НАКАПЛИВАТЬ НЕЛЬЗЯ, ПРИМЕНЯТЬ

  • 18.06.2024
  • 0

 

НАКАПЛИВАТЬ НЕЛЬЗЯ, ПРИМЕНЯТЬ

В сфере образования происходят знаковые события: Устаревшее поколение учебников сменяется современными учебниками на основе признанных в мире передовых образовательных стандартов      

Кыргызская Республика в нынешнем году будет праздновать свой вековой юбилей со дня образования и 33-годовщину со дня обретения независимости. Вместе со страной свой юбилей отмечает и система образования Кыргызстана. Так, недавно, а точнее 11-13 июня в рамках мероприятий, приуроченных к 100-летию системы образования КР, Министерство образования и науки КР в партнерстве с Фондом Ага Хана провела масштабный ежегодный   Глобальный форум программы «SCHOOLS2030». 250 делегатов из десяти стран мира обсуждали животрепещущие проблемы современного образования. Это мероприятие стало своеобразным маркером, указывающим на то, что система образования Кыргызстана находится на пути интеграции в мировое образовательное пространство. Поэтому переход на 12-летнее школьное образование — это дело ближайшего времени. Кстати, во время одной из панельных дискуссий глобального форума «SCHOOLS2030» министр образования и науки Кыргызской Республики Догдуркүл Кендирбаева представила программу трансформации образования Кыргызской Республики «Алтын казык». Министр рассказала о направлениях программы, в том числе о создании качественной учебной среды, реформе системы образования для устойчивого будущего страны и идущих процессах трансформации отечественного образования.

Памятуя о том, том, что система образования – это консервативная неповоротливая система в которую встроены тысячи образовательных организаций различных типов и уровней и, в которую вовлечены несколько миллионов детей, десятки тысяч педагогов и работников образования, требует громадных усилий, чтобы система начала меняться. Министерство образования ведет кропотливую  ежедневную работу в этом направлении. Результатом долгих и целенаправленных переговоров в этом аспекте стало подписание 6 июня 2024 года Меморандума о взаимопонимании для содействия трансформации образования между Министерством образования и науки КР  и издательством Marshal Cavendish Education.  Знаковым стало и подписание в этот же день Соглашения о сотрудничестве между государственным учреждением «Издательский дом «Окуу китеби» и издательством «Marshal Cavendish». Данное соглашение дает указанному выше отечественному издательству право на перевод и адаптацию учебных материалов по математике и естественным наукам. Стороны будут также разрабатывать цифровые образовательные ресурсы для школ. В решении проблемы нехватки учебников и учебных материалов, которые неотступно преследуют систему образования вот уже на протяжении 33 лет, забрезжил рассвет. Подписанные документы и день их подписания действительно стали «судьбоносными» и «историческими» для системы образования КР, как сказала министр образования и науки КР Догдуркул Кендирбаева на церемонии их подписания.

На самом деле, время изменилось. Изменились дети. Школы стали другими.  Появились частные, элитарные, массовые.  Не менялись только учебники и подходы по их написанию.  О том, что их надо менять, переписывать, подстраивать под запросы времени говорилось давно и зачастую безрезультатно.   Был даже громкий скандал, разразившийся в 2018 году, когда в написанных отечественными учеными учебниках для 5-6 классов кыргызских и узбекских школ, нашли кучу грамматических и не только ошибок.  Помимо этого, журналисты отыскали сотни ошибок в учебниках «Естествознание» и «География».

За годы независимости сменилось 18 министров и каждый из них пытался решить проблему с учебниками. Это было слабым местом министерства образования и «скелетом в шкафу» каждого приходящего на пост главы уполномоченного органа в сфере образования. Не раз они становились поводом для отставки главы профильного министерства.

И вот наконец появилась надежда, что изменятся и учебники. Политическая воля руководства страны, выразившейся в поддержке начинаний главы министерства по реформированию системы образования, послужило стартом для корректировки и формирования новой образовательной политики, ознаменовавшей новый подход в решении проблемы учебников. Ведь на самом деле, ушло время учеников, которые только воспроизводили написанное в учебниках. Сегодня пришло время учеников, которые используют полученные в школе знания, чтобы найти им практическое применение в жизни, быту и наконец, найти свое призвание. В этом основная суть смены поколения учебников, базировавшихся на принципе накопления знания, на учебники, помогающие учеников готовить к жизни, обучающие их применять полученные знания в жизни и быту. Одним словом, школы сегодня должны формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.

 

Сейитжан Апышев

 

Поделиться

Комментарии