«ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА» СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

  • 25.07.2025
  • 0

Первый министр новообразованного министерства  просвещения Кыргызстана, человек, который стоит у истоков и во главе реализации государственной программы «Алтын Казык», направленной на переход  всей системы образования страны на 12-летнюю модель обучения, — Догдуркүл Шаршеевна Кендирбаева, сегодня отмечает свой 60-летний юбилей. Поздравляем!

«ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА» СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

В связи с этим мы решили обратиться к человеческому облику руководителя, посвятившего почти 40 лет своей жизни развитию системы образования, вспомнить её жизненный путь, созидательные инициативы, широкую мировоззренческую позицию. Итак, давайте обратимся к этим страницам её биографии.

Прежде всего, стоит отметить, что Догдуркүл Кендирбаева не впервые занимает высокие посты в системе образования.  Она уже успешно руководила Министерством образования и науки — одной из самых крупных, сложных и проблемных отраслей страны, занимая пост заместителя министра образования. В ведении министерства находились детские сады, школы, учреждения профессионального образования, вузы и вся научная сфера. Даже частные школы, учебные центры, медресе и специальные курсы в той или иной степени были подконтрольны этому министерству. Сегодня, в сферу образования вовлечено порядка 1,6 млн человек, и эта цифра продолжает расти. Бюджетное финансирование отрасли составляет около 70 млрд сомов, не считая грантов и других источников. Именно по этой причине, как предполагают эксперты, ведомство было разделено на два министерства.

По словам Догдуркүл Кендирбаевой, она убедилась в сложности и высокой ответственности работы в сфере образования ещё в 2012–2014 годах, будучи заместителем министра. «Человеческий разум — штука консервативная, ленивая и не желающая избавляться от мелочей. Если его не подстёгивать и не заставлять работать, он будет лежать без дела. Я рассматриваю пост министра как высочайшее доверие со стороны главы государства. Я знаю и поддерживаю его усилия. Результаты начинают проявляться: во всех сферах идут реформы, строятся школы и детские сады, улучшается забота о педагогах, укрепляется материально-техническая база образовательных учреждений. Я не уклонялась от ответственности, когда поступило предложение от Президента, и без колебаний его приняла», — говорит она.

ДОГДУРКҮЛ КЕНДИРБАЕВА:

«Быть министром — невероятно сложная работа, требующая стойкости перед общественным мнением. В повседневной деятельности много взлётов и падений, поэтому нужно быть устойчивым к стрессам и терпимым к критике. Если ты умеешь ценить поддержку и принимать похвалу — это ещё лучше. Я не беру взятки, не даю их и не хожу по инстанциям. Когда прихожу домой, я не министр, а простая кыргызская женщина, уважающая традиции, любящая жена, мать детей, а теперь уже и бабушка. Я убедилась, что руководитель не должен ограничивать своих детей, опасаясь, что скажут люди. Раньше я так делала, но теперь не ставлю детям никаких рамок…»

«ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА» СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Догдуркүл Кендирбаева — профессионал с огромным опытом, широким кругозором, инициативностью и стремлением к новаторству. Она начала свою карьеру с работы простым рабочим в крупном животноводческом хозяйстве в сельской местности. После окончания вуза она прошла путь от учителя истории и экономики до министра, что свидетельствует об умении совмещать профессиональную преданность и высокую ответственность.

За свою карьеру она занимала такие посты, как первый заместитель акима Жети-Огузского района, начальник управления образования Иссык-Кульской области, директор образовательных организаций Иссык-Кульской области, заместитель министра образования и науки, исполнительный директор Международного общественного фонда «Инициатива Розы Отунбаевой». Кроме того, она активно участвовала в общественной деятельности и была избрана депутатом городского кенеша города Каракол.

ДОГДУРКҮЛ КЕНДИРБАЕВА:

«Я пережила три эпохи в образовании: советский период, переходный этап и независимость. По стопам матери я три года работала учителем в сельской школе и даже была удостоена звания «Лучший учитель года» (1998). Затем я стала «учителем учителей» в Караколе. Поэтому я хорошо знаю все тонкости системы образования. В отличие от других отраслей, в образовании нет внешнего лоска, но важно уметь правильно оценивать его результаты. Ребёнок всегда выбирает не предмет, а учителя — это закономерность. Именно этим учительская профессия уникальна и прекрасна…»

«ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА» СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Доктрина Президента КР «Национальный дух — мировые высоты» и государственная программа «Алтын Казык» направлены на воспитание поколения, способного нести ответственность за страну и народ. Они включают укрепление национальной идентичности, обязательное владение государственным языком, освоение официального и иностранных языков, уважение к семейным ценностям и укрепление связей между родителями и педагогами. Для этого необходимо, не поддаваясь пустым мечтаниям, последовательно выполнять требования государственных документов.

Программа «Алтын Казык», трансформирующая систему образования в 12-летнюю модель, — это не просто одна из программ, а тщательно проработанный документ, основанный на национальных особенностях. По словам Догдуркүл Кендирбаевой, законодательная база программы была разработана и только затем вынесена на общественное обсуждение.

«Мы тщательно изучили программы ряда стран и их подходы, но они не применимы к нам. Поэтому мы разработали свою программу. Образование — это не производство или строительство, его результаты становятся видны через 15 лет. Несмотря на тысячелетнюю историю, кыргызы — малочисленный народ. 98% нашего населения грамотны, что по международным стандартам — хороший показатель. Но в сфере образования мы пока отстаём, что подтверждают исследования международных организаций. Требования времени меняются, и мы должны идти в ногу с ними», — отмечает министр.

ДОГДУРКҮЛ КЕНДИРБАЕВА:

«Мы живём в эпоху глобального кризиса. Люди стали менее доброжелательными, преступность растёт, усилились внутренняя и внешняя миграция, ухудшается экология, уже ощущается нехватка воды. Проблемы и вызовы повсюду. Мир неспокоен, и это касается не только нас, но и всего мира. Поэтому нам нужно чётко определить своё место в каждой сфере и искать пути выхода из сложившейся ситуации. Главная цель в просвещении — развитие человеческого капитала. Полученные знания должны иметь практическую ценность. Без этого нельзя…»

«ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА» СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Не раз и не два назначение на пост министра вызывало критику и попытки найти изъяны в её работе. Некоторые даже собирали компромат. Но это неудивительно. Критика раздавалась и в этот раз: зачем учить детей 12 лет, не лучше ли сократить срок обучения, зачем привлекать к школе шестилеток, если не хватает мест, а предметы слишком сложны для детей? Как говорится, критиков много, а тех, кто помогает, — мало.

По данным министра, из 193 стран мира 150 уже перешли на 12-летнее образование. Умственные способности ребёнка формируются до 6 лет, и затем развиваются в этом русле. В условиях стремительного развития технологий задача состоит в подготовке детей к современному рынку труда. Ученики привыкли зубрить материалы, оторванные от жизни, и механически их повторять. Такой подход не отвечает современным требованиям. Необходимо перенимать передовой международный опыт.

Привлечение шестилетних детей к школьному обучению и 12-летний срок вызвали споры, что было ожидаемо. Новые шаги всегда порождают разногласия. Критика, возможно, исходит от тех, кто годами работал в госструктурах, но не смог провести реформы, а теперь управляет частными образовательными учреждениями, преследуя личные интересы.

Критики утверждают, что шестилетние дети не готовы к дополнительной нагрузке. Однако, во-первых, бывший «нулевой класс» теперь называется первым, так что срок обучения не изменился. Во-вторых, школьная программа адаптируется к современным требованиям, а объём и сложность уроков упрощаются. В-третьих, акцент смещается с количества на качество образования.

Для шестилетних детей разница между первым классом и дошкольной программой «Наристе» минимальна: обучение проходит в зданиях детских садов, уроки длятся 35 минут вместо 45, перерывы — 10–15 минут. В 1–3 классах не ставят оценки, недельная нагрузка — 20 академических часов. Главная цель — социализация детей, адаптация к новой среде, обучение общению с ровесниками и учителями, а также укрепление связи между педагогами и родителями.

ДОГДУРКҮЛ КЕНДИРБАЕВА:

«Наша семья не гонится за материальными благами. Я сама не стремлюсь к роскоши. Надеваю платок и иду по делам. Мы далеки от мелочей, поэтому душа спокойна. Дома у меня самодельные шырдак, туш-кийиз, узорчатые одеяла и подушки — они уже как раритет. Гости удивляются, как можно так просто и красиво жить. А как иначе? Жить надо по-настоящему. Мои родственники такие же. 13 лет мы жили с ними рука об руку. Я служила свёкрам как невестка и заслужила их похвалу как дочь. Мой свёкор — мудрый человек, всегда следит за моей работой и даёт советы.

В такой крупной сфере, как просвещение, недостатки неизбежны. Хороший руководитель не пытается замять их, а вовремя их замечает, правильно оценивает и исправляет. В этом плане министр просвещения хорошо понимает тонкости системы образования, не хуже, а то и лучше некоторых громогласных патриотов».

«ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА» СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Современники знают и уважают Догдуркуль Кендирбаеву как человека, чьи дела подтверждают сказанное. Она — признанный специалист, опытный наставник, умелый организатор, внёсший весомый вклад в развитие образования Кыргызстана. В каком бы секторе она ни работала, она направляет все знания, опыт и гражданскую энергию на благо будущего страны.

Ещё раз — с юбилеем!

Догдуркүл Шаршеевна Кендирбаева родилась в 1965 году. Имеет высшее образование: в 1991 году с отличием окончила факультет истории и общественных наук Кыргызского государственного университета.

Трудовую деятельность начала в 1985 году рабочей в племенном хозяйстве «Оргочор» Жети-Огузского района.

1987–1997 — учитель истории и экономики в средней школе им. Ю. Гагарина в Жети-Огузском районе.

1997–2001 — руководитель лаборатории управления школами и привлечения инвестиций в Институте повышения квалификации учителей.

2001–2002 — региональный консультант по образованию в проекте «Раннее развитие детей на уровне сообществ».

2002–2003 — руководитель лаборатории в областном Институте повышения квалификации учителей.

2003–2004 — первый заместитель акима Жети-Огузского района.

2004–2007 — начальник управления образования Иссык-Кульской области.

2007–2012 — директор образовательных организаций Иссык-Кульской области.

2012–2014 — заместитель министра образования и науки.

2014–2023 — исполнительный директор Международного общественного фонда «Инициатива Розы Отунбаевой».

2023–2025 — министр образования и науки.

В 2025 году назначена министром просвещения.

 

Кемел Белек, «Кут Билим»

 

Поделиться

Комментарии