ПРОГРАММА МЕНТОРСТВА: ПОДДЕРЖКА УЧИТЕЛЕЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ВЗЛЕТА

  • 18.05.2021
  • 0
ПРОГРАММА МЕНТОРСТВА: ПОДДЕРЖКА УЧИТЕЛЕЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ВЗЛЕТА

Можно и нужно бесконечно задаваться вопросом о том, как нужно помочь повышать уровень преподавания новых учителей.  Одним из самых главных ответов на вопрос — это поддержка учителей в первые годы. Для нового учителя первые годы это самый важный период для того, чтобы они оставались мотивированы, стрессоустойчивы и верили в их призвание — быть учителем. «Согласно исследованиям и опыту, одна треть педагогов уходит из профессии через три года после начала работы, в основном объясняя свой уход, недостаточной поддержкой молодых специалистов», – основываясь на статистике по Северной Америке, пишет Пэм Роббинс, независимый консультант по образованию из США. (Роббинс. П.1999 г. из статьи Золотовой А.)

А ведь поддержка в виде наставничества был еще в древности со времен Сократа, затем проявилась в работах Ж-Ж. Руссо и в восмидесятые годы исследования были в работах Д. Меггинсона (D. Megginson), Д. Клаттербака (D. Clutterbuck), Э. Парслоу (E. Parsloe) и ряда других известных педагогов XIX века — H.H.Булича, H.A.Корфа, К.Д.Ушинского.  Многие работы по разному описывали наставничество и появлялись разные термины как «тьюторство», «менторинг», «коучинг», «обучение на рабочем месте» и стали взаимозаменяемые. Может в этом и проблема, что не существует универсального определения наставничества? (Голд, 1996, Мулен, 2012). Оно проявляется в разных концепциях, как наставничество, надзор, коучинг и т. д. (см. Сандли, 2007). Маллен (2012) предлагает иллюстративную цитату: «В то время как некоторые теоретики думают о коучинге как о типе наставничества, другие видят прямо противоположное — то есть наставничество как вид коучинга» (стр. 9). Наставничество может осуществляться во многих контекстах, основываться на различных целях и теоретических подходах (Домингез и Хегер, 2013, Хобсон и др., 2009) и осуществляться в разных обстоятельствах разными способами с разной продолжительностью и интенсивностью (Ингерсолл и Стронг, 2011, Стронг и Барон, 2004 в статье Аспрофа, 2015).

«Целью наставнической деятельности в системе образования выступает непосредственное воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию путем передачи опыта от наставника к наставляемому; Объектом наставничества является сам процесс передачи опыта, а субъектами — наставники» (Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер,2016).

В международной образовательной сфере распространен термин — менторства. Менторство — это обзор преподавания для развития и повышения квалификации, а не для критики. Во многих школах за рубежом директора назначают  наставников для новых учителей для постоянной поддержки и руководства. (Гулинг-Остин, 1990, в исследовании Шаматова, 2005).

В бизнес сфере наставничество от менторства отличают. Наставник — опытный сотрудник, передающий новичку опыт и вводит в курс дела. А ментор как опытный специалист, не просто делится знаниями, а и оказывает моральную поддержку, помогает в решении сложных задач, и в общем положительно влияет на развитие младшего специалиста. (Леонова Е, 2019).

В Кыргызстане же были сделаны единичные исследования на тему менторства и адаптации учителей в новых школах . Профессоров Д. Шаматов написал свою докторскую исследовательскую работу на тему  “Становление молодого учителя”, где затронул тему менторства. Действительно, если не поддержать учителей в его первые годы становление — педагога, то как и многие уходят из школьной жизни насовсем. Конечно, есть и другие факторы такие как финансовая часть, но это не самое главное. Самым важным аспектом в менторстве является морально-психологическая поддержка со стороны ментора, опытных учителей. Поэтому этот термин”менторство” будет превалировать в статье, так как менторство это не просто передача опыта, но больше морально-психологическая поддержка опытного учителя.

Я сама как начинающий учитель, испытала первые годы преподавания, и это самые тяжелые годы. Но меня поддержали мои менторы, где я отправляла свои видео уроки, где бы они не находились. Одна из них мой ментор Джейми. Она меня не оценивала, а наблюдала за моим процессом преподавания, взбадривала, и всячески поддерживала позитивными и теплыми словами, что мне еще хотелось дальше преподавать.  И так я полюбила процесс преподавания. Оценку же делали мы оба. Я снимала свой урок и отправляла ментору, где мы оба пересматривая, оценивали мой урок по рубрике Дэниелсона (специальная рубрика для учителей), где по итогу я писала сама себе саморефлексию. И после этого  со своим ментором обсуждали  о моих удачных и неудачных моментов  во время урока.  Данная инновационная модель менторства разработано в Институте образования АУЦА.  Данная методология менторства на основе видео и рубрике Дэниэлсона стала центральным элементом работы. Данная программа была разработана профессором Тамо Чаттопадхай, директором IOE, и профессором Элизабет Дэвис, руководителем магистерской программы по педагогике в 2018 году.

Я бы очень хотела, чтобы молодые учителя тоже испытали такие ощущения. Ощущение, что их поддерживают, что начальные годы — это период самообучения, саморефлексии и конечно же, неудач. Неудачи — самое важное звено, где многие ломаются психологически. Но если ментор направит в правильное русло, подскажет, взбодрит и даст пару стратегий, то новые учителя расправят крылья и готовы будут все силы направить на обучение детей.

Поэтому в ноябре 2020 года я решила предложить программу менторства по рубрике Дэниэлсона Министерству образования. По инициативе бывшего министра Алмазбека Бейшеналиева, при министерстве была открыта площадка для инновационных идей. Лаборатория объединяет активных представителей экспертного, академического и бизнес сообществ для обсуждения и реализации общественных инициатив.  Тогда все эксперты поддержали и подчеркнули, что данная программа менторства в Кыргызстане необходим. Данная инициатива была внесена в рабочую программу Министерства, где дальше будут прорабатываться шаги для реализации.

К сожалению, такой программы менторства на уровне государства пока я не видела, может быть есть наставничество в разных образовательных учреждениях. Есть отдельные программы, которые ведутся, например тот же Институт образования АУЦА, который провел ряд семинаров по подготовке менторов совместно с Республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических работников при Министерстве образования и науки КР, с КГУ им. И. Арабаева и районными отделениями образования г. Бишкек. Фонд Розы Отунбаевой по СТЕМ программе проводят обучения менторов. Все они поддерживаются международными организациями или исследовательскими институтами. Первая онлайн сертификацию по программе наставничества была проведена в декабре 2020 года. Это месячная программ была для начинающих менторов, которая предлагает цикл на русском и кыргызском языках. Эта программа поддерживается Сетью университетов открытого общества (OSUN) и предлагает сертификат менторства OSUN, выданный совместно Институтом образования АУЦА, а также программы MAT из Bard College (Нью-Йорк) и Al-Кудс Бард Колледж (Палестина).

Программа сама направлена на практическое обучение навыкам менторства — менти или подопечный, работают вместе в течение 4-недельного периода.

Помимо повышения качества менторства при обучении в классе, Сертификат OSUN от Института образования АУЦА мог бы открыть важный путь по карьерной лестнице для учителей в системе образования Кыргызстана — возможно, включенный в состав агентств и инициатив Министерства образования по развитию учителей и поддержки учителей В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ВЗЛЕТА.

 

Назима Абдыбекова

завуч начальных классов частной школы, магистрант программы по педагогике

 

 

 

 

Поделиться

Комментарии