ОТ ЛИКБЕЗА — К ВЕРШИНАМ ОБРАЗОВАНИЯ

  • 13.03.2015
  • 0

Исторический экскурс становления ОГПИ

За плечами старейшего учебного заведения Юга республики – Ошского гуманитарно-педагогического института (в разные годы: педагогические курсы, педагогический техникум, педагогическое училище, педагогический колледж, высший колледж) 90 лет.

Переход письменности на латинской алфавит, названный «революцией на вос-токе», ускорил дело ликвидации неграмот-ности. Каждый грамотный обучал 10 не-грамотных. Занятия по ликбезу сочетались с беседами на общественно-политические темы. И результаты не замедлили ска-заться. Только за годы первой пятилетки в Киргизии было обучено грамоте более 670 тысяч человек. Уже к 1939 году более 90 % трудящихся Киргизии были грамотными, а по данным переписи населения 1959 года Киргизия, как и другие республики СССР, стала республикой сплошной грамотности.

И вновь история уводит нас в далекий 1925 год, когда в Оше были открыты одно-годичные курсы по подготовке учителей начальных классов. На смену айтматов-скому Дуйшену (Ч.Т.Айтматов. «Первый учитель») в школы Юга Киргизии пришли первые выпускники этих курсов. В этом же году курсы преобразовываются в педаго-гический техникум, первым директором которого стал Султан Курмаев, а завучем Шарип Гарифжанов. Эти данные и позво-ляют считать ОГПИ старейшим учебным заведением по подготовке педагогических кадров для Киргизии. В 1927 году произо-шло объединение Джалал-Абадского и Ош-ского кантонов, и педагогический техникум переводится в соседний город.

В 1925 году через курсовые мероприя-тия было подготовлено 276 учителей для киргизских и 96 — для русских школ.

Второе возрождение Ошского училища по подготовке педагогических кадров при-шлось на 1939-40 учебный год. Первый набор учащихся составил 196 человек. Училище готовило учителей начальных классов для киргизских, узбекских и рус-ских школ. Во время Второй мировой во-йны, в связи с массовой эвакуацией детей из европейской части СССР в Среднюю Азию, в том числе и город Ош, женское педучилище, организованное для девушек-кыргызок и девушек–узбечек с ежегодным приемом на первый курс 150 человек, в срочном порядке подготовило нужных в то время квалифицированных специалистов-учителей. Это было значительной победой в деле подготовки кадров национальной интеллигенции из числа женщин местных национальностей. Одним из преподавате-лей, а затем и директором училища в то время был Акрам Валиевич Валиев.

20-21 декабря 1942 года профессор-ско-преподавательский состав Ростовско-го государственного университета, кото-рый был эвакуирован в Ош, совместно с преподавателями Ошского учительского института и с участием широких кругов педагогической общественности Оша про-вел научно-теоретическую конференцию, посвященную 25-летию развития советской науки в СССР.

Третье свое рождение педучилище по-лучило в 1966 году. Ошское педагогическое училище вновь начало функционировать в южном регионе Кыргызстана, и потянулись сюда будущие педагогические кадры со всей Ошской области. Возглавляла педу-чилище директор С. Омуралиева через

год ее сменила К.Салимбаева, далее ди-ректором работал А.Аблаев, а с 1972 года в течение 20 лет педучилищем руководил Юсуп Токтосунович Токтосунов.

В первый год обучения в педучилище трудились всего лишь 8 преподавателей, среди них Старостина М.П., Демин Ф.Н., Школьникова (Орда) Г.Я., Демченко В.И., Ощепкова (Полторацкая) З.Л., Аблаев А.А., Касымалиева К.К. С 1967 года коллектив пополнился целой когортой молодых пре-подавателей только что окончивших вузы. Многие школы города и пригородных по-селков пополнились выпускниками Ошского педагогического училища, но не хватало кадров в дошкольных учреждениях и с 1968 года открывается дошкольное отделение, первый выпуск которого был в 1972 году. Огромную работу на этом отделении осу-ществляли преподаватели Никулина В.А., Предеина О.Н., Турова Л.А., Каспер М.И., Шатравко Н. А., позже влились в коллектив преподаватели Адаева Л.В., Тыныстанова Б.У., Юсубахунова Р.Ю., Исаева З., Онко-шева Г.К., Кутманалиева Д.О., Саленкова Г.Я., Горохова А.Н., Новикова Е.Н., Унге-фухт Н.К., Жумабаев М.Ж. и др.

Но не «хлебом единым» жив человек. Созрела необходимость в открытии музы-кального отделения, которое открылось в 1975 году и представляло собой только одну группу из 30 человек. Первым заведу-ющим музыкальным отделением, который много лет его возглавлял, был выпускник Московского института культуры Б.К. Са-гынбаев. В разные годы на музыкальном отделении работали преподаватели Са-дыбакасова Г., организатор эстрадного девичьего ансамбля «Кыз-Бурак», ныне директор Ошской филармонии, Бондаренко Н.К., Мырсабекова Ы., Бондаренко Л.М., Аширалиев У., Солодовникова Р., Завар-зина Л.А., Бадыкеев Б.А. и др. Открытие музыкального отделения было вызвано тем, что не только в сельских школах, но и в районных центрах недоступно детям было музыкальное образование.

Значимыми для ОГПИ были конец 70-х начало 80-х годов прошлого столетия. В 1979 году построено здание общежития на 611 мест, а в 1982 году – учебный корпус. Двадцать лет педучилищем руководил Ю.Т. Токтосунов. Это был период творческого отношения к работе, коллектив не раз при-знавался победителем различных сорев-нований. Переходящие знамена, вымпелы, призы, грамоты завоевывало как училище, так и отдельные структурные подразделе-ния, например, музыкальное отделение, в котором работают музыкальные кружки, единственный в республике, гремевший во всей Ферганской долине девичий духовой оркестр «Кырк кыз», камерный хор препо-давателей, ансамбль комузистов, вокаль-ный мужской ансамбль «Издейм сени».

Достижения училища в области под-готовки востребованных на рынке труда кадров неоднократно демонстрировались на Выставках достижений народного хо-зяйства в Москве и Фрунзе (ныне Бишкек).

В 1980 году в училище открывается заочное отделение по подготовке воспи-тателей дошкольных учреждений, первый набор составил 60 человек. Заведующими отделением в разные годы были Музафа-рова Н.Т., Саленкова Г.Я., Мырзакулова С.Ж. За 12 лет существования заочное отделение подготовило и выпустило 853 воспитателя дошкольных учреждений.

Новая страница в развитии института – 90-е годы. С обретением независимости в Кыргызской Республике происходят су-щественные изменения в политике, эконо-мике, образовании. Изменения коснулись и нашего учебного заведения.

В 1992 году директором педучилища стал кандидат педагогических наук Абды-лакимов Кенжемат Абдалакимович. С этого же года наряду с подготовкой специалистов по системе государственного заказа в учи-лище начинается подготовка специалистов на контрактной основе. Возобновляется и подготовка специалистов по заочной форме обучения. Наряду с традиционной подготовкой специалистов заочной формы обучения по специальности Воспитание в дошкольных учреждениях, начинается под-готовка по специальности Преподавание в начальных классах, а с 1993-го года — по направлению Физическое воспитание.

В 1994-м педагогическое училище пре-образовано в педагогический колледж. С приходом К.А.Абдылакимова происходит структурное изменение колледжа: в его состав вошли детский сад №46 и школа-гимназия №5 им. Боконбаева, тем самым был образован единый научно-учебно-вос-питательный комплекс по непрерывному образованию и воспитанию подрастающего поколения, единственный в республике на то время.

Улучшается материально-техническая база: строится читальный зал, гимнасти-ческий зал, создается научная библиоте-ка и др. В 1995-м педколледж возглавил кандидат психологических наук Анашбек Жумалиевич Мырсабеков, чьё имя носит институт. До 1996 года подготовка спе-циалистов велась только по программам среднего специального образования. С сентября 1996 года ведется подготовка специалистов как со средним специальным образованием, так и с высшим образова-нием. Подготовка специалистов с высшим образованием велась по направлениям: педагогика и методика начального образо-вания; педагогика и методика дошкольная; физическая культура; менеджмент лесного хозяйства; правоведение; биология; исто-рия; иностранный (арабский, китайский, персидский) язык.

Постановлением Правительства Кыр-гызской Республики 1996 года педагоги-ческий колледж преобразуется в Ошский высший  колледж,  и  начинается  отсчет высшего учебного заведения. Происходит структурное изменение: открываются пе-дагогический и гуманитарный факультеты, образуются кафедры. В 1998 году Ошский высший колледж возглавил кандидат фи-зико-математических наук, доцент Досаалы Чоюбекович Иманбердиев. В этом же году в колледже создается международный отдел, образуются педагогический, физкультур-ный, музыкальный колледжи, открывается факультет дистанционного образования, который включает филиал в г. Сулюкте и учебные лаборатории в Кадамджае, Кара-Кульдже, Наукате, Кара-Суу. Позже решени-ем Ученого совета наряду с существующими педагогическим и гуманитарным создали новые факультеты: менеджмента и бизнеса, естественно-математический, Киргизско-Российский. В то время в вузе работали 6 докторов наук, профессоров, 28 кандидатов наук, доцентов, 57 преподавателей-методистов, более 40 отличников образования СССР и Киргизской ССР.

В мае 2002 года Постановлением Пра-вительства КР Ошский высший колледж был преобразован в Ошский гуманитарно-педагогический институт. Строится новый учебный корпус (первое здание из трех запланированных), гимнастический зал и баскетбольно-волейбольные площадки, благоустраивается общежитие и терри-тория. Иманбердиев Д.Ч. на базе ОГПИ объединил выпускников Российских вузов, проживающих и работающих в Ошской об-ласти; создал и был участником мужского вокального ансамбля «Мырзалар».

В 2005 году институт возглавил доктор педагогических наук, профессор Доолот-бай Бабаевич Бабаев. Нельзя не отметить большой вклад преподавателей, долгие годы кропотливым трудом формировавших и формирующих сейчас знания, умения и навыки у будущих специалистов: Даминова И.Д, Абдывасиева З., Бикиева Г., Садирова Ф., Кадырова Т.К., Жалалова О.Т., Жаан-баева К.Б., Мондошов Ш.Н., Тургунбаева Х.А., Мурзалиева Д.Д., Токтохунова В., Тургунбаева Ж., Жусупова Р.Ж. и др.

С декабря 2006-го институт возглавляет доктор филологических наук, профессор Каныбек Абдуваситович Исаков. Им были определены целевое назначение и проекты развития института, а также ожидаемые результаты, причем, все направления раз-вития теснейшим образом связаны друг с другом и реализуются посредством проек-тов, приоритетность которых определяется на каждом этапе развития. Это и обнов-ление качества образования и кадров, и развитие современного облика института и его внешних связей, и развитие непрерыв-ности и многовариативности образования, и информатизация пространства института, и продуктивность научных исследований, и систематизация, обобщение и развитие международного опыта, и развитие мате-риально-технической базы и финансовых ресурсов института. Большое внимание уделялось оснащению педагогического процесса: создана электронная библио-тека, компьютерные классы и др.

В июле 2011 года ректором становится выпускник нашего учебного заведения, ныне кандидат педагогических наук, доцент Бекмурза Бекболотович Зулуев. Перво-степенное значение уделяется вопросам создания необходимых условий для на-учной, учебной, методической, воспита-тельной работы. Следует отметить, что происходит становление корпоративности ОГПИцев. Создав работоспособную группу единомышленников (проректор по учебной работе, к.б.н., профессор Раимбеков К,Т., проректор по науке, к.х.н., профессор Ба-беков А.У., директор учебно-методического департамента, к.э.н., доцент Субанов Т.Т., деканы факультетов: Мадраимов С.М., Омуралиева Г.К., Абжалов Т.А., Ысма-илов М.З., Мондошов Ш.Н., Сагынбаева Г., Жумабаев М.Ж, директор колледжа Кырбашев Т.К. и др.) целенаправленно и последовательно реализует поставленные цели и задачи в жизнь.

Строится новый учебный корпус (второе здание из трех запланированных), оконча-ние строительства намечено на сентябрь 2015 года.

Налажены тесные международные свя-зи с университетами стран Европы, Азии и Африки. В учебном процессе используются интерактивные, инновационные и другие новейшие технологии, приемы и методы обучения. ОГПИ ведет работу по расши-рению связей и кооперации с ведущими зарубежными учебными заведениями, на-учными центрами, фондами, посольствами.

ОГПИ работает в тесном сотрудниче-стве с Посольствами Российской Федера-ции, Китая в Кыргызстане, Генеральными консульствами Российской Федерации и Китая в Оше. При их поддержке проводи-лись научно-методические и научно-прак-тические конференции и семинары-прак-тикумы для студентов и преподавателей, выпуски устных исторических журналов, «круглые столы», юбилейные чтения, ин-теллектуальные игры для студентов, вик-торины, фестивали, конкурсы, выпущены сборники статей и многое-многое другое.

Сегодня ОГПИ предоставляет широкие возможности для получения высшего и среднего профессионального образования, повышения квалификации, ведет научно-теоретическую и методическую работу, принимает активное участие в обществен-ной жизни и демократических преобразова-ниях. Выпускники ОГПИ живут и трудятся не только в Кыргызстане, но и в разных уголках нашей планеты: России, Украине, Белоруссии, Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, Афганистане, Великобритании, Иране, Египте, Израиле, Сирии, Германии, Латинской Америке и др.

За годы своего существования Ошский гуманитарно-педагогический институт полу-чил признание в образовательной системе и занимает достойное место среди высших учебных заведений на Юге Киргизии.

Н.К.ХАРЛАМОВА,

С.М.МОИСЕЕВА

Поделиться

Комментарии