ЕГО ВЫСОЧЕСТВО УЧИТЕЛЬ!
- 25.02.2023
- 0
Дорогим учителям Кыргызстана посвящается
От редакции: Исполняющим обязанности министра образования и науки Кыргызстана назначен Каныбек Иманалиев. Он часто выступал в нашей газете с передовыми идеями по реформированию системы образования. Многие его тезисы до сих пор сохранили актуальность. Предлагаем вниманию читателей статью К.Иманалиева, которая была опубликована в “Кут Билиме” в 2015 году.
О значении знаний
Во-первых, сейчас в конкуренции между государствами наступает новая эра – эра конкуренции знаний. По данным экспертов ООН в объеме общего мирового богатства 20% приходится на долю природных ископаемых (нефть, газ, золото и пр.), 16% – на долю недвижимости, а остальные 64% – это человеческий, интеллектуальный капитал. Поэтому мы не должны отчаиваться, что у Кыргызстана нет нефти или газа. Главное сегодня не отстать от других стран мира по уровню образования, который теперь станет главным ресурсом. К примеру, если в индустриально развитых странах грамотное население составляет более 95%, а в беднейших странах мира от 10% до 50%, то в Кыргызстане данный показатель составляет более 98% среди взрослого населения.
Во-вторых, в Америке для подготовки одного работника в области интеллектуального труда расходуется около 400 тысяч долларов. Три пятых общего прироста продукции в США следует отнести за счет квалификации работников, улучшения организации труда и внедрения инновационных технологий. Прямые капиталовложения в профессионально-квалификационную подготовку работников вдвое превысили инвестиции в средства производства.
Доля расходов на нужды прикладной науки имеет устойчивую тенденцию к возрастанию. По данным журнала «Бизнес уик», 36 крупнейших компаний ежегодно расходуют на НИОКР свыше 100 миллионов долларов каждая, а три из них – General Motors, IBM, Ford – 4,4 миллиарда долларов или 20% затрат на НИОКР всей промышленности США.
Треть американских лауреатов Нобелевской премии, четверть членов Национальной академии США – иммигранты. Это немцы, переселившиеся в Америку в годы нацистской диктатуры Гитлера и Второй мировой войны. Не последнюю роль сыграли и итальянские иммигранты, бежавшие в 30-40-х от режима Муссоллини, а также выходцы из СССР, переехавшие в Америку в период правления Сталина. Эксперты пишут об истощении научного потенциала тех стран, выходцами из которых являются иммигранты. А по западным стандартам потеря одного высококвалифицированного специалиста равносильна потере страной 300 тысяч долларов.
В-третьих, в странах с бурно развивающейся экономикой – Японии, Южной Корее и Малайзии из бюджета на образование выделяется сумма, равная от 10 до 24% ВВП. Во Франции и Германии этот показатель составляет 8%, в США – 9%, в Финляндии – 16,4%, а в России произошло удвоение расходов на образование, которые теперь достигнут 7-8% от суммы ВВП.
Известно немало свидетельств успешности государств, сделавших ставку на развитие образования. В послевоенной Японии все силы общества были направлены на всемерное развитие образования и подготовку высококлассных специалистов. Приоритетом нации стало производство качественных товаров и, особенно, высокотехнологичных продуктов. Теперь весь мир покупает японские компьютеры, автомобили, бытовую технику, оценивая их качество и надежность.
Одним из слагаемых успеха японской модели стало грамотное сочетание гуманитарных и технических наук в школьной программе. Так, в учебных планах 6-летней начальной, 3-летней младшей средней школы, 3-летней старшей средней школы уделяется достаточно времени изучению гуманитарных предметов, гармоничному развитию личности ребенка. К примеру, нравственное воспитание, музыка, социальные предметы изучаются с 1-го по 9-й класс, домоводство – с 5-го по 12-й класс, искусство – с 7-го по 12 класс. А в школах Кыргызстана из этих предметов изучаются только музыка и искусство с 1-го по 6-й класс. Учебная нагрузка учащихся 9-го класса в Японии составляет 980 часов, включая в себя 12 предметов. Хотя информатика отдельно не изучается, перед японской школой поставлена задача к десятилетнему возрасту обучить воспитанников компьютерной грамоте на уровне пользователей, и теперь все они пользуются компьютерами, как калькулятором. Поэтому передовые позиции японской экономики в высокотехнологичных отраслях не должны нас удивлять.
За последние 10 лет Индия добилась немалых успехов. Экономика уже выросла вдвое и вновь удвоится менее чем за десятилетие; золотовалютные резервы теперь достигли 90 миллиардов долларов; а экспорт программного обеспечения для компьютеров составляет 10 миллиардов долларов в год. Страна, где 48% взрослого населения неграмотные, сделала ставку на информационные технологии. Индия экспортирует программное обеспечение в 95 стран мира и каждую третью из списка 500 крупнейших мировых компаний. В знаменитой «Силиконовой долине» – центре информационных технологий и промышленности США, 750 действующих компьютерных фирм возглавляют выходцы из Индии. Секрет прорыва этой страны заключается в успехе индийского образования.
В-четвертых. Сегодня наиболее стабильный рост среди стран СНГ показывают Россия и Казахстан. За последние два с половиной года обе эти страны приоритетом избрали приоритетом масштабную поддержку образования и инновационной экономики. Потому что их стратеги осознают, что экономика, основанная только на сырьевых отраслях, не может обеспечить устойчивого роста. Ведь по мнению ведущих экономистов, пока доля инновационных технологий не достигнет в ВВП страны 20%, стабильного долгосрочного роста не будет. Сырьевые экономики слишком зависимы от текущей конъюнктуры мирового рынка энергоносителей. Поэтому руководство этих стран принимает стратегически правильные шаги: в России образовано агенство по нана-технологиям, выделяются огромные средства для новых научных открытий. И в Казахстане и в России оплата труда работникам сферы образования ежегодно увеличивается почти вдвое. Это еще раз подтверждает, что кроме энергетической конкуренции в мире есть более емкая конкуренция – умов и знаний людей. И в ХХI столетии лидирующее место в мире займут те страны, экономика которых основана на знаниях.
В-пятых. В Кыргызстане нет другой столь же масштабной сферы, охватывающей почти треть населения страны. Поэтому, поддерживая образование, государство, по-сути, поддерживает каждого третьего жителя республики. То есть всех, кто занят в образовательной сфере – учителей и преподавателей, учеников и студентов.
Но, к сожалению, в сфере образования сегодня не выполняются даже существующие законы. Например, согласно Закону «О статусе учителей» государство обязано учителям имеющим 5 лет стажа добавлять 10% заработной платы, у кого 10 лет стажа – 20%, у кого 15 лет стажа – 30%. А тем, кто работает в городе 100 сом надбавки, сельским учителям 200, а для учителей приграничных районов – 300 сом. Низкий поклон тем, кто, не смотря на все сложности переходного периода, не смотря на низкие зарплаты, продолжает нести людям знания, воспитание и культуру. Учителя Кыргызстана, вы достойны
лучшего!
Об учителе
Образ учителя – мудреца, обладающего знанием и щедро делящегося им со своими учениками, присутствует в культуре любого народа. Так, в стремительно развивающемся Китае день рождения великого философа древности Конфуция всенародно отмечается как день Учителя. Учитель для китайцев – не просто человек, передающий людям знание, но и этический пример, воспитатель культуры и нравственности своих учеников и хранитель народной мудрости. Например, в кыргызской культуре уважение к профессии учителя выражалось в том, что в народе учителя почтительно называли «молдоке» или духовный, святой человек.
В послевоенный период молодежь СССР по коэффициенту интеллекта IQ занимала 2-3 место в мире. А сейчас, по оценкам международных экспертов, наша молодежь находится по интеллекту уже в восьмом десятке. Сегодня, когда происходит девальвация духовных ценностей, падение качества жизни населения, наша единственная надежда заключается в том, чтобы не допустить падения образовательного уровня населения.
Предыдущие поколения оставили нам мощный образовательный фундамент – научные знания и школьную систему, сеть вузов, библиотек, а также прослойку профессиональных учителей и преподавателей. Образовательная система, сложившаяся в нашей стране с 20-х годов стала главным достижением кыргызов в ХХ веке. В начале прошлого столетия в журнале Санкт-Петербургского географического общества был опубликован интересный прогноз. По мнению его экспертов для того, чтобы кыргызы стали образованным народом необходимо 350-400 лет. А уже через 30 лет после этого 90% населения Кыргызстана было образованным. Культ образования и знаний приносил свои плоды. В послевоенный период, когда многие кыргызские семьи с трудом сводили концы с концами, в каждом доме была книжная полка, а родители на последние средства обучали своих детей. Дети того времени ходили в ближайшие школы за многие километры, иногда минуя по пути горные перевалы. Такого стремления к просвещению еще не знала мировая история. Исторически сформировавшийся национальный интеллект как сплав ценностей и знаний составляет духовный капитал любой нации. Как доказывают отдельные ученые, при снижении образовательного уровня населения хотя бы на 2-3 пункта, для его восстановления потребуется более 30 лет. Расстрачивать образовательный потенциал, созданный подвигом предыдущего поколения было бы для нас непростительно. Мы не имеем права потерять целое поколение образованных людей. Это было бы преступлением перед нашей историей. Мы должны осознать, ценить то, чего нет у многих других народов – природное стремление нашего народа к знаниям, генетическая восприимчивость к новациям и высокий уровень образованности – это глобальный ресурс для будущего развития нашего народа.
О роли нравственности
Принято считать, что причины нынешнего кризиса в стране связаны с экономикой или политикой. На самом же деле кризис начинается в умах людей и только после отражается в разных сферах общественной жизни. Все главные болезни современного Кыргызстана – коррупция, трайбализм, бюрократизм, криминализация власти и равнодушие чиновников к нуждам людей – в первую очередь связаны с кризисом нравственности.
Обществу и государству пора осознать идеологическую и нравственную роль школы. Многие наши сограждане никогда не ходили в мечеть или церковь, не состояли в партиях и не работали на государственной службе. Но нет человека, который не ходил бы в школу. Именно школа может и должна давать всем гражданам Кыргызстана единые ценностные ориентиры, идеологию нравственности. Школа, учитель формируют патриотизм, понятия чести, долга, совести и служения народу – все те ценности, которые не просто скрепляют общество, но и делают население единым народом. Политики делают политику, а учителя формируют сознание нации, ее разум и совесть.
Нам необходимо в первую очередь восстановить прежний социальный статус учителя. В 60-е годы в кыргызских селах не было человека более уважаемого, чем школьный учитель. Для общества тех лет он был и просветителем, и предовым представителем интеллигенции, и эталоном нравственности. Тогда школы выполняли функцию не только образовательных, но и культурных центров. То есть к учителям и местное население, и общественность, и коммунисты, и профсоюзы, и госорганы относились с большим уважением. А теперь отдельные бюрократические конторы вместо должного внимания и поддержки государство направляет в школы многочисленные комиссии и проверки фискальных органов. А количество мечетей в Кыргызстане превысило количество школ, а религиозных книг издается больше, чем школьных учебников.
Вложения в образование – это инвестиции в будущее страны. Интеллектуальная сфера имеет самый длительный цикл в экономике, но она же приносит наиболее стабильный и мощный результат. Лишь после существенного улучшения финансирования можно будет решить ключевые проблемы сферы образования, такие как ремонт школ, издание учебных пособий, повышение заработных плат учителей.
Мы уже много лет говорим о школьной реформе, но имеем мало ощутимых результатов. Мне кажется, школьная реформа заключается в трех вещах. Первое – это хорошая школа. Сегодня каждая четвертая школа нуждается в капитальном ремонте. Второе – хороший качественный учебник.
Сейчас на 1 миллион 250 тысяч учащихся Кыргызстана приходится не более 1 миллиона учебных пособий, ежегодно издаваемых в республике. Другими словами на одного ученика в год приходится всего 1 учебник, хотя должно быть не менее 7-8. Поэтому, бюджетные расходы на издание учебной литературы следует увеличить в семь или восемь раз. И третье – хорошие заработные платы учителей.
Если учитель получит эти три вещи, он вырастит для Кыргызстана образованных, полноценно развитых граждан. Считаю, что мы сможем удвоить зарплаты учителей за счет сокращения расходов на содержание госаппарата. Кстати, на госуправление сегодня тратится 21% ВВП.
Были времена, когда от короля зависела судьба всего народа, которого возвеличивали – называли «Его Величеством».
Теперь наступает другая эпоха, когда судьба народа зависит от его знаний. И от учителя, который эти знания дает. И как сказал один из отцов-основателей Америки, счастье народа зависит от знаний. От того, как мы будем поддерживать образование, зависит счастье будущих поколений. Поэтому, дорогие наши учителя, накануне Вашего профессионального праздника позвольте назвать Вас так – «Ваше Величество, Учитель».
«Кут Билим», 18 сентября 2015 года
Комментарии