Предложения профессора КТУ «Манас» по приему абитуриентов в вузы

  • 24.06.2016
  • 0

Вследствие того, что прием студентов только на основе ОРТ для условий нашей республики был признан не очень подходящим, согласно постановлений ПКР от 21 мая 2011 года за №256 и его редакций от 28 марта 2012 года за №215, а также от 19 июня 2012 года за №429, «ПОРЯДОК приема в высшие учебные заведения Кыргызской Республики» была введена система квотирования.

По моему мнению,  целью установки квот был учет нижеследующих обстоятельств:

1. Победители олимпиад по профильным дисциплинам являются наиболее перспективными студентами и способными специалистами по избранным специальностям, поэтому им отдается высшее предпочтение;

2. В высокогорных районах условия по обучению намного хуже, чем в других регионах и, при равных способностях, абитуриенты из этих мест будут иметь меньшие баллы ОРТ, поэтому  им отдается предпочтение — по сравнению с жителями других населенных пунктов (селами, малыми городами и городами);

3. Точно так же считается, что в селах условия по обучению хуже, чем в малых городах и городах, поэтому  им тоже отдается предпочтение — по сравнению малыми городами и городами;

4. Так же считается, что в малых городах условия по обучению хуже, чем в больших городах, поэтому  им тоже отдается предпочтение — по сравнению с большими городами.

Система квотирования, в целом для условий нашей республики, очень оправданная мера, так как нельзя сравнить условия и возможности обучения в высокогорных отдаленных небольших селах и, например, в столице республики. Однако, вследствие не до конца продуманных постановлений и положений, их использование на практике часто приводит к очень несправедливым решениям и результатам.

Ежегодно при применении существующей системы квотирования для десятков абитуриентов в каждом университете (в целом по республике страдают порядка 800-900) допускается грубое ущемление их прав, заключающееся в том, что зачастую «привилегированные» абитуриенты (в порядке снижения привилегированности: победители олимпиад > из высокогорных районов > из сел > из малых городов > из городов) наоборот, оказываются «непривилегированными» и их права ущемляются даже по сравнению с отбором по одному объективному показателю – по результатам ОРТ.

Покажем это на одном конкретном примере.

1. На направление «Прикладная математика и информатика» в КТУ «Манас», было выделено 10 мест. Абитуриентов — городских жителей было 26 человек, квота составила 3,51 – округленно = 4,0; были зачислены в студенты абитуриенты с суммами баллов: 353; 343; 324 и 319;

2. абитуриентов из малых городов было 11 человек, квота абитуриентов была 1,49 – округленно = 1,0; был зачислен в студенты абитуриент с суммой баллов: 345; следующие за ними имели суммарные баллы: 343; 332; 332; 317 и т.д.

3. абитуриентов из сел было 25 человек, квота абитуриентов была 3,38 – округленно = 3,0; были зачислены в студенты абитуриенты с суммами баллов: 369; 341; 328; следующие за ними имели суммарные баллы: 327; 326; 314 и т.д.

4. абитуриентов из высокогорных регионов было 12 человек, квота абитуриентов была 1,62 – округленно = 2,0; были зачислены в студенты абитуриенты с суммами баллов: 337; 303; следующие за ними имели суммарные баллы: 277; 260 и т.д.

5. абитуриентов – победителей олимпиад не было ни одного человека. Победителей олимпиад всегда очень мало и, поэтому, они, если захотят проходить по этой категории, никогда не будут зачислены, так как почти всегда их квота будет равна «0»! Мне кажется, они это понимают и никогда не указывают, что они победители олимпиад!

Таким образом:

А) если бы, например, абитуриентов – победителей олимпиад было бы до 3 человек включительно и у них были бы очень высокие баллы (например, даже выше – 353!), ни один из них не смог бы поступить, так как их квота была бы равной нулю!!

Б) Двое абитуриентов из сел, с баллами 327 и 326, и трое абитуриентов из малых городов, с баллами 343; 332; 332 — имея суммарные баллы выше  баллов зачисленных в студенты абитуриентов из городов, оказались не зачисленными!

Таких примеров по каждому ВУЗу можно привести десятками.

Для восстановления справедливости и полного достижения цели квотирования,  предлагаю использовать метод «вытеснения». Суть этого метода, в данном случае, заключается в том, что абитуриенты из более привилегированных категорий, при равных баллах и, тем более, при более высоких баллах, должны иметь преимущество перед менее привилегированными абитуриентами.

В таком случае порядок выбора студентов должен быть нижеследующим:

1. На первом этапе отбор должен проводиться в прежнем порядке, то есть надо считать, назовем их так «Условные квоты», а затем, согласно количеству баллов в каждой категории, проводить отбор.

2. После этого, согласно 1-го параграфа приложения методики «Категории абитуриентов и процентное  распределение государственных грантов на его основе» (далее – список) если у абитуриентов расположенных в списке на нижних строчках, не прошедших в студенты, назовем их «первыми», т.е. более привилегированные, баллы окажутся равными или большими, чем у отобранных на первом этапе абитуриентов и находящихся выше, назовем их «вторыми», т.е. менее привилегированные, то «первые» абитуриенты могут и должны вытеснять «вторых» и должны быть отобранными для зачисления в студенты. Этот метод «вытеснения», должен применяться ко всем категориям – начиная со вторых по списку и до самого низа (см. ниже: «Порядок использования метода вытеснения…».

3. Только после этого отобранные абитуриенты могут быть зачисленными в студенты.

Порядок использования метода вытеснения для вышеприведенного примера по направлению «Прикладная математика и информатика» в КТУ «Манас» в 2015 году:

Смотрим и находим самые высокие баллы из списка незачисленных абитуриентов из более привилегированных групп и находим: один незачисленный абитуриент, вернее – не вошедший в предварительный список зачисляемых, абитуриентов из малых городов с суммарным баллом в 343 – должен вытеснить на более низкий в списке ряд одного абитуриента из городов, имеющего балл 343. Тогда в предварительном списке зачисляемых по городам будут 4 абитуриента с баллами: 345, 343; 343 и 324.

Теперь снова смотрим и находим самые высокие баллы из списка незачисленных абитуриентов из более привилегированных групп и находим:

Двое абитуриентов из малых городов  имеют одинаковые баллы 332 и 332. Так как они имеют более высокий балл, чем последний условно зачисляемый абитуриент (у него 324 балла), то мы должны выбрать одного из них, например, при других равных  условиях, по времени сдачи документов, и поместить его вместо абитуриента с баллом 324 – в списке из «городов».

Процедура повторяется и из привилегированных «незачисленных» следующий высокий балл имеет абитуриент  из села – 327. Так как его балл ниже чем у всех пока условно зачисленных абитуриентов из менее привилегированных групп, то ничего пока не меняем. Незачисленные абитуриенты из высокогорных регионов имеют балл ниже (277 балла), чем у всех условно зачисленных, поэтому выше полученный список зачисления должен быть признан окончательным.

При объяснении сути предложений, многие начинают говорить о сложности этого метода, появлении «лазеек» для коррупции и подделок и т.п. Я хочу сказать на это, что при внимательном отношении никакой особой сложности в использовании  этого метода нет – все работники приемных комиссий ВУЗов – люди с высшим образованием, а в этом методе лишь очень простая арифметика. Что касается коррупции и т.п. – мы видим, что при желании можно  «делать деньги» в любом месте и на любой должности! Здесь мы не должны забывать, что речь идет о судьбе сотен и сотен абитуриентов и что вышеназванные «трудности», по сравнению с этим,  не идут ни в какое сравнение.

При таком способе отбора сохраняется так необходимый для нашей страны принцип квотирования и, в то же время, не ущемляются права абитуриентов из более привилегированных групп. А эта проблема касается, по моим приблизительныи расчетам, не менее 800 абитуриентов в год.

Я уже с начала осени непрестанно пытаюсь решить вышеуказанную проблему и «пробить» новое постановление Правительства КР – однако мои усилия пока оказываются безуспешными. Предлагал срочно создать рабочую группу при ПКР,  с включением в ее состав работника из МОиНКР, которая должна была подготовить новую редакцию вышеуказанного постановления ПКР, с тем, чтобы до следующей компании по отбору студентов успеть проконсультировать и подготовить  сотрудников приемных комиссий ВУЗов.

К.Кожобаев, профессор кафедры «Экологическая инженерия»  Кыргызско-Турецкого университета «Манас»        

 Минобразования КР считает изменение процедуры квотирования  абитуриентов нецелесообразным

Мы обратились к главному специалисту Управления образовательной и молодежной политики Минобразования КР Евгении ЧУБУКОВОЙ, чтобы узнать точку зрения Минобразования КР по данному вопросу.

— Наше министерство изучило предложения профессора кафедры «Экологическая инженерия» Кыргызско-Турецкого университета «Манас», доктора технических наук К. Кожобаева по изменению процедуры приема абитуриентов в вузы республики в рамках категорий абитуриентов и готовы дать детальный  ответ по данному вопросу.

Система квотирования грантовых (бюджетных) мест по категориям абитуриентов была введена в 2003 году и с небольшими видоизменениями существует по настоящее время.

За годы ее применения дважды вносились изменения в перечень категорий абитуриентов: в 2004 году выпускники школ областных центров и выпускники школ малых городов были объединены в одну категорию, и в 2007 году была введена новая категория абитуриентов – выпускники школ высокогорных районов. С 2012 года абитуриенты, имеющие право на льготы (инвалиды 1,2 группы, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) стали зачисляться на грантовое обучение в рамках отдельной квоты грантовых мест, которая ежегодно определяется Правительством КР.

В соответствии с Положением о государственных образовательных грантах для обучения студентов в государственных вузах страны, утвержденным постановлением Правительства КР от 2 июня 2006 года, призеры республиканских и международных олимпиад имеют право внеконкурсного зачисления на специальности, по которым предмет олимпиады является профилирующим. Таким образом, квотирование по категориям на призеров олимпиад не распространяется.

Хотелось бы подчеркнуть, что изначально система квотирования по категориям вводилась не с целью определения «привилегированных» категорий абитуриентов, как понимает автор обращения, а с целью обеспечения равного доступа к высшему образованию городских и сельских выпускников.

Это связано с тем, что, к сожалению, объективной реальностью для нашей республики является то, что уровень преподавания в разных уголках страны остается очень неоднородным. Абитуриенты, претендующие на дальнейшее обучение в вузе, находятся в разных стартовых условиях, если говорить о знаниях и умениях, полученных в результате обучения школьным предметам в различных регионах страны.

В настоящее время категории абитуриентов и механизм квотирования по категориям установлены Положением об отборе и зачислении абитуриентов в высшие учебные заведения республики  по результатам общереспубликанского тестирования, утвержденным постановлением Правительства КР от 27 мая 2011 года № 256.

В соответствии с указанным Положением при проведении конкурса на грантовое обучение абитуриенты (кроме абитуриентов, имеющих право на внеконкурсное зачисление), претендующие на получение грантов, делятся на ряд категорий. В частности, это абитуриенты школ Бишкека, абитуриенты школы областных центров и малых городов, абитуриенты сельских школ, абитуриенты школ, расположенных в высокогорных районах.

Во время зачисления грантовые места между категориями распределяются пропорционально: чем больше представителей определенной категории абитуриентов, тем больше грантовых мест они получают. Такая система позволяет проводить отдельные конкурсы в рамках установленных категорий, то есть, например, выпускники сельских школ не конкурируют с выпускниками школ Бишкека во время конкурса.

Мы считаем, что К. Кожобаев делает свои выводы на основании статистики только Кыргызско-Турецкого университета «Манас». Особенностью данного вуза является то, что ежегодно на каждое направление подготовки выделяется небольшое количество грантовых мест – 5-10 мест, в других вузах — как правило, не менее 15 мест. В связи с этим, примеры зачисления в К-ТУ «Манас» нельзя считать типичными для всей республики.

Как показывает статистика, ежегодно в результате зачисления участники тестирования от каждой категории школ получают пропорциональное представительство. Так, в 2015 году наибольший процент (44,7%) зачисленных отмечается среди выпускников сельских школ. Среди участников тестирования выпускники сельских школ составляют практически такую же часть (45,3%).

Распределение (в %) участников ОРТ 2015 года и абитуриентов,

зачисленных на грантовые места в Кыргызской Республике по категориям

Показанная в таблице тенденция сохраняется на протяжении всех лет применения квотирования.

Из ниже приведенной таблицы видно, что показатели среднего и минимального балла абитуриентов, зачисленных на грантовое обучение, в категориях сельских и высокогорных школ ниже, чем показатели в других категориях. Таким образом, имея более низкие баллы, выпускники сельских и высогорных школ имеют равные возможности при поступлении на грантовое обучение в вузы.

Учитывая, что количество грантовых мест для отдельной категории абитуриентов напрямую зависит от количества абитуриентов, участвующих в конкурсе, то иногда возможны ситуации, когда проходные баллы для категории сельских выпускников могут быть выше, чем в других категориях. Как показывает опыт, выпускники сельских школ не всегда ориентированы поступать на технические специальности. Однако, в масштабах республики система квотирования, на наш взгляд, показала свою эффективность.

Кроме того, за счет применения единой для всех вузов формулы для расчета квоты грантовых мест по категориям абитуриентов, действующая система квотирования абсолютна прозрачна и понятна для всех заинтересованных сторон, в том числе для абитуриентов и их родителей, которые в ходе конкурса самостоятельно могут произвести расчеты квот.

Предлагаемая К. Кожобаевым система зачисления значительно усложняет процедуры отбора и зачисления в вузы и, на наш взгляд, будет способствовать возникновению коррупционных рисков при приеме абитуриентов.

Предлагаемый им метод «вытеснения» практически приведет к тому, что категории при зачислении не будут учитываться либо будут ущемлены права выпускников городских школ.  Гораздо проще будет просто отказаться от квотирования и проводить конкурс по общему рейтингу баллов абитуриентов без учета категорий, как при зачислении на контрактное обучение.

В соответствии со статьей 3 Закона КР «Об образовании» граждане республики имеют право на образование независимо от пола, национальности, языка, социального и имущественного положения, ограничений возможностей здоровья, рода и характера занятий, вероисповедания, политических и религиозных убеждений, места жительства и иных обстоятельств. В связи с этим введение «более привилегированных категорий» при зачислении в вузы будет противоречить указанной статье Закона.

Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы подчеркнуть, что Минобразования КР считает изменение процедуры квотирования абитуриентов при приеме в вузы нецелесообразным.

Айнура КАНИМЕТОВА,«Кутбилим»

Состоятся  выборы ректоров трех ведущих вузов страны

Этим летом состоятся очередные выборы ректоров отдельных высших учебных заведений.

Выборы ректора  Кыргызской государственной медицинской академии, как сообщили в Минобразования КР, состоятся 30 июня. Кандидатов в ректоры КГМА на данный момент  -12 докторов медицинских наук.

В частности, это: АдамбековДоктурбек, Айдаров Зиябидин, БейшеналиевАлымкадыр, БошкоевЖусуп, БримкуловНурлан, ЖолдошбековЕсенгульди, КасымовОмор, Кудайбергенова Индира, КуттубаевОмурбек, СатылгановИшенбек и др.

В середине июля состоятся выборы ректора ОШГУ. Один из претендентов на пост ректора – ныне действующий ректор Каныбек Исаков. 12 июля состоятся выборы и ректора КГУСТА. Напомним, что ранее состоялись выборы ректора Кыргызского национального аграрного университета имени Скрябина, где был избран ректором РысбекНургазиев.

Напоминаем, что ректор  государственного высшего учебного заведения, за исключением руководителей специализированных государственных высших учебных заведений Министерства внутренних дел и Министерства обороны, избирается на общем собрании коллектива.

Как сообщили в Минобразования КР, выборы происходят  на альтернативной основе, из числа специалистов, имеющих ученую степень и звание, а также соответствующую квалификацию, тайным голосованием простым большинством голосов.

Выдвижение кандидатур на должность руководителя государственного высшего учебного заведения производится его учебными и другими структурными подразделениями либо в порядке самовыдвижения.

Выборы руководителя государственного высшего учебного заведения проводятся и считаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины от общего состава коллектива государственного высшего учебного заведения.

Три кандидата, набравшие наибольшее количество голосов, представляются Премьер-министру КР для утверждения одного из них на должность руководителя государственного высшего учебного заведения. Каждый из трех представленных кандидатов имеет равное право быть назначенным на должность.

Руководитель государственного высшего учебного заведения избирается и утверждается на должность сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть избрано и утверждено на должность руководителя государственного высшего учебного заведения более двух сроков подряд.

Очередные выборы нового руководителя государственного высшего учебного заведения проводятся не позднее тридцати календарных дней со дня прекращения полномочий действующего руководителя. Руководитель государственного высшего учебного заведения осуществляет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного руководителя данного высшего учебного заведения.

Айнура КАНИМЕТОВА

 

Поделиться

Комментарии