РАСШИРЯЯ ВСЕЛЕННУЮ Ч. АЙТМАТОВА…

  • 16.02.2024
  • 0

РАСШИРЯЯ  ВСЕЛЕННУЮ   Ч. АЙТМАТОВА...

 (К 95-летию Чингиза Айтматова издана книга Алпаслана Жейлана и Дөөлөтбека Сапаралиева “Чынгыз Айтматов — глашатай жизни кыргызов и тюркского мира”Бишкек, 2023. 224 с.).

В Кыргызско-Турецком университете «Манас» издана оригинальная книга историков, профессоров — ректора Кыргызско-Турецкого университета “Манас” Алпаслана Жейлана и заведующего кафедрой  Бишкекского Государственного университета им. К. Карасаева Доолотбека Сапаралиева под названием “Чынгыз Айтматов — глашатай жизни кыргызов и тюркского мира”, написанной синхронно на четырех языках: кыргызском, турецком, русском и на английском.  Актуальность изданной книги определяется востребованностью творчества Айтматова современными читателями. Чынгыза Айтматова читает весь мир, он влияет на духовный мир каждого читателя, о нем написано, казалось бы, достаточно, но книга авторов открывает новые грани жизни и творчества писателя.

Авторы на основании уникальных документов, на конкретных примерах, в исторической последовательности раскрывают роль и место Ч.Айтматова не только в мировой художественной литературе, но в международной деятельности. В книге проведена колоссальная работа по сбору, систематизации и анализу исторических материалов из биографии писателя, раскрывающие этапы становления его творчества, в хронологической последовательности начиная с 1952 года до сегодняшнего дня. Приводятся уникальные и интересные факты из жизни писателя. Известно, что произведения Чынгыза Айтматова вошли в программы школ и вузов многих стран, по его произведениям снимаются фильмы, ставятся пьесы. Произведения великого писателя «изданы тиражом более 150 миллионов книг на 176 языках мира. По данным ЮНЕСКО, по изданным и переведенным произведениям, Чынгыз Айтматов входит в первую десятку писателей мира. А по данным исследователей по европейскому литературному рейтингу, Айтматов является самым читаемым писателем в мире» (см.: С.127).

 В книге впервые в историческом аспекте предпринят анализ организованного писателем в 1986 г. Иссык-Кульского форума, ставшего площадкой для дискуссий, местом встреч мировых интеллектуалов — самых известных людей в области литературы, культуры и искусства того времени, послужившего основой для формирования нового планетарного мышления человечества (См.: С.137-141).

Как известно, в своих выступлениях, произведениях Айтматов поднимал глобальные проблемы, еще в 80-е годы отмечал, что «Сегодня, как никогда остро, перед нами стоят важнейшие социально-нравственные проблемы, в том числе и такая страшная, как угроза самому существованию человечества: быть или не быть? Сможем ли мы, мыслящие люди, победить эту стихию, не дрогнуть перед охватывающим все существо ужасом, бездонным отчаянием, отнимающим душевные силы и веру, не отречься от будущего ради «последних мгновений», … что требуется от человечества, от каждого человека, чтобы остановить эту угрозу? От искусства, от литературы тут зависит очень многое: тревожить, будить в человеке совесть, мужество, гуманизм, раскрывать перед ним весь мир, чтобы он не забыл, не смог и не смел забыть, что он человек» (Айтматов Ч. Статьи, выступления, диалоги, интервью. М., 1988. С. 231). Эти слова были сказаны Ч. Айтматовым почти 40 лет назад, но и поныне не потеряли актуальности. Гениальность писателя заключается в том, что он предвидел общечеловеческие проблемы, отражая их в своих произведениях, опережая реальность. Он отмечает, что «человечество не пришло еще к планетарному мышлению, поскольку каждый еще не думает о другом как о себе самом, не желая считаться с тем, что он также страшится смерти, страдает, переживает и также любит жизнь, как ты…» (Айтматов Ч. В соавторстве, с землею и водою… Фрунзе, 1978. С. 137).  Планетарность мышления писателя прослеживается, когда он поднимает вопросы экологии, судеб людей, раскрывает душевные состояния своих героев.

Таким образом, в результате деятельности организованного и руководимого Ч. Айтматовым в 1986–2008 гг. международного Иссык-Кульского форума, зародилось ядро нового планетарного мышления, нового человеческого самосознания, создание Глобальной цивилизации по законам мира и свободы.

В то же время писатель поднимает вопрос о сохранении этнического самосознания, исторической памяти, утверждая, что у человека лишённого исторической памяти, знания своей собственной истории нет, и не может быть самосознания и свободы. Ч. Айтматов рассматривая, проблему исторической памяти, поднимает проблему «манкурта» — человека, не помнящего своего прошлого. Проблема сохранения кыргызского этноса, языка, культуры, проходит красной нитью во многих произведениях писателя. Ведь, именно память делает человека человеком, народ народом, культуру культурой.

Особое место в книге занимает раздел, где авторы рассматривают роль Айтматова в распространении истории и культуры тюркоязычных народов. В хронологической последовательности раскрываются идеи писателя о необходимости объединения усилий близкородственных народов прежде всего для изучения истории, языка, культуры и других аспектов жизни. При котором объективно интенсивнее происходили бы взаимосближения, а также интеграционные тенденции и в политической жизни тюркских государств.

 4 ноября 2004 года, Айтматов в интервью одному из журналистов сказал: «Для всех было бы полезно создать в тюркском мире союз подобный Евросоюзу…». Затем 25 апреля 2008 г. на встрече с молодежью он озвучил мысль о том, что «Тюркский мир возрождается, вновь поднимает голову и вносит свой вклад в цивилизацию. Пусть понятие “тюркский мир” будет давать нам новую силу, огромный стимул, двигающий нас вперед» (См.: С. 152 — 153).

РАСШИРЯЯ  ВСЕЛЕННУЮ   Ч. АЙТМАТОВА...

Как утверждают авторы, «эти высказанные плодотворные мысли Чынгыза Айтматова, нашли ведь реальное воплощение. … когда 3 октября 2009 года в азербайджанском городе Нахичиван представителями тюркоязычных государств: Азербайжана, Казахстана, Кыргызстана, Турции и Узбекистана официально создали так называемый Тюркский совет (Түрк кеңеши), с главной целью углубления всестороннего сотрудничества между тюркоязычными государствами, а также внесения совместного вклада в обеспечение мира и стабильности в регионе и во всем мире. Государства-члены подтвердили свою приверженность демократическим ценностям, правам человека, верховенству права и принципам благого управления” (См.: С. 153).

 Значительное внимание уделили авторы и становлению целого направления в науке, как «Айтматоведение», где не только в литературоведческом аспекте развивается данное направление. Сегодня, как отмечают авторы, произведения писателя стали объектом изучения философии, этики, эстетики, экологии, педагогики, этнологии, культурологии. Конечно же, большое место в книге занимает и дипломатическая деятельность писателя.

В разделе «Интеллектуалы мира о Чынгызе Айтматове» собран уникальный материал высказываний советских, кыргызских, российских, турецких, азиатских и западных исследователей об Ч. Айтматове. Здесь приведены оригинальные и объективные характеристики не только его коллег по перу, но и крупных политиков и государственных деятелей, а так же простых читателей творчества писателя, которые придают им документальную доказательность заключений и выводов авторов.

Одной из главных достоинств книги является уникальные фотографии из жизни писателя, которые также отражают многогранность и широту его личности.

Вызывает интерес раздел книги, где авторы последовательно раскрывают и постановку спектаклей, фильмов по произведениям писателя в разных странах.

Книга вызывает интерес читателя и вносит определенный вклад в развитие “Айтматоведения”. Читая книгу, еще раз вспоминаешь слова Чингиза Торокуловича об ответственности человека за судьбу нашей Земли.

Гульнара Ботоканова,  заведующая кафедрой философии, теории и истории культуры Бишкекского государственного университета им. К. Карасаева,  доктор философских наук

 

Поделиться

Комментарии