УЧИТЕЛЬ – КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА В СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

  • 22.05.2023
  • 0

УЧИТЕЛЬ – КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА В СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Вы знаете, мне по-прежнему верится, что, если останется жить Земля,

Абдылда Мусаев,
ректор БГУ им. К.Карасаева, Председатель ассоциации вузов Кыргызстана, Вице-президент Евразийской ассоциации университетов, профессор

Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвёртый высокий Дух изрёк: «Вложи в каждого человека жажду знаний и дай им учителя». И тогда на Земле стали рождаться ангелы как обычные дети, которые взрослеют и спешат к детям. Это были учителя!». Так повествует притча о появлении первого Учителя на
Земле.

Сегодня в мире профессий специальность учителя занимает особое место в обществе. Именно от личности учителя зависит и воспитание, и образование детей, и будущее государства. Все человечество прошло через руки учителей и всех нас во многом сформировала школа, и в первую очередь наши педагоги.

Достаточно вспомнить имя выдающегося педагога А.С.Макаренко,
воспитавший более 3000 трудных подростков, ни один из которых не вернулся в преступную среду. Некоторые из воспитанников А.С.Макаренко впоследствии стали талантливыми и известными учителями, а другие – героями Великой Отечественной Войны. Сегодня книги А.С.Макаренко необычайно популярны среди менеджеров в Японии, которые используют его принципы создания здорового и дружного коллектива. ЮНЕСКО объявила 1988 год годом А.С.Макаренко и включил его в число выдающихся педагогов, определявших принципы педагогики ХХ века.

Известные философы, деятели науки и просвещения, поэты и писатели высоко ценили роль учителя. Я.А.Коменский считал, что «учителями должны быть лучшие из людей» и ставил должность учителя на такую высоту, «выше которой ничего не может быть под солнцем». Английский писатель Герберт Уэллс, отмечая гуманистическую направленность педагога, писал, что «ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель… Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества». Казахский поэт Абай считал, что самое лучшее в человеке от учителя. А поэт Роберт Рождественский называл профессию учителя – профессией «дальнего действия. Главной на
Земле!».

На Востоке традиционно, с незапятных времен, учитель и сегодня остается по-прежнему значимой и почетной профессией, особенно сельский, потому что учитель в селе считается прежде всего моральным авторитетом, окном в другой мир, просветителем и защитником.

Уважительное отношение к учителю сохранились в высказываниях древних восточных халифов, философов и ученых. К примеру, халиф Али сказал: «Я буду рабом тому, кто обучил меня хоть букве из знаний: если хочет – пусть продаст меня, если хочет – освободит, а хочет – пусть держит в рабстве».

Другой великий ученый имам Абу Ханифа, как-то сказал: «Я ни разу не вытягивал ноги в сторону дома моего учителя, Хаммада ибн Аби Сулаймана, хотя [расстояние] между моим домом и его домом было семь кварталов».

Такое трепетное отношение сохранилось и в наш дни. Недавно британский фонд «Варки» выяснил, в каких странах больше всего уважают учителей. По итогам исследования, проведенного в 35 государствах, на первом месте расположился Китай. По уважению к учителям страны Восточной Азии опередили Европу и Северную Америку. Исследователи также отметили связь между статусом учителя и международной успеваемостью учеников: страны, где статус учителя высокий – Китай, Тайвань и Сингапур, имеют лучшие учебные результаты, чем
страны, в которых статус преподавателя низкий.

Ежегодно 28 февраля День учителя отмечают в одиннадцати арабских государствах в Азии и Африке: в Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии, Египте, Иордании, Саудовской Аравии, Йемене, Бахрейне, Объединенных Арабских Эмиратах и Омане. Отмечают День учителя и в странах СНГ, включая и нашу республику.

В Японии никакого праздника для учителей нет. Но не потому, что японцы не уважают труд учителя. Напротив, японцы безгранично уважают учителей, но не раз в году, а каждый день. В Японии учитель – самая уважаемая профессия. В метро для них существуют отдельные места, для них открыты отдельные магазины, учителя не стоят в очередях за билетом на любой вид транспорта.Б

Быть учителем престижно и в Китае. Его считают здесь вторым Богом. Родители приучают детей к мысли, что учитель всегда прав. В китайской культурной традиции образ учителя всегда был одним из самых уважаемых. По свидетельству социологов, в Китае авторитет учителя для учеников и их родителей бесспорный. Более того, родители учеников всегда стараются выполнять все советы и рекомендации учителей, чтобы их дети добились хороших результатов в учебе. В Китае учителей ценят и профессию педагога называют «священной». Когда ученики встречают преподавателя, они обязательно кланяются, независимо от того, преподает ли у них этот учитель. А в древности ученики в знак уважения к учителям мыли им ступни, показывая своё почтение и готовность подчиняться и слушаться своих наставников.

Учитель в Германии тоже очень уважаемая профессия. Его уважают и ученики с родителями, и власти. Их труд высоко оплачивается даже в начале карьеры. Профессия учителя в Германии хотя и не относится к топовым, гарантирует стабильно высокий доход и хорошую пенсию.

Учитель – очень древняя профессия. Если посмотреть на историю развития педагогической профессии, то мы увидим, как она менялась в зависимости от формации, потребностей общества и других факторов. Издавна она считалась, сложной и ответственной. Мировые опросы показывают, что в рейтинге профессий, от которых зависит благосостояние общества, учителя уступают только военным и врачам. А по уровню стресса учитель такая же тяжёлая профессия, как и профессия диспетчера воздушного движения, пилота или пожарного.

Профессию учителя называют вечной, многогранной. Во все времена обучением и воспитанием подрастающего поколения занимались опытные и способные к этому люди. В древней Греции, к примеру, учителями были самые умные и талантливые граждане. В Риме учителей назначал сам Император из числа самых образованных чиновников.

С эволюционным развитием общества в разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась. Когда образовательный процесс трансформируется под воздействием новых вызовов в образовании, технологии преподавания не могут оставаться неизменными. Как считает А.Веселко, в XXI веке информация сама по себе уже не является ценностью, а ее получение становится максимально простым даже для детей. Школьники с первого класса в совершенстве владеют гаджетами и знают, где найти ответы на свои вопросы. Но ведь доступность информации не гарантирует ее качество и достоверность. Поэтому одна из приоритетных задач учителя сегодня – это научить ученика работать с источниками и находить правильные ответы. Поскольку все это нужно делать в цифровой среде, то учителю для работы необходимы новые компетенции. А.Веселко приводит неутешительную статистику, отмечая, что дети, рожденные после 2010 года – это поколениe Z, рожденное в цифровую эпоху, большая часть из которых (67%) школьников в возрасте 14–17 лет ежедневно проводит более четырех часов в интернете. При этом 89% из них посещают социальные сети. Огромное количество каналов коммуникации и неиссякаемый поток данных создают информационный шум, который искажает у ребенка восприятие действительности. В данном случае роль учителя должна сводиться к образованию и воспитанию, развитию у учеников критического мышления, креативности.

С изменением общественной жизни, интенсивной глобализации, изменяются и дети. Новое поколение Z, в отличие от поколения X и Y имеет другие ценности, нравственные идеалы и установки на свое будущее. Сегодня педагог не человек с мелом и указкой, не транслятор информации, а организатор и модератор учебной деятельности. Чтобы эффективно обучать поколение Z, учитель должен обладать базовой компетенцией XXI века – цифровой грамотностью. Новое поколение детей требует новых компетенций учителей, и чем моложе поколение, тем выше его уровень цифровой грамотности. Дети, рожденные после 2010 года, на «ты» с технологиями, многозадачны и хотят учиться, только если им действительно интересно.

Какими же навыками должен обладать современный учитель, чтобы тоже быть «своим» в цифровой среде?

Сегодня педагог должен не только учить, но и учиться сам, ставить перед собой цели и задачи, искать способы их решения, чтобы оставаться интересным и для себя, и для своих учеников. Учитель – это «вечный ученик». Неслучайно, великий педагог-мыслитель К.Д.Ушинский писал: «Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!».

Сама жизнь доказывает, что, как бы ни был удобен интернет, он не может соперничать с учителем, прежде всего потому что искусственный интеллект и цифровые технологии – это лишь трансляторы знаний. И хотя учитель уже не является эксклюзивным источником информации, тем не менее он необходим, чтобы показать правильное направление ученикам и не дать им потеряться в огромном потоке доступной информации. Современный учитель должен уметь пользоваться теми инструментами, которые интересны новому поколению, должен быть компетентным в вопросах виртуального пространства и уметь ответить на соответствующие вопросы учеников. Для этого ему необходимо следить за молодёжными трендами в подростковой среде. Сейчас обучение проходит в пространстве детей, на той площадке, которая современному поколению более привычна и
комфортна.

Какие подходы сегодня должен применять учитель для работы с подростками? Как заинтересовать детей, привыкших к смартфонам и соцсетям?

Современный учитель должен выбирать тот мир, в котором живут подростки. Если дети проводят много времени в социальных сетях, то нужно использовать это во благо, т.е. используя их язык, среду, в которой они привыкли находиться, заинтересовать их учебой. К примеру, учитель одной из российских школ во время изучения произведения классической русской литературы предложил ученикам завести аккаунты в Instagram для каждого из героев. Ученики создали странички понравившихся персонажей и, исходя из их характеристик, рассказывали там об их жизни. Они не просто переписывали цитаты из книги, а как бы сами проживали жизнь героя, тем самым лучше понимая его. Это необычный, но эффективный способ преподавания, в котором применяются те инструменты, которые современным детям ближе всего. Бесспорно, что этот опыт учителя является ярким свидетельством готовности современного учителя работать с новыми технологиями и достойно с ними конкурировать. Подобное взаимодействие с детьми, погружение в мир их интересов, дает учителю возможность достичь педагогической цели – повысить результат успеваемости и интереса к процессу обучения.

В системе цифрового образования меняется и роль учителя. Система UNESCO компетенций учителей в области ИКТ «подчёркивает, что учителю недостаточно обладать компетенциями ИКТ… учителя должны быть способны помочь обучающимся становиться учащимися в духе сотрудничества, решения проблем, творчества через применение ИКТ». Таким образом, учитель должен интегрировать в себе такие важные ипостаси, как учитель, дидакт и инженер.

Сегодня получили широкое распространение новые технологии: искусственный интеллект, робототехника, виртуальная реальность. Педагог в таких условиях должен стать модератором, разработчиком образовательных траекторий, тьютором, организатором проектного обучения, координатором образовательной онлайн платформы, ментором стартапов, что невозможно без овладения новыми цифровыми навыками.

Могут ли в будущем онлайн курсы, чат-боты, роботы полностью заменить учителя?

Еще в 19 веке людей волновало будущее образование в связи с наступлением научно-технической революции. В 1899 году французский художник Жан-Марк Коте изображал в своих футуристических картинах школу в 21 веке. На его картине ученики поглощают информацию из книг через специальные устройства, воздействующие на нервные импульсы, непосредственно поступающие в мозг. Согласно данному футуристическому сюжету, роль учителя ограничивается только подбрасыванием в механическое устройство необходимой порции книг. Очевидно, что фантазия художника мало соответствует с действительностью, так как жизнь в XXI веке показывает, что педагог и сегодня остается ключевой фигурой в воспитании и обучении учеников.

Можно, конечно, организовать обучение через Skype, Zoom и другие программы, но кроме обучения сегодня очень важны отношения между людьми, их воля, энергетика и харизма. Учитель становится примером для детей, где важно живое общение, которого становится все меньше и меньше в наш век высоких технологий. Учитель воспитывает детей своим поведением, интеллектом и уровнем культуры, дает им знания не только в какой-то определенной области знаний, но и прививает им важные социальные, жизненные навыки и умения.

Практика показывает, что учителя нельзя заменить никакими новейшими техническими средствами обучения, потому что в существующих условиях никто пока не в силах искусственно воспроизвести живое общение между учителем и учеником. Сегодня учитель конкурируя с искусственным интеллектом, находится в более выигрышной позиции, потому что он является носителем духовности и нравственных идеалов, чего напрочь лишена технологическая система. Поэтому профессия учителя останется востребованной и актуальной в будущем.

Учитель должен создать такую среду, в которой будет осуществляться не простая передача знаний, а ученик будет добывать эти знания самостоятельно. И здесь главная задача учителя – научить ученика учиться, работать с информацией, сортировать его, находить необходимые инструменты для решения поставленных перед ним задач, развить в нем умение работать в команде, направляя его и подсказывая, как сделать что-то собственными силами, не давая при этом четких указаний. Для достижения этой задачи от учителя требуется умение гармонично сочетать педагогику с технологиями. Происходящие изменения в парадигме образования, вывели в приоритет личность, умеющего критически мыслить, создавать знание, анализировать и иметь собственную картину мира.

В настоящее время, с развитием науки и переходом общества к новой ступени развития, требования общества к учителю растут. Мир меняется, меняется общество и технологии. И, конечно же, этот процесс не обошел и учителей. «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники», — говорил канцлер Германии Отто фон Бисмарк, подчёркивая этим силу слова учителя, его знаний, внедрения им ценностных установок в головы молодого поколения. Ведь от того, что и как было подано учителем в процессе обучения, зависит, какими в перспективе будут нравственные приоритеты и ценности у молодежи.

Таким образом, сегодня складывается новый образ педагога. Это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, чуткий, внимательный и восприимчивый к интересам учащихся, открытый ко всему новому. И каждый день, как и много тысяч лет тому назад, Учитель спешит к своим ученикам, чтобы выполнять свою высокую миссию, предначертанную ему судьбой — «сеять разумное, доброе, вечное».

(Ps: Своими размышлениями о современном педагоге высшей школы поделюсь в следующей статье)

Поделиться

Комментарии