Мосты будущего: как российские региональные программы укрепляют международное взаимопонимание
- 12.12.2025
- 0
Опыт образовательно-культурной программы «Together»
ВВЕДЕНИЕ
В условиях продолжающейся глобальной турбулентности культурная дипломатия становится все более стратегически значимым направлением в налаживании интернационального диалога. Геополитическая конкуренция, фрагментация медийного пространства и рост недоверия между обществами создают вызовы, которые невозможно решить исключительно средствами официальной дипломатии. Именно в такие периоды возрастает роль инициатив второго трека – образовательных, культурных и молодёжных обменов, способных восстанавливать пространство диалога там, где политические коммуникации усложняются.
С 5 по 7 декабря 2025 года российский город Саранск выступил площадкой для реализации вышеуказанного формата – международной культурно-образовательной программы «Together», участниками которой стали студенты из более чем десяти стран: Иордании, Индии, Сирии, Туниса, Нигерии, Китая, Конго, Пакистана, Туркменистана, Таджикистана и других государств глобального Юга. Данный состав неслучаен: именно эти регионы сегодня активно формируют новую архитектуру международных отношений, усиливают собственную субъектность и проявляют интерес к многосторонним форматам взаимодействия.
Программа была подготовлена Государственным комитетом по делам молодежи Республики Мордовия, а также Мордовским республиканским молодежным центром. Её ключевой задачей является создание пространства межкультурного взаимодействия, которое помогает иностранным студентам адаптироваться к российской культурной среде, лучше понимать её особенности и формировать собственный опыт прямого общения с местными жителями. «Такое ощущение, что русские способны открыть дверь незнакомцам и полюбить их, позволяя при этом раскрыть и реализовать себя в полной мере. Это действительно значит многое для меня», – данные слова Сандхии Каннияппан, участницы из Индии, свидетельствует об успешности поставленной задачи перед реализацией программы.

Участники программы «Together»
КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ БЕЗ ЛОЗУНГОВ: ПРАКТИКА НА УРОВНЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Трёхдневная программа включала в себя образовательные блоки, командные мероприятия и культурные вечера. Особое внимание было уделено таким форматам, где студенты могли «прочувствовать» элементы мордовской культуры не как зрители, а как участники.
Так, одним из центральных элементов стали мастер-классы по традиционным ремёслам. Ксения Акчурина, научный сотрудник Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, провела мастер-класс «Лепка традиционных украшений. Лепка и роспись мордовской игрушки — лошадка». Эксперт поделилась глубокими знаниями музейных предметов, активно вовлекая студентов в творческий процесс. В результате грамотного педагогического подхода и доброжелательной атмосферы участники проявили значительный интерес и инициативу.
Василиса Иванова-Тюрькина, соискатель кафедры русского языка как иностранного филологического факультета ФГБОУ НИ МГУ им. Н. П. Огарёва и преподаватель онлайн-школы «Говори, пиши, думай» в ходе программы «Together» провела занятия «Национальная культура и традиции мордовского народа» и «Новогодние традиции на территории Республики Мордовия». Лектор раскрыла для участников особенности мордовской традиционной культуры, чтобы помочь им в более глубоком понимании жизненного уклада региона.
Юлия Финогенова дизайнер, декоратор и специалист по связям с общественностью Республиканского молодёжного центра, провела мастер-класс по изготовлению мордовских кукол-оберегов. В ходе мастер-класса она познакомила участников с процессом создания традиционных оберегов, передав атмосферу мордовской культуры и национального декоративного искусства. Благодаря доступному и увлекательному объяснению техники изготовления кукол участники смогли освоить элементы традиционного оформления и создать свой собственный оберег.

Мастер-классы по традиционным ремёслам
Важным компонентом программы стали командные активности: веревочный курс, квесты по истории Мордовии, командные игры и творческие коллективные задания. Они формируют коммуникацию между участниками разных культур и позволяют им естественным образом выстраивать доверие друг к другу. В условиях, когда медийные нарративы зачастую формируют образы «чужих» или «далеких» обществ, такие живые контакты создают иную реальность – реальность человеческого взаимодействия.

Кроме того, в рамках образовательной программы представитель Государственного ккомитета по делам молодежи Республики Мордовия Светлана Ермакова рассказала о международном аспекте региональной молодежной политики. Спикер Ксения Мусатова из АНО «Единый Мир» вместе с участниками рассуждала о том, как формируется образ России в Европе, а также поделилась своим опытом учебы и жизни за границей. В свою очередь Ирина Тараскина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» прочитала лекцию на тему «Командообразование», а также провела с иностранными студентами практику по данной тематике.

Лекция «Командообразование» И. В. Тараскиной

Выступление К. Мусатовой
Наполнение содержательной части программы мероприятиями различного формата позволило участникам извлечь полезный опыт коммуникации и соприкоснуться с отдельными аспектами культуры мордовского региона, тем самым способствуя более глубокой адаптации к учебе в России.
ПРОСТРАНСТВО ДИАЛОГА: САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СТРАН И ВЕЧЕР ДРУЖБЫ
Одним из ключевых элементов программы стала творческая самопрезентация стран-участников. В ходе «Вечера дружбы» студенты выступали с национальными музыкальными и танцевальными номерами, рассказывали о традициях своих регионов, делились секретами аппетитных национальных блюд и образом жизни. Своими эмоциями поделилась Онгуема Икинду Адасса Эстер, представляющая культуру республики Конго: «Этот вечер мне очень понравился. Когда танцевали наши танцы – это было так прекрасно!».
Эти форматы не только раскрывают культурное разнообразие, но и разрушают стереотипы. Участники программы, представляющие разные культурные пространства, обнаруживали, что их объединяет больше, чем разделяет: общие ценности образования, стремление к диалогу, желание понимать мир шире.

Творческая самопрезентация стран-участников
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ЧЕРЕЗ ГЛАЗА УЧАСТНИКОВ: ЧТО ВИДЯТ ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ
Одним из важных результатов программы стал новый взгляд участников на Россию. Студенты отмечали, что реальная повседневная культура, которую они увидели в Мордовии в лице гостеприимства, открытости и коллективизма, разительно отличается от образов, транслируемых международными медиа. Для Огвуелеки Чигозии Вианнея, участника из Нигерии, восхитительным стало в российской и других культурах то, что каждый старается сохранить свои традиции: «Например, каждое здание в России, если заметить – это как память. Память о героях, о работниках каких-то учреждений. Важно понимать, что наше прошлое — это наше будущее».
Для многих из них участие в программе стало возможностью сформировать собственный, не омраченный стереотипами взгляд на страну. Несомненно, для России – это важный инструмент «мягкой силы», ведь личный опыт человека намного устойчивее и убедительнее внешних нарративов.
МОРДОВИЯ КАК РЕГИОНАЛЬНЫЙ АКТОР МЕЖДУНАРОДНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ
Интересным аспектом является то, что программа реализуется не на федеральном уровне, а на региональном. Мордовия уверенно подает пример: даже регионы могут быть самостоятельными участниками международного культурного обмена, если выстраивают системную работу с иностранными студентами и образовательными структурами. Своим мнением на этот счет делится китайская студентка Лю Тянь Тянь, учащаяся на факультете иностранных языков: «Данная программа глубоко повлияла на мое представление о России. Я знаю теперь больше об этой стране и о культуре Мордовии, в частности. Более того, я даже знаю несколько интересных фактов о мордовских свадьбах!».
Таким образом, подобный подход соответствует мировой практике, где университеты, города и региональные институты становятся важными дипломатическими субъектами, влияя на международные связи куда активнее, чем это было возможно в XX веке.
СВЯЗЬ С ГЛОБАЛЬНЫМИ ТРЕНДАМИ: МНОГОПОЛЯРНОСТЬ, МОЛОДЕЖНЫЕ ОБМЕНЫ, КУЛЬТУРНАЯ МЕЖДУНАРОДНОСТЬ
Программа «Together» существует не в вакууме – она отражает текущие процессы глобального мира:
Страны Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки формируют собственные центры влияния. Мероприятия такого рода становятся площадкой, где представители этих регионов взаимодействуют напрямую. Когда отношения между государствами осложняются, именно взаимодействие на уровне обществ остаётся наиболее устойчивой формой международной кооперации. Ведущие мировые университеты используют студенческие обмены как инструмент строительства «культурных мостов». Такой же точки зрения придерживается и Акбар Авезов, участник из Таджикистана: «Хотел бы выразить благодарность организаторам «Together». Вы создали не просто мероприятие, а подпространство встречи, где дружба создается будто сама по себе. Если будет много подобных программ, наша дружба, между Таджикистаном и Россией, будет еще крепче, чем раньше».
Россия постепенно выстраивает собственную модель, ориентированную на регионы и межкультурное образование. Прямой человеческий контакт снижает уровень поляризации, создавая долгосрочные связи между будущими специалистами разных стран.

Момент из мероприятий на сплочение
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО СЕГОДНЯ: ГЛОБАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ
Программа «Together» является ярким примером того, как локальные инициативы вписываются в глобальные процессы. Она демонстрирует, что международная дипломатия – это не только межгосударственный диалог, но и работа с молодежью, культурами, университетами.
В отличие от формальных дипломатических каналов, культурные и образовательные форматы позволяют находить общий язык даже в условиях политических напряжений.
Программа формирует долгосрочный эффект. Участники увозят домой не лозунги, а личный опыт — доверие, эмоции, знания, связи. Кроме того, некоторые увозят с собой еще и амбициозные идеи, например, как Токонова Фатима: «У нас нет в Киргизии подобных программ. Возможно, я попробую стать первооткрывателем в этой сфере у себя на Родине. Ведь у нас тоже учится много студентов из разных стран, можно организовать для них такое же. Думаю, им бы очень понравилось.».
Такой формат может стать моделью для других стран с целью развития молодежного культурного диалога: международные лагеря, образовательные модули, межкультурные лаборатории, международные молодёжные недели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа «Together» показала, что культурная дипломатия остаётся одним из наиболее эффективных и технологичных инструментов международного взаимодействия. В мире, где официальные коммуникации зачастую затруднены, именно человеческие связи, совместные культурные практики и образовательные инициативы создают долгосрочные мосты взаимопонимания.
Опыт Мордовии — это не только региональный успех. Это часть глобального процесса, в котором культурная дипломатия постепенно становится одной из ключевых основ современного миропорядка.
Комментарии