Юсуп Абдрахманов, районирование ККАО и Кыргызской АССР и почему Пишпек-Фрунзе, стал столицей Республики.

  • 23.01.2025
  • 0

100 лет тому назад в 1924 году, в первые дни и месяцы того самого момента, когда родилась Кара-Киргизская Автономная область, одним из главных вопросов явилась задача ее районирования. В ноябре 1924 года в варианте

ПОЛОЖЕНИЯ  ОБ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ КАРА-КИРГИЗСКОГО НАРОДА    

Автономная область Кара-Киргизского народа, в административно –экономическом отношении разделяется на два округа:  Пишпекский и Джалал-Абадский. Границы перечисленных округов устанавливаются Президиумом Всероссийского Исполнительного Комитета, изменения их в будущем допускается с разрешения последнего. Каждый округ Кара-Киргизской области в административно-экономическом отношении разделяется на районы.

Казалось бы прекрасное экономически оправданное, целесообразное решение, соответствующее требованиям законов управления, и особенностям географических условий в которых находится молодая область. Но внезапно к концу месяца 29 ноября 1924 года Ревком Кара-Киргизской автономной области принимает решение районировать область на четыре округа  ПИШПЕКСКИЙ, КАРАКОЛО-НАРЫНСКИЙ, ОШСКИЙ, и ДЖАЛАЛ-АБАДСКИЙ. А к 1926 году упраздняются округа и идет работа по созданию 7 кантонов.

Для того чтобы попробовать разобраться, с чем связаны такие шаги, необходимо перенестись на несколько лет вперед в 1928 год.

29 октября 1928 года Юсуп Абдрахманов  в своем дневнике сделал такую запись:

Выступил на сессии ЦИКа о перевыборах советов. Предложил Эсеноманову срочно дать наметки районов  Южно-Киргизского округа, а Госплану экономически обосно­вать необходимость создания единого округа. Юг — не нераздельная часть Киргизии, а самостоятельная хозяйственная единица. В этом есть некоторая опасность отрыва Юга от остальной Киргизии. По этим соображениям я долгое время был против единого Юж. округа. Законы экономики оказались сильнее моих желаний и я сдал свои позиции.. Время — фактор, определяющий все.

Что нам говорят эти строки?   Существовала большая опасность потери и передачи Южной части Киргизии в другую Республику, при неблагоприятном  хозяйственно-экономическом развитии событий, также угрозу обостряло оперировавшее в это время на юге области разношерстное басмачество, которое было активным вплоть до середины 30-х. Даже когда область уже была преобразована в Автономную республику в 1930 году выступая на VI-ой областной партийной конференции Абдрахманов отмечал:

Товарищи, Север и Юг в хозяйственном отношении представляют большую разницу в силу того, что на Юге было сильно влияние ростовщического капитала, на Юге раньше приобщились к капиталистическим путям развития сельского хозяйства, на Юге было сильно узбекское влияние, которое наложило и свой отпечаток на бытовые условия южного киргизского населения. Бытовые условия, разговорный язык южных киргиз в значительной степени разнятся от бытовых условий, разговорного языка северных киргиз. Поэтому вопрос с Югом является сложным и ответственным. То что мы до сих пор эти особенности Юга не учли, то что мы до сих пор не приняли серьезных и решительных мероприятий к тому, чтобы минимально сократить разницу между Югом и Севером- это наша ошибка с точки зрения политики. Вопрос Юга и Севера есть вопрос консолидации киргизской национальной линии. Можно в условиях Советов поставить вопрос в такой плоскости, что нам необходимо объединить Юг и Север, чтобы собрать киргизов как нацию….

В 1931 году находясь в Оше Абдрахманов в своем дневнике  с болью  напишет такие строки:

Югом руководит больше  Ташкент чем Фрунзе.  Директивы ОК и правительства южные районы получают дней на 5-7 позже, чем из Ташкента. Иногда Фрунзе дословно списывает то, что пишет Ташкент, а районщики спрашивают- зачем вы тратите деньги?  И они правы. Убожество не в том что Фрунзе дает директивы с опозданием, а в том, что они дословно повторяют директивы Ташкента т.е. показывают незнание конкретных условий.

О чем же можно было говорить еще в 1924 году когда только родилась область —  «Зачем вы тратите деньги?»  далее могли заговорить уже не только вожди из СредАзбюро, но и сам Кремль. Это еще раз доказывает то, что существовала угрожающая целостности молодого объединения, проблема управления Южной частью Кыргызстана под боком у Ташкента, где находилось СреднеАзиатское руководство и которому Советская Киргизия также подчинялась, как и руководству РСФСР и СССР. В связи с этим в 1924 году, с момента образования области, Абдрахманов делал предложение немедленного переезда правительства из Ташкента в кыргызский город Джалал-Абад, находясь в котором можно было бы более лучше организовать управление и взаимодействие в Южной части области. Но к сожалению Джалал-Абад  был мало приспособлен для этого, поэтому как временное решение, было принято выбрать столицей Пишпек, и переехать туда правительству. Но почему же Фрунзе(Пишпек) впоследствии, так и остался главным городом Кыргызстана?

К 1925- году  Высшее политическое руководство СССР наконец- таки стало  предпринимать активные шаги по индустриализации страны. На повестке дня стояли вопросы по строительству крупных масштабных проектов с огромными капиталовложениями, которые сразу принесут отдачу не только всей стране, но и само претворение этих планов в жизнь, там, где будет проходить возведение гигантских промышленных, инфраструктурных и транспортных объектов, станет драйвером развития экономики тех районов и территорий, где они будут реализовываться. В 1926 году Абдрахманов работая в Москве в аппарате ЦК ВКП(б), объединившись с соратниками из руководства СреднеАзиатских Республик, РСФСР, Госплана, Наркомата путей и сообщений, Совета Труда и Обороны, Сельхозбанка и других структур, добивается того, что главной стройкой первой пятилетки будет Туркестано-Сибирская железнодорожная магистраль, а Южным истоком этого всесоюзного строительства станет город Фрунзе. К концу 1925- началу 1926 года, уже стало не целесообразно рассматривать возвращение в Джала-Абад, Все народно-хозяйственные экономические планы стали планироваться и реализовываться в увязке с предстоящим транспортным проектом Турксиб. И несмотря на то что из-за чиновничьей недальновидности, в конечном итоге магистраль прошла в 157 км от станции Луговая, Фрунзе на Южном участке строительства, по прежнему оставался главным логистическим пунктом этой гигантской стройки, и становился центром экономического притяжения в Республике, к тому же от самого Фрунзе в это же время стал продолжаться ж.д. путь вглубь северной части Советской Киргизии к Иссык-кулю. Принимая во внимание меняющиеся обстоятельства, когда переезд правительства в Южную часть уже исключен, но опасность отрыва Юга никуда не исчезала, Абдрахманов отстаивает вопрос по районированию автономии на 7 кантонов: Фрунзе, Чуй, Талас, Каракол, Нарын, Ош, Джалал-Абад. Нужно определенно подчеркнуть что создание отдельного большого  Южного округа, было экономически оправдано еще в 1924 году. Но Абдрахманову нужно было выиграть время для того, чтобы Киргизия хотя бы не много окрепла хозяйственно, культурно, политически, поэтому он шел на такие шаги. И лишь в конце октября 1928 года, когда опасность несколько ослабла, Абдрахманов инициирует подготовку к созданию отдельного Южного округа.

Поделиться

Комментарии