ВОСПИТАТЬ УВАЖЕНИЕ К СЕБЕ

  • 09.10.2015
  • 0
ВОСПИТАТЬ  УВАЖЕНИЕ  К СЕБЕ

   Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо  достоинств.

Почтение – это проявление высочайшего уважения к другому, которое не содержит и намека на эксплуатацию.

Опираясь на эти утверждения нельзя не  согласиться с Джоном Пауэллом: «Мы  знаем, что если бутон  цветка поврежден неблагоприятными условиями, такими как неожиданный мороз, он не распуститься.

Точно так же человеческое существо, лишенное теплой поддержки любви, вынужденное терпеть леденящее отсутствие похвалы и привязанности, останется  замкнутым в себе.»

Именно поэтому и столь высока ответственность  родителей, учителей за  воспитание подрастающего  поколения. Не секрет, что  иногда в школах  работают  люди, далекие от звания  Учитель. Может поэтому должны быть бесценны те учителя, которые пришли в школу по призванию, любящие детей, знающие предмет, являющиеся сами образцом поведения, которых принимают  дети, тянутся к ним и видят в них людей, достойных подражания.

В нашем  учебном образовательном коллективе — Международной школе «Силк Роуд» — существует много традиций и праздников. Одним  из таких осенних празднеств является встреча в начале сентября, когда приглашают всех выпускников и классных руководителей за большим  столом, который по той же традиции обставлен всевозможными вкусностями, начиная с шашлыка и чечевичного супа до пирожных и пахлавы, с множеством  фруктов и салатов.

Начавшись с дружественных объятий  и комплиментов, встреча плавно  переходит в дружескую беседу, организованную на этот раз заместителем  директора  Д. Мусаевым.

Теплые трогательные слова, сказанные в адрес уже выпускников – студентов  классными руководителями  А. Нигматуллиной, З. Уйсал и другими учителями были наполнены любви и немного грусти—эти дети уже не будут сидеть в классах, и все последующие встречи будут реже—они ушли в свое большое плавание, где учителем будет уже  сама жизнь.

На этой встрече было много ребят, которые прилетели на лето из  Англии, Америки, Турции, многие обучаются и в  Бишкеке.

Ребята, конечно же, общаются и между собой  и учителями — но живое общение не  заменить ничем. И начало фразы: «А  помнишь…» заканчивалось громким хохотом, да, многое уже не вернешь, многое забудется…

Только где-то, в глубине души останутся все же трогательные воспоминания  о первых чувствах, о несправедливой оценке, о предмете,  который не  любишь до сих пор, о словах, которые тебе тогда казались очень жестокими, но осознание справедливости сказанного понимаешь  теперь, о благодарности, за то, что терпели, выслушивали и подсказывали…

Вспоминается один эпизод из школьной жизни. Мой любимый  11 А. Ранняя весна. Настроение просто замечательное,  романтическое. День такой очаровательно теплый. И  вдруг такая неожиданная просьба детей: «Давайте проведем этот урок на улице». Тема урока — ранний романтизм М. Горького как нельзя кстати. Ребята расселись по скамейкам—весело, радостно, шумно.

Сесть не решаюсь, думаю, наверное, еще свежо…  И вдруг  Айтбек  говорит:  «Все, садитесь, мы согрели место для вас…» Сказать, что было приятно — мало…Такая волна благодарности за столь хорошее воспитание, за чуткость , воспитанную родителями и не «убитую» учителями.

И, обратная связь — давно не получал оценок — надо его сегодня  спросить.

Но, взглянув на ребенка, понимаешь — не готов, не только к уроку, но и к общению. Что-то случилось, может дома, на улице, в душе…

Пропускаешь — в следующий раз.  И сколько тихой благодарности в глазах ребенка за понимание. Наверное, именно с таких моментов и рождается  взаимное уважение  учителя и ученика.

Научить проявлять уважение ко всем взрослым нелегко, тем  более, будем откровенны, заслужили его не все (в силу разных причин). Именно поэтому огромное количество  классных часов посвящается этой теме, звучит она также часто на уроках литературы. Когда на примерах литературных героев  идет бурное обсуждение в пользу того или иного героя. Но как показывает практика, примером для жизненного подражания зачастую бывают сами  учителя.

Говоря, о роли учителя в жизни  школы  мы зачастую слышим «учителка» — это печальное явление наших  современных школ, мужчин –учителей в школах нет, или очень мало, поэтому, те учителя мужчины, которые работали и работают сейчас в нашем коллективе дороги особо.

А когда это  Учитель с большой буквы — без вредных привычек, чудесный семьянин, прекрасно знающий свой предмет, спортсмен — им  остается только гордиться.

И не назвать  имена этих  учителей было бы несправедливо: Ш. Кучукоглу, Ш.Сарыхан, А.Гюрсой,  К. Оздуман, Д. Мусаев и многие другие.    Спасибо вам, что вы есть!

Ведь конечной целью  нашего образовательного процесса  является  воспитание самостоятельного, тактичного, умного и чуткого человека, способного противостоять тем огромным трудностям, которые встретятся на их жизненном пути.

Никогда не будет у ребенка желания  вернуться  в ту школу, где его  унижали, обижали, оскорбляли.

И тем радостнее видеть лица выпускников с неподдельной радостью и  уважением встречающих  своих любимых учителей.

А  таких печальных  историй,  формального подхода  к детям как этот  из  книги «Совершенная  пара»   А. и К. Оллман а Ли  об ошибке учителя не было в нашей жизни.

В  начале года один учитель, впервые  вошедший в класс,  получил список имен детей, где после   каждого имени следовала двух — трехзначная  цифра.

Только, выставив отметки, в конце  года он  узнал, что  изначально эти  номера  означали не  КИ (коэффициент  интеллектуальности),  а  номера шкафчиков для одежды.

Но  было поздно—оценки детей  соответствовали номерам шкафчиков.

А наша очередная встреча закончилась не только поздравлением с новым учебным годом, но и спортивным матчем, где победила дружба, но и подарками учителям — часами  с эмблемой родной школы.  Это  был еще один бесценный жест, когда администрация ценит, уважает труд учителя и вместе с учащимися делится этой радостью совместного признания  достоинства и уважения  Учителя.

Альбина Нигматуллина

Поделиться

Комментарии