НА ПУТИ НЕПРЕРЫВНОГО РОСТА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
- 28.05.2021
- 0
В республике не было специализированного института повышения квалификации и переподготовки кадров на базе средне-специального и высшего образования. Поэтому в 1997 году при КГПУ имени И.Арабаева был создан институт повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПК и ПК) под руководством д.п.н., профессора Рахимовой Магрифы Рахимовны, имя которой и было присвоено институту в 2014 году.
Жизненный вопрос и его решение
В настоящее время ощущается кадровый кризис в сфере педагогики: с одной стороны, квалифицированные работники уходят в другие отрасли, с другой стороны, специалисты разного профиля (хореографы, концертмейстеры, экономисты и др.) не востребованы.
Перед системой повышения квалификации и переподготовкой кадров стоят следующие задачи:
— создание условий, при которых специалист мог бы реализовать свою потребность в постоянном обучении и развитии;
— обеспечение доступности к качественному образованию, включая жителей сельских, высокогорных и отдаленных районов;
— повышение занятости населения;
— создание эффективной системы социальной защиты населения, особенно молодых специалистов;
— максимальное сокращение массовой внутренний миграции жителей из регионов республики, т.е. стимулирование и закрепления кадров на местах и т.д.
Все это и определило поиск эффективных путей обучения за более короткий срок и за счет обновления современного состояния содержания образования с применением новых образовательных технологий. Для этого необходимо развивать и совершенствовать всю систему повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
И открытие Института повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПК и ПК) им. М.Рахимовой явилось своевременным событием.
О деятельности Института
В соответствии с законом «Об образовании» Кыргызской Республики Институт осуществляет программу дополнительного профессионального образования и имеет право ведения образовательной деятельности в сфере полного высшего образования по педагогическим направлениям. Институт предоставляет дополнительное профессиональное образование: профессиональная переподготовка на базе средне — профессионального (срок обучения – 3 г.) и на базе высшего профессионального образования (срок обучения – 2 г.), а также осуществляет повышение квалификации педагогов:
— профессиональная переподготовка осуществляется для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности в образовательной сфере;
— повышение квалификации осуществляется с целью повышения профессиональных знаний, совершенствования деловых качеств, а также обновлении профессиональных компетенций в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Плюсы дистанционного Обучения
В институте форма обучения – заочная с применением дистанционных технологий, которая имеет свои положительные стороны:
▶ возможность получения высшего образования без отрыва от работы;
▶ возможность соотносить теорию с практикой, дополняя одно другим;
▶ реже сталкиваются с проблемой поиска свободных вакансий — большинство из них либо уже трудятся, либо имеют опыт работы по специальности, а значит — лучшие перспективы на будущее;
▶ возможность обучения в привычной комфортной обстановке, не выходя из дома или офиса (это особенно было проявлено в период введения в республике режима ЧС и ЧП в связи с резким ухудшением эпидемиологической обстановки, связанной с вирусной инфекцией COVID-19);
▶ установление индивидуальных сроков и темпов обучения с учетом особенностей студентов;
▶ развитие способности к самоорганизации и самостоятельности, необходимой для обучения, имея возможность организации общения с преподавателем по средством информационно коммуникативных технологий (ИКТ);
▶ заочно-дистанционное обучение экономит денежные средства, время и силы, необходимые для преодоления расстояний. Например, студенту не обязательно переезжать в город, в котором располагается университет, либо ездить на консультации и сессии по заочной форме обучения.
Таким образом, заочное обучение сегодня получило новые возможности за счет применения информационных дистанционных технологий и обеспечило возможность обучения без потери места работы с ориентацией на улучшение должности и оплаты труда. А ситуация с вирусом COVID-19 показало всему миру, что дистанционное обучение является актуальным и единственным выходом из сложившейся ситуации.
Деятельность Института направлена на развитие современной системы непрерывного профессионального образования, предоставляющей возможность каждому человеку поменять профессию, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста, используя современные информационные технологии.
О выпускниках института и тематике курсов
В период своей деятельности с 1997 года по настоящее время ИПК и ПК им. М.Рахимовой выпустил более 27 тысяч специалистов разного уровня и квалификации, около тысячи магистрантов по направлению «менеджмент», а также прошли курсы повышения квалификации более 10000 педагогов образовательных организаций нашей страны и Республики Казахстан.
Тематика курсов повышения квалификации в Институте основывается на решении современных проблем системы образования и строится с учетом новых технологий обучения. Программы статичны и постоянно обновляются исходя из запросов слушателей. Курсы повышения квалификации могут проводиться как на базе института в аудиториях, оборудованных современной техникой, с использованием ИКТ (онлайн курсы), так и тренеры могут проводит курсы повышения квалификации с выездом по месту работы самих педагогов, что значительно сокращает затраты как по времени, так и по финансовой нагрузке педагогов.
Охвачена вся система образования: ВУЗы, ССУЗы, СОШ, ДОО от руководителей, профессорско-преподавательского состава, учителей и воспитателей.
В русле стратегических решений
За последние годы в Кыргызской Республике был принят ряд нормативных документов по формированию и развитию квалификаций с учетом тенденций современного рынка труда, такие как Концепция Национальной системы квалификаций (Постановление Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2019 года №505), Национальная рамка квалификаций (Постановление Правительства Кыргызской Республики от 18 сентября 2020 года №491) и др.. Сделано это было в целях реализации Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 года №221 и в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании», со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики».
Настоящая Национальная рамка квалификаций (далее — НРК) определяет единую шкалу квалификационных уровней для разработки отраслевых/секторальных рамок квалификаций, профессиональных стандартов, которая обеспечивает межотраслевую сопоставимость квалификаций и является основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации специалистов.
В соответствии с этими документами, дополнительное профессиональное образование — образование, направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, за пределами основной образовательной профессиональной программы в соответствии с квалификационными требованиями к профессиям и способствующее развитию деловых и творческих способностей лиц, а также повышению их культурного
уровня.
«Дополнительное профессиональное образование и образование для взрослых направлено на удовлетворение индивидуальных нужд и потребностей человека на разных этапах его жизнедеятельности; позволяет развивать и расширять навыки и повышать квалификацию, а также предоставляет возможность получения образования на протяжении всей жизни».
Таким образом, обеспечивается: доступность всех граждан к качественному образованию, включая жителей сельских, высокогорных и отдаленных районов; повышение занятости населения; эффективная система социальной защиты населения, особенно молодых специалистов; максимальное сокращение массовой внутренний миграции жителей из регионов республики; т.е. стимулирование и закрепления кадров на местах и т.д. В целом это способствует усилению кадрового потенциала в отдаленных районах республики.
Институт в настоящее время ставит акцент на профессиональную переподготовку специалистов, где по завершению обучения они смогут позиционировать себя как педагога в своей сфере деятельности (медицине, экономике, менеджменте, технике и технологиях, авиации, машиностроении и т.д.). Например, квалифицированный медицинский работник, может преподавать в медицинском образовательном учреждении, получив педагогическое образования. Ведь согласно статье № 28 Закона «Об образовании» КР правом на занятие педагогической деятельностью обладают лица, получившие необходимое образование и соответствующую педагогическую квалификацию.
О перспективах института
Институт продолжает совершенствовать свою работу по выбранным направлениям, планируется открытие отдела дополнительного профессионального образования (ДПО).
Таким образом, постоянно расширяющийся диапазон функций ИПК и ПК им. М.Рахимовой способствует закреплению его позиций на образовательном рынке республики. Институт актуализирует проблему кадровой политики, обес-печивает непрерывное совершенствование профессиональной переподготовки в течение всей жизни и осуществляет подготовку кадров по педагогическому, гуманитарному и естественно-научному направлениям, используя различные современные технологии обучения.
Система повышения квалификации в республике уникальна по своим целям, содержанию, контингенту обучаемых, по составу и формам обучения и не похожа ни на одну из подсистем образования. Она постоянно оказывает профессиональную помощь педагогам, обеспечивает непрерывное педагогическое образование, рост профессиональной компетентности.
Комментарии