ПОЧЕМУ STEAM-ОБРАЗОВАНИЕ?

  • 17.02.2023
  • 0

ПОЧЕМУ STEAM-ОБРАЗОВАНИЕ?

Исходя из своего более десятилетнего опыта в системе дошкольного образования могу сказать, что в наше время государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, воплощать свои идеи и приносить пользу социуму.

Я убеждена, что рефорфмы следует начинать именно с дошкольного образования. Ведь именно, в этом возрасте формируются все основные качества личности ребенка. И мы в ответе за содержание работы с детьми.

Наш выбор пал на STEАM-образование. STEAM вдохновляет наших детей – будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров проводить исследования как ученые, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить как математики, и играть как дети.

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEАM-технологии.

Внедрение STEАM-технологии в ДОО помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дети приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

Тема самообразования предполагает изучение и внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОО новой STEAM-технологии, обеспечивающей развитие у детей интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений.

STEAM-образование – это единая схема развития, новая инновационная образовательная технология, которая основана на слиянии пяти направлений — это естественные науки, технология, инженерия, творчество, математика.

Мы хотим поделится своим опытом в этом направлении, STEAM-технология на сегодня быстро развивается на всех уровнях образования. Мы тоже не отстаем в этом, с 2021 году мы работаем над внедрением STEAM-технологий в ДОО. И на сегодня у нас есть первые сделанные шаги, первые маленькие успехи. С сентября 2023 года ввели в апробацию модель «ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК ОРБИТАЛЬ 3+» через призму STEAM-технологий.

Цель: повышение профессиональной компетентности по теме «STEAM-технологии в дошкольном образовании». Создание модели мотивирующей образовательной среды с использованием STEAM-технологий для развития интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно-техническое творчество на всех этапах дошкольного детства.

Задачи:

  1. Изучить образовательные модули STEАM-технологии.
  2. Создать в группе педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду.
  3. Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.
  4. Формировать и развивать исследовательские навыки, умение сотрудничать и взаимодействовать с другими участниками, самореализацию детей.
  5. Постепенное внедрение STEAM-технологии в образовательную деятельность.

STEАM-образование состоит из шести модулей. Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном решении обеспечивают реализацию целей STEАM-образования: развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного возраста. Какие есть модули в STEAM-технологиях?

  1. Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»:

— экспериментирование с предметами окружающего мира;

— освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;

— освоение пространственных отношений;

— конструирование в различных ракурсах и проекциях.

  1. «LEGO — конструирование»:

— способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщение, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

— свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);

— умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.

  1. Образовательный модуль «Математическое развитие»:

— комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

  1. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»:

— формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;

— осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;

— формирование экологического сознания.

  1. Образовательный модуль «Робототехника»:

— развитие логики и алгоритмического мышления;

— формирование основ программирования;

— развитие способностей к планированию, моделированию;

— обработка информации;

— развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей.

  1. Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»:

— освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий;

— освоение медийных технологий;

— организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

Первые четыре модуля нам знакомы — они есть в нашем основном учебном плане. Отличие состоит в том, что мы здесь используем STEAM- оборудования.

STEAM подход значительно отличается от традиционного. Здесь дети учатся решать проблемы самостоятельно, они делятся между собой своими впечатлениями и знаниями, работают вместе над проектом, вместе решают проблему, если она возникает.

Модуль робототехника и мультстудия являются новыми модулями в дошкольном образовании, мы больше времени даем на изучение этих модулей.

Какие же преимущества есть внедрения STEAM-технологий?

  1. Обучение не по предметам, а по темам. Здесь имеется ввиду интеграция всех модулей.
  2. Развитие и формирование у детей интереса к научно-техническому творчеству. Здесь идет формирование знаний основам физики, химии, биологии, моделирования, технологии, инженерии, проектирования, дизайна, анимационной педагогике, визуальной грамотности, согласно имеющимся модулям STEAM-технологий.
  3. Формирование и развитие речевой деятельности детей, таких как демонстрация, презентация, комментирования, посредством которых речь детей обогащается, становится более свободной. Дети научатся рассуждать, делать анализ.
  4. Формирование и развитие работы детей в команде и уверенности детей в собственных силах.
  5. Формирование и развитие интереса в ранней ориентации профессии у детей.
  6. Формирование и развитие у детей критического, пространственного, креативного, логического, аналитического мышления у детей, а также алгоритмического мышления и основ программирования.
  7. Формирование и развитие познавательного интереса и способностей к изобретательству, продуктивной деятельности, исследованию и решения от простых до сложных задач.
  8. Формирование и развития у детей умения устанавливать причинно-следственных связей.

Чему и как учить сегодня, чтобы наши дети были успешными завтра – это основа идеологии современного образования. Привить навыки самостоятельного обучения в течение всей жизни, научить взаимодействию на разных уровнях, развивать самостоятельное и критическое мышление – эти и многие другие принципы составляют стратегию развития современных образовательных технологий.

STEАM-технологии реализуются в приоритетных видах деятельности детей дошкольного возраста – игре, конструировании, познавательно-исследовательской деятельности, проектной деятельности, различных видах художественно-творческой деятельности.

Много вопросов было от зрителей, как и где педагоги могут пройти обучение STEAM-компетенциям? Какие есть возможные формы обучения?

У нас в детском саду открыт ресурсный кабинет, наши педагоги с 2021 года с августа прошли офлайн и онлайн обучения STEAM-компетенциями, по сей день повышают квалификацию с помощью наших тренеров-тьюторов с Москвы, разработчиков модели «ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК ОРБИТАЛЬ 3+»   Михалевой-Устинской Валерии и Устинского Дмитрия. Также самостоятельно ищем вебинары и тренинги в формате онлайн.

На сегодня мы готовы транслировать свои знания в целях распространения и масштабирования, делиться своим опытом по внедрению актуальной STEAM-программы в дошкольной организации в формате офлайн, формат онлайн пока в разработке. Наш ресурсный кабинет имеет по всем модулям STEAM-оборудование, благодаря, которому мы имеем возможность проводить полные курсы на практике.

Но, как и где, откуда можно приобрести STEAM-оборудование?

К сожалению, у нас в стране пока невозможно купить свободно такое оборудование. Нужно заказывать через Россию или возможно через Китай, над этим вопросом мы плотно работаем со всеми возможными путями для его разрешения. Надеемся на положительный итог.

В заключении хочу отметить, STEAM-подход даст детям возможность изучать мир, системно вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное.

Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения,  умение критически оценивать результаты — выработать инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы.

Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе их профессии, от которых будет зависеть наше высоко конкурентное государство в мировом глобальном сообществе.

 Индира ДУУЛАНОВА,  заведующая ДОО №22 г.Бишкек

Поделиться

Комментарии