей систем образования Сингапура, Китая, Кореи, Канады, Англии, Финляндии, Эстонии, США, Польши.  При разработке Концепции были учтены самые лучшие практики и ценные наработки, существующие в этих странах с тем, чтобы не слепо копировать опыт отдельно взятой страны и его системы образования, а построить национальную систему образования, интегрированную в международное образовательное пространство и при этом признанное им.  При этом целью трансформации образования должно стать удовлетворение потребностей общества в качественном образовании, позволяющем быть глобально конкурентноспособным и в тоже время обеспечить сохранность социокультурного наследия.

ПЕРЕХОД НА 12-ЛЕТНЕЕ ОБУЧЕНИЕ: ВАРИАНТЫ, СРОКИ

Кратко и содержательно рассказав о задачах и ключевых вопросах реформирования образования, докладчик представила вниманию участников форума 2 варианта перехода на 12-летнее обучение:

Первый вариант предусматривает последовательный ввод 12-летней программы на начальной и старшей ступенях. По этому варианту аттестат об окончании 12-летней школы планируется начать с 2029-2030 гг. Первый полноценный выпуск 12-летней программы сделать в 2036-2037 гг. Первый вариант также включает 1 переход из 1-в 3 класс начальной ступени в 2026/27 учебном году и переход из 9 в 11 класс в течение 6 лет, начиная с 2028/29 учебного года.

Среди преимуществ Первого варианта, по мнению докладчика, постепенное и последовательное введение 12-летней программы

• Распределение организационной и финансовой нагрузки по подготовке на длительный период 5-7 лет (2026-2031)

• Этапы реализации лучше синхронизированы с финансовой, материальной и экспертной поддержкой проектов ГПЦО и «Окуу Керемет» (ЮСАИД)

• Для начальной ступени вводится целостный пакет адаптированных и обновленных УМК

• Дополнительный этап введения обновленной программы на старшей ступени позволяет раньше получить документ о 12-летнем образовании (2029-2030 уч. год)

• Учащиеся выпускных 9 классов по 11-летней программе не испытывают дополнительной нагрузки.

• Понятные и логичные переходы

 

• Увеличивается время на поэтапную адаптацию/разработку новых программ и УМК

• Имеется время для наблюдения, анализа и пересмотра опыта работы в частных и международных школах (внедряющих 12-летнее образование на основе Кембриджской программы).

Отмечая риски Первого варианта она отметила следующие:

• Не вся инфраструктура МТО может быть готова принять соответствующее количество детей начальной школы

• Недостаток подготовленных учителей начальных классов, т.к. увеличивается продолжительность начальной школы

• Увеличенная нагрузка на учащихся старших классов, которые за 2 года должны освоить программу 3-х лет

• Требуется 2-х летняя переходная программа для старшей ступени на 6 лет. Система начального и среднего образования должна быть подготовлена к удвоению контингента выпускников в 2032/33 учебном году.

ПЕРЕХОД НА 12-ЛЕТНЕЕ ОБУЧЕНИЕ: ВАРИАНТЫ, СРОКИ

Второй вариант одновременное начало перехода на всех ступенях образования (начальной, средней старшей).  По данному варианту аттестат об окончании 12-летней школы планируется начать с 2027-2028 гг. Первый полноценный выпуск 12-летней программы -2036-2037 гг. Первый вариант включает 3 перехода из 3 — в 5 класс на начальной ступени, 3 перехода из 6 -в 8 класс на средней ступени,  2 перехода  из 9 в 11 класс старшей ступени.

В числе преимуществ второго варианта Н. Дюшеева отметила следующие:

• Обеспечивает быстрое получение документа об окончании 12-летней школы

• Переход синхронизирован с планом по переводу и адаптации УМК по математике, естественным наукам/наука (science) и английскому языку.

Рисков Второго варианта оказалось почти на порядок больше чем преимуществ:

•Отсутствие времени на подготовку инфраструктуры и материально-технического обеспечения для начальной школы, где увеличивается контингент учащихся;

• Недостаточно времени для подготовки новых учителей начальных классов и переподготовки имеющихся. Учителей начальных классов придется обучать 2 раза — для введения новых сингапурских учебников и после обновления национального контента;

• Новая программа для 1 класса не готова к следующему учебному году и не обеспечена необходимыми материалами. Она отличается от действующей предшкольной подготовки;

• В начальной УМК вводится частично, необходимо вводить весь комплекс изменений как основу реформы школы;

• На средней ступени и в старшей школе нужно выстраивать переходные программы т.к. это позволяет частичный ввод учебников и новых подходов;

• Переход не синхронизирован с ресурсами ГПТЦО и ЮСАИДа, которые запланированы для обеспечения разных составляющих реформы;

• Сложная схема переходов через класс – на всех трех ступенях школьного образования создаст значительные трудности для директоров и завучей школ;

• В процесс реформ будет вовлечено большинство учителей школы.

Резюме: Таково мнение экспертной рабочей группы, состоящей из ведущих экспертов в области образования, презентованной Назирой Дюшеевой касательно перехода отечественной системы  образования на 12-модель школы.  Какой из вариантов выберет  Кабинет министров, по тому пути,  как представляется, и пойдет переход на 12-летку.

Сейитжан Апышев

Поделиться

Комментарии