ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ: МИГ – В ОБРАЗОВАНИЕ

  • 28.02.2020
  • 0
ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ: МИГ – В ОБРАЗОВАНИЕ

Сегодня с развитием информационных технологий и интернета медиаграмотность перестала быть сферой исключительно традиционных медиа, которые включают в себя телевидение, радио и печатные издания. Сегодня медиаграмотным должен быть каждый гражданин, независимо от того, откуда и в каком объеме он получает информацию. Поэтому необходимо основы медиа-информационной и цифровой грамотности внедрять со школы, чтобы наши дети могли грамотно анализировать, сравнивать, искать информацию, необходимую им для образования. Проект «Медиасабак», реализуемый Центром поддержки СМИ, стартовал еще в 2012 году, но широкого развития и распространения он получил в 2017 году. Мы благодарны Министерству образования и науки, Кыргызской академии образования за поддержку всех наших начинаний и тесное сотрудничество. Без поддержки ключевых партнеров вряд ли можно было добиться таких впечатляющих успехов.

ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ: МИГ – В ОБРАЗОВАНИЕ

Кыргызстан в этом направлении – пионер во всей Центральной Азии, потому что в отличие от соседних стран проект по внедрению элементов медиа-информационной грамотности в сфере образования получил государственную поддержку в лице ключевых парт-неров. Только за этот год по проекту «Медиасабак» были реализованы несколько крупных мероприятий, которые внесли свой ощутимый вклад в продвижении медиа-информационной грамотности в сфере образования.

Летом на Иссык-Куле, в партнерстве с другими гражданскими организациями, прошел традиционный лагерь демократии и медиаграмотности для учащихся старших классов со всех регионов страны. В течение десяти дней 72 участника на разных интерактивных площадках молодежного лагеря учились основам демократического управления, критического восприятия и анализа потребляемой информации. По окончанию лагеря, его выпускники уже на местах, проведя тренинги и семинары, передали свой опыт и знания более 200 другим детям.

В августе и ноябре была продолжена работа Медиалабораторий в регионах, на которых школьные учителя, представители региональных отделов образования и центров по переподготовке учителей прошли обучение по основам медиаграмотности и внедрению элементов медиа-информационной грамотности в учебный процесс. В августе 42 учителя из десяти школ Нарынской области прошли обучение. В свою очередь они обучили более 100 своих коллег по окончанию Медиалаборатории.

В Талаской области 42 учителя из 40 школ обучили более 858 своих коллег после обучения в Медиалаборатории. В ноябре такое же обучение было проведено для 86 учителей Ошской области. В 2020 году Медиалаборатории планируются провести в Баткенской и Джалал-Абадской областях. Следует отметить, что это вторая серия Медиалабораторий для региональных учителей (первая фаза была проведена в 2018 году). В общей сложности за прошедший год по проекту «Медиасабак» основам медиаграмотности и внедрению элементов медиа-информационной грамотности в образовательный процесс были обучены 523 учителя, которые провели тренинги для своих 1 358 коллег в школах.

В ноябре в Оше прошел второй (первый прошел в 2018 году в Бишкеке) национальный конкурс школьных медиауголков, в которых приняли участие 100 человек со всей страны, которые представили более 60 школьных медиауголков. По условиям конкурса его участники должны создать страницу школы или класса на одной из платформ в социальных сетях. Десять победителей конкурса получили в качестве подарка ноутбуки и wi-fi роутеры.

В этом году впервые в современной истории Кыргызстана был организован национальный конкурс на лучшие разработки уроков с элементами медиа-информационной грамотности среди школьных учителей. Конкурс стартовал 18 сентября, а его итоги были подведены на первой в Центральной Азии конференции по медиаграмотности в сфере образования в Бишкеке. Всего на конкурс поступило 84 заявки, из которых были отобраны шесть победителей. Самыми интересными и оригинальными жюри признало разработки следующих учителей: Эльмиры Кармышевой, средняя школа №5 в Нарыне, (по истории), Светланы Ковригиной, средняя школа №17 в Бишкеке, (по информатике), Таалайгїл Искаковой, средняя школа №32 в Бишкеке, (по математике и информатике), Илгиза Шамырзаева, средняя школа-лицей №52 в Оше, (по кыргызскому языку) и Элдора Далиева, средняя школа в Исфане, (по предмету “Человек и общество”). Разработки уроков победителей конкурса опубликованы на официальном сайте проекта “Медиасабак”, http://mediasabak.org/

В сентябре была запущена новая платформа проекта “Медиасабак” по адресу http://mediasabak.org/, куда загружены все уроки по медиа-информационной грамотности на русском, кыргызском, казахском и таджикском языках. В будущем планируется перевести эти уроки на узбекский язык. Каждый видеоурок сопровожден детальной разработкой урока в Power Point и в текстовом варианте. Они продублированы на официальном канале проекта на YouTube, @МедиаСабакMediaSabak.

В этом году была подготовлена новая серия анимационных фильмов, разъясняющих детям в доступной и игровой форме различные аспекты медиа-информационной грамотности.

ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ: МИГ – В ОБРАЗОВАНИЕ

В новом сезоне неутомимый Макс продолжает изучать интересный мир медиа. Ему в этом помогает младшая сестра Алина. Они вместе попадают в различные ситуации и пытаются найти выход, грамотно использовав свои знания. Такие яркие короткометражные анимационные фильмы помогают детям лучше понять важность медиа-информационной грамотности в современных условиях. С помощью запоминающихся образов Макса и Алины нам удалось в доступной форме изложить такие сложные темы, как информационная манипуляция, сетевой этикет, критическое мышление, постправда и так далее. Надеемся, что новые серии анимационных фильмов будут также популярны среди школьников, учителей и родителей как первые приключения Макса.

На новой платформе все желающие могут пройти тестирование, чтобы оценить свой уровень медиаграмотности. Также здесь загружен первый в истории образования Кыргызстана пробный вариант онлайн-учебника по предмету «Человек и общество», http://onlinekitep.kg/, разработанный экспертной группой Центра поддержки СМИ, Кыргызской академии образования, Министерства образования и науки. Это новый тип учебного пособия с интерактивными заданиями и тестами, учитывающий физиологические и психологические аспекты развития пятиклассников.

В октябре более десяти школьных учителей из Кыргызстана ознакомились с опытом своих коллег в Германии в рамках рабочей поездки, организованной Академия Deutsche Welle и Центром поддержки СМИ. Участники были отобраны по итогам конкурса, объявленного среди учителей пилотных школ, прошедших трехдневные курсы по медиа-информационной грамотности в рамках MediaLAB.

Учителя смогли познакомиться с опытом своих германских коллег в продвижении медиа-информационной грамотности в системе образования. Участники рабочего тура побывали в немецких организациях продвигающих медиа-информационную грамотность, чтобы воочию увидеть, как проходят такие уроки и на что делают акцент их коллеги в Берлине и Лейпциге.

В составе кыргызской делегации Расул Маматов, заведующий сектором информационного обеспечения Министерства образования и науки КР (ответственного за развитие системы образования с элементами МИГ); Муратбек
Иманкулов, заведующий лабораторией социально-гуманитарных предметов КАО (член рабочей группы, ответственной за разработку новой модели онлайн-учебника для школ КР); Тынчтык Досмуратов, заведующий методического кабинета Ошского городского отдела образования (ответственный за внедрение элементов МИГ в систему образования в Оше); Алмаз Курманкалиев, генеральный директор ОФ «Центр поддержки СМИ»; Айчурек
Усупбаева, программный директор Центра поддержки СМИ и учителя пилотных школ Зухра
Кочорбаева (СШ №16, г.Ош),
Мирлан Нарматалиев(СШ №27, г.Ош), Шухробжан Эргашев (СШ “Андарак”, Баткенская область), Инна Павленко (СШ №5, Чуйская область), Бегайым Кожобекова (ШГ “Ат-Башинская”, Чуйская область), Нуржамал Алибаева (СШ №4, г.Ош), Бобир Юсупжанова (СШ им. “70 лет Октября”, г.Ош), Аида Тагаева (ШГ №38, г.Ош) и Айназ Исмаилова (СШ “Чек”, Баткенская область).

Самым главным мероприятием уходящего года стала первая в Центральной Азии международная конференция по медиа-информационной грамотности в сфере образования, которая прошла в Бишкеке, 15-16 ноября. На площадках и панельных дискуссиях конференции участники смогли наладить сотрудничество, обменяться опытом и новыми идеями по дальнейшему продвижению МИГ в системе образования. Международные эксперты поделились своим опытом и историями успехов на основе национальных и глобальных образовательных стратегий по внедрению МИГ в систему образования. Всего в конференции приняли участие около 200 участников из Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Монголии, России, Украины, Финляндии и Германии.

Для всех участников конференции помимо панельных дискуссий были организованы интерактивные мастер-классы ведущих специалистов по МИГ. Эксперты рассказали про различные инструменты по интерактивным методам обучения детей и повышению их мотивации к учебе, в том числе используя социальные сети и мессенджеры. Все эти навыки и знания помогут учителям эффективно применять элементы медиа-информационной грамотности в учебном процессе.

Одним из главных итогов конференции стало создание сети «CAMIL» по продвижению медиаграмотности в Центральной Азии и Монголии. Меморандум о сотрудничестве в поддержку гражданских инициатив, направленных на решение вопросов, связанных с повышением качества информирования населения и уровня медиа-информационной грамотности подписали Центр поддержки СМИ (Кыргызстан), Центр развития современной журналистики (Узбекистан), Международный центр журналистики «MediaNET» (Казахстан), «Gurdofarid» (Таджикистан) и BAYAR Media Foundation (Монголия).

Конференция была организована Центром поддержки СМИ в рамках проекта по повышению медиа-информационной грамотности (МИГ) в Кыргызстане при поддержке Федерального министерства по экономическому сотрудничеству и развитию Германии, Академией Deutsche Welle в рамках меморандума с Министерством образования и науки КР, Кыргызской академией образования по развитию МИГ граждан посредством системы образования. Прошедшая конференция была первым в регионе масштабным мероприятием, где вопросы медиа-информационной грамотности рассматривали исключительно под фокусом
образования.

В сентябре была подписана Концепция реформирования сферы образования с элементами медиа-информационной грамотности, разработанная экспертной группой Министерства образования и науки; Кыргызской академии образования и Центром поддержки СМИ, которая заложила основы для реформирования системы образования с учетом новых веяний и требований.

В Концепции отражены принципиальные направления в реформировании системы образования в рамках цифровой трансформации страны, отраженной в государственной программе “Санарип Кыргызстан 2019-2023”. В частности, будут заложены основы для формирования нового типа электронных учебников, учебно-методических материалов, соответствующих современным стандартам, с мультимедийными текстами и заданиями. Кроме этого особое внимание уделено цифровизации библиотек респуб-
ликанского и местного значения, музеев, чтобы сделать их более доступными для всех, постоянное повышение квалификации с учетом новых требований и компетенций. Принятая Концепция заложит основу для полного переформатирования системы образования, чтобы юные кыргызстанцы могли получать качественное образование, отвечающее требованиям цифрового общества.

“Мы хотим воспитать новое поколение кыргызстанцев, которые умеют критически анализировать медиапродукцию, грамотно использовать информацию для самообразования, мыслить креативно и инновационно. Мы первые в этом направлении. Это большая ответственность и честь быть пионерами в таком важном деле как продвижение медиа-информационной грамотности в сфере образования”, — подчеркнул генеральный директор Центра поддержки СМИ Алмаз Курманкалиев, подводя итоги уходящего года.

Центр поддержки СМИ продолжит в 2020 году сотрудничество с Министерством образования и науки и Кыргызской академией образования во внедрении элементов медиа-информационной грамотности, инновационных методов, навыков критического мышления, использовании новых технологий, программ и приложений в сфере образования в рамках государственной программы по цифровизации всех сфер жизнедеятельности
граждан.

Поделиться

Комментарии