ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА: ОБУЧАЕТ И РАЗВИВАЕТ ДУХОВНО
- 01.11.2018
- 0
Вальдорфские школы работают в Германии, США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии, Венгрии, России, Украине. Эти школы работают по принципу «неопережения» развития ребенка, а предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам, и пособиям в первую очередь для развития фантазии детей. Большое внимание уделяется духовному развитию. Более подробно об этой школе нам расскажет Гульмира, которая живет и работает в Москве, и видит работу Вальдорфской школы почти ежедневно. Это интервью было записано в августе этого года в рамках форума «Соотечественники” (“Мекендештер»), который ежегодно проходит по инициативе МОФ “Инициатива Р.Отунбаевой”.
— Гульмира, расскажите пожалуйста, ваш ребенок посещает Вальдорфскую школу? Почему вы выбрали именно эту школу?
— Когда мы приехали в Москву я понимала, что у нашего ребенка открываются широкие возможности для образования в Москве. Мне посоветовали подруги, у которых дети учатся по Вальдорфской системе в других странах: в Финляндии, и в частности, в Германии. И я нашла такую школу в Москве. Она была недалеко от нас, и это тоже один из плюсов. И вот мы уже целый год проучились в этой школе. Она обычная московская общеобразовательная школа, но основана на Вальдорфской системе педагогики.
— Вальдорфская школа отличается от других. Даже таблицу умножения дети учат как-то по другому: топают, хлопают, как в рифмовке. Расскажите о методах обучения в этой школе.
— Наши старшие дети учились в обычных общеобразовательных школах, и я вижу огромную разницу. Во-первых, первый урок — это главный урок. Вся учебная система строится на эпохах, т.е. сентябрь – эпоха математики, октябрь – русский язык и литературное чтение и т.д. То есть в сентябре полное погружение в математику. В этой школе нет учебников. Детям дают тетради формата А4, не разлинованные и пишут они перьевыми ручками. Ведут записи, делают рисунки, и многое зависит от учителя. Учитель ведет детей с первого по восьмой класс. Учителя там уникальные. Когда дети приходят в школу, почти полтора часа — это главный урок, потом остальные предметы — это творчество. Есть такие, как эвритмия, это обязательный предмет — это ритмичное покачивание под классическую, духовную музыку. Конечно, в школе элемент духовности, религиозности присутствуют, но я считаю, что религия — это часть культуры. С первого класса обязательно каждый ребенок должен играть на флейте. Это обязательный урок, и если кто-то играет на других инструментах, то это хорошо, так как каждый класс — это оркестр. Дети садятся в круг и проходит урок музыки, как занятия в оркестре. Также у них есть предмет живописи, но не рисование, а именно, урок живописи. И обязательный предмет — это вязание крючком. Дети вяжут. Объясняется урок вязание тем, что в скандинавских мифологиях человек должен уметь плести сети. Вся школа работает с натуральными материалами. И еще я забыла сказать, в школе с первого класса идет изучение двух иностранных языков: английский и немецкий.
— Говорят, что очень много задают учить наизусть?
— Учат Пастернака. Учат сложные духовные стихотворения в процессе обучения, в процессе игры. Учат таблицу умножения на эвритмии, с ритмом, поэтому им легче запоминать. Но то, что запоминают очень сложные тексты — это правда.
Больше всего меня привлек то, когда ребенок утром приходит в школу, он подходит к учителю и говорит: “Доброе утро, дорогая Анна Ивановна!” Она отвечает: «Доброе утро, дорогой Вася или Кайрат!» Обращается к ребенку, пожимает ему руку, и когда прощаются, также говорят: «До свидания, спасибо за урок!” Т.е. обязательный тактильный контакт с учителем, и учитель также обращается к каждому ученику. Кроме того в школе нет никаких мобильных телефонов. Там даже запрещено играть в «Лего». Не разрешают свечи в форме животных или растений, потому что это можно сломать, и это идет как разрушение. Дети счастливы природными материалами, играми, то что они там делают в классе: играют, дружат, разговаривают.
— А как часто вы общаетесь с самим учителем? Насколько это нужно, и важно в этой школе?
— Можно приходить в любое время, когда учитель свободен. Учитель всегда открыт, а вот родительские собрания устраиваются очень часто. И для меня тоже было очень удивительно, что на родительском собрании ни слова не говорится ни об ученике, ни об учебной деятельности. Учитель говорит коротко о том, какую эпоху проходят и просит сделать акцент на что-то. Родители сидят и рассуждают о методах воспитания детей, мамы задают вопросы о воспитании, учитель дает советы. Оценок в этой школе нет. Ставят какие-то плюсы, минусы, т.е. никакой системы отметок. Ведь школа при Минобразовании. В конце учебного года все дети на сто процентов хорошо прошли все тесты.
— Вот мы заговорили, что нет оценок, нет домашнего задания. Что нет совсем домашнего задания или все-таки что-то есть?
— Есть небольшое домашнее задание. Например, ребенок делает только один урок. Это же не пять, шесть уроков, как в обычной школе. Потом у них есть группа продленного дня. Я записала ребенка, и думала, что он там будет делать домашние задания. Но они в продленке общаются, гуляют. То есть развитие продолжается. Ребенок просто находится в школе. В школе есть кружки, и они все бесплатные. Школа сама бесплатная. Они там находятся столько, сколько хотят. То есть им очень интересно. Потом у них есть уроки труда. Например, они всем классом делают вареники. При чем эту самую муку они сами добывают, т.е. проращивают пшеницу, просеивают, измельчают, промалывают пшеницу в муку, сами делают тесто, раскатывают, лепят сами своими руками. То есть они знают весь процесс приготовления: от начала и до конца.
— Расскажите как организовано само питание в школе?
— Так как это обычная общеобразовательная школа, завтраки для всех московских детей бесплатные. После первого урока дети идут на завтрак. А потом после уроков обед. Это большое помещение, в котором все столы деревянные, длинные. Дети все вместе как община, все сидят лицом друг другу. И разговаривают между собой. Каждый наливает себе суп столько сколько хочет. Второе, они идут и берут сами. Такая спокойная обстановка, и очень семейная. Жареное ограничено, например, может быть плов, но он будет приготовлен по-особому. Исключаются любой фастфуд, пирожки и подобное. Могут быть печеные булочки. Если у какого-то ребенка день рождения, то ты можешь принести в эту столовую только органическое и сделанное своими руками, т.к. покупное приносить туда нельзя. И каждый ребенок когда ты раздаешь говорит тебе спасибо, говорят спасибо Богу, тем кто это сделал и приступают к еде. Они используют такое слово как «трапеза». Это старый русский язык и он тоже обогащает лексику.
— Совместная деятельность в классе. Как это выглядит в Вальдорфской школе?
— Совместная деятельность у них есть. Это у них называют проектами. Они делают совместно какую-то одну поделку. Например, что-то из дерева. Принесут какой-нибудь сруб, и что-то из него делают. Меня поразило, что дети становятся открытыми. Мой ребенок стал общительным, ведь они в процессе этого труда общаются. И еще в этой школе много детей с ограниченными возможностями. И эта совместная деятельность переходит на внешкольное общение. Когда они собираются на дни рождения они организовывают для именинника спектакль, родители вместе с детьми готовят какую-нибудь легенду из школьной программы, а подарки тоже не материальные, а полезные, например, родители оплачивают курс каллиграфии и это очень полезный подарок. Родители скидываются и покупают имениннику талонбилет на этот курс. Бывают дарят книгу, но чаще это какие полезные подарки, как ознакомительный тур в какой-то музей. Наш ребенок пришел с хорошим немецким языком. И ни у кого из детей не было зависти, что он знает его лучше, чем они. Они умеют это ценить и уважать. Я говорила же, что нет оценок в этой школе. Так вот, говоря о совместной деятельности уверена, что они делают все вместе, помогают и оценивают друг друга без зависти. Они получают и знания, и жизненные навыки, и духовно развиваются. Иностранные языки учат в основном на фольклорном материале (стихи, потешки, эпосы). Изучение языков идет через творчество.
— Вы немного обмолвились о том, что ребенок приходит в школу и учитель ведет его с первого класса и до старшей школы. Потом добавляются еще другие педагоги. Расскажите об этом, о педагогах школы?
— Да один учитель ведет класс с первого по восьмой класс, выпускает их и отдает после восьмого класса в старшую школу. От этого учителя зависит почти все: он выбирает учебники, программу.
Ребенок вообще не боится учителя, он тянется к нему. А потом другие преподаватели каждые 2-3 недели проводят открытые уроки. Сами учителя хотят, чтобы родители видели сам процесс. Например, эвритмия, уроки музыки, живописи, проходят очень интересно. И мне хочется отметить, что в конце учебного года каждый учитель пишет каждому ученику характеристику. Отзыв-характеристику «это у него получается хорошо, а здесь надо постараться», и в конце каждый учитель пишет пожелания: хорошего прекрасного лета, чтобы набрался сил. Главное пишут успеваемость по урокам, и в то же время личностный рост ученика. Что за год он стал меньше стесняться, стал активнее на уроках, он стал дружить с девочками. Такой отзыв-характеристика присылается каждому родителю. И просят, чтобы детям не показывали. Детям показывается только то, что им нужно почитать.
— На ваш взгляд , не слишком ли идеализирована атмосфера в школе и не отрывает ли это детей от реальности?
— Нет, я так не думаю. Они же кроме этой школы ходят и еще куда-то. Например, наш ребенок ходит в музыкальную школу, ходит в бассейн, занимается другими видами. Он видит и другие условия, и другую среду. И дети там не идеальны, они могут и поругаться между собой, и еще что-то. Но при этом они никогда не говорят плохих слов, они говорят: «Зачем ты это сделал?» То есть они умеют спорить, выражать свое мнение. Среда их пребывания меняется, и она разная. Дети закаляются. Ну хотя бы в этой школьной среде они чувствуют себя комфортно. Основной упор в школе делают на развитие личности ребенка.
— Учение идет по принципу «желания». Ребенка не заставляют сидеть над учебниками, а дают возможность выбора?
— Основной упор в первых классах обучения делается на развитие личности ребенка. Педагог сотрудничает с ребенком пытается максимально поддержать ребенка и воплотить его мысль/идею/желание. Главное, чтобы это не навредило другим. И это мудрый подход; в школе уделяется огромное внимание творчеству; отсутствуют домашние задания; не ставят отметок; вклассе все едины и по этому класс это большой сплоченный коллектив, даже семья. Очень дружные и творческие родители, потому что их объединяет школа и деятельность детей; дети в этой школе – центр Вселенной. И это так и должно быть. И люди которые говорят, что Вальдорфская педагогика — это большая секта, больше религиозного обучения, они все-таки заблуждаются. Я думаю, что если бы там были такие элементы сектанства, то Минобразование России не разрешило бы деятельность такой школы. Все это очень строго наблюдается, и мне кажется отслеживается и смотрится.
— В любом случае, только родитель сможет принять решение о том, подходит ли данная школа его ребенку или нет. Меня, например, очень вдохновила мысль о том, что в данной школе своя гармония. Здорово, когда ребенок воспитывается и обучается в волшебном месте. И уж очень привлекает тот факт, что школа превращает любой праздник в сказку, где каждый ученик – очень важный и нужный персонаж. Если вас это заинтересовало, то более подробную информацию можно узнать на сайте вальдорфской школы.
Аэлита Агайдарова, сотрудница МОФ “Инициатива Р.Отунбаевой”
Комментарии